Бельгийские астрофизики нашли три нестыковки в официальных версиях крушения «Су-24» Статьи редакции

Астрофизики Джованни Лапента (Giovanni Lapenta) и Том Ван Дорселаре (Tom Van Doorsselaere) из бельгийского Университета Лёвена проанализировали официальные данные о российском бомбардировщике, сбитом турецкими ВВС 24 ноября. Об этом сообщает издание Motherboard со ссылкой на запись в университетском блоге.

Как отмечают физики, официальные данные, озвученные турецкой и российской сторонами, сильно разнятся. По словам турков, самолёт на 17 секунд вошёл в их воздушное пространство, а до этого пилотов многократно предупредили в течение пяти минут. Российская сторона отрицает как нахождение на территории Турции, так и получение предупреждений, заявляя, что самолёт был сбит над Сирией.

В условиях, когда все заявления о происшествии озвучиваются с неким политическим подтекстом, трудно отделить факты от манипуляций, отмечает Motherboard, однако бельгийские учёные постарались взглянуть на ситуацию как на задачу из школьного курса физики.

На основе опубликованного Russia Today видео они подсчитали, что после попадания ракеты в «Су-24» и до падения бомбардировщика на землю прошло 30 секунд. Учитывая, что вертикальное ускорение самолёта после поражения зависело только от силы тяжести (g = 9,81 м/с², z = gt²/2), он должен был находиться на высоте не меньше 4500 метров. По данным турков, «Су-24» летел на уровне 5800 метров, что соотносится с выводом физиков.

Используя опубликованную турецкой стороной карту перемещения «Су-24», физики подсчитали скорость движения самолёта в момент поражения. Она равнялась 960 км/ч: за 30 секунд сбитый бомбардировщик пролетел ещё примерно 8 километров.

Карта, предоставленная турецкими ВВС. Изображение New York Times

По данным с карты, бомбардировщик пролетел по турецкой территории всего 2 километра. При условии скорости в 960 км/ч это означало, что в турецком воздушном пространстве он провёл лишь 7,5 секунд, а не 17 секунд, как утверждали представители Турции.

В турецких ВВС заявили, что предупредили российские самолёты (всего летело два «Су-24») десять раз в течение пяти минут. Однако за это время бомбардировщики на скорости 960 км/ч пролетели бы около 80 километров. По мнению физиков, на таком удалении от границы ВВС не могли предугадать, что воздушное пространство будет нарушено.

В случае с российской картой, предоставленной Минобороны 24 ноября, происшествия бельгийцы обнаружили нестыковку в траектории падения «Су-24». На изображении видно, что после поражения ракетой направление движения самолёта поменялось на 90°.

Для такой резкой смены курса потребовался бы мощный импульс, заявили физики, который могло передать нечто, что было многократно тяжелее или быстрее бомбардировщика.

Карта, предоставленная Минобороны РФ. Изображение LifeNews

По нашим вычислениям, очевидно, что версии как Турции, так и России следует воспринимать с долей скептицизма. Длительность нарушения турецкого воздушного пространства, по нашей оценке, ограничена 10 секундами. Заявление России, что самолёты пытались предотвратить вхождение на территорию Турции, не соотносится с законами механики.

астрофизики Университета Лёвена

27 ноября Министерство обороны опубликовало другую карту расстановки сил. Из неё следовало, что после попадания ракеты из турецкого F-16 российский «Су-24» вошёл в пике, сделав разворот по дуге в сторону турецкой границы.

Лёвенский католический университет был основан в бельгийском студгородке Лёвене в 1425 году. На 2015 год он занимает 90 место в Академическом рейтинге университетов мира.

Поправки: на предоставленной турецкими ВВС карте не отмечена точка, в которой ракета поразила «Су-24», как и место падения. Как на основе траекторий полёта бельгийцы подсчитали расстояние, которое «Су-24» пролетел после поражения, неизвестно. Спасибо Илье А. за замечание.

{ "author_name": "Никита Лихачёв", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0438\u0437\u0438\u043a\u0430","\u0442\u0443\u0440\u0446\u0438\u044f","\u0441\u0443_24","\u0441\u0438\u0440\u0438\u044f","\u043f\u043e\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u044c","\u043d\u043e\u0432\u043e\u0441\u0442\u0438","\u043c\u0438\u043d\u043e\u0431\u043e\u0440\u043e\u043d\u044b_\u0440\u0444","\u043b\u0451\u0432\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439_\u043a\u0430\u0442\u043e\u043b\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439_\u0443\u043d\u0438\u0432\u0435\u0440\u0441\u0438\u0442\u0435\u0442","\u043a\u0440\u0443\u0448\u0435\u043d\u0438\u0435_\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e_\u0441\u0443_24_\u0432_\u0441\u0438\u0440\u0438\u0438"], "comments": 49, "likes": 54, "favorites": 25, "is_advertisement": false, "subsite_label": "news", "id": 56800, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Fri, 27 Nov 2015 22:04:37 +0300", "is_special": false }
0
49 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Рыночный якорь

73

Российский Генштаб сейчас

Ответить

Процентный завод

Максим
22

В анализе турецких данных — принципиальная ошибка. Точка попадания ракеты в самолёт на турецкой "карте" (на самом деле это наложение радиолокационного изображения на карту, "радарный оверлей" на техническом жаргоне) не обозначена и обозначена быть не могла в принципе: на радаре невозможно увидеть поражение самолёта ракетой (если, конечно, ракета недостаточно мощна, чтобы самолёт начал разваливаться на части, как это случилось с малазийским "Боингом").

Ответить

Процентный завод

Ilya.A—Petya.A's
14

Вообще интересно, откуда голландские учёные взяли расшифровку, ибо нагуглить официальную легенду, или хотя бы неофициальную, но от профильных изданий или компетентных блогеров, мне не удалось ни сразу, ни сегодня. Я могу свои догадки высказать, конечно (что точки на карте должны обозначать радиолокационные отметки, разумеется, с какой-то погрешностью; что линии, соединяющие точки, являются линейной интерполяцией; что длинные линии, торчащие от точек в стороны, могут быть линейной экстраполяцией и т. д.).

Ответить

Процентный завод

Ilya.A…
23

Тьфу, плохую картинку прикрепил, в оригинале не было надписей на английском.
Если соклубчанам интересно, я мог бы сформулировать предполагаемую расшифровку через некоторое время.

Ответить

Пищевой Филипп

Ilya.A…
5

Интересно

Ответить

Процентный завод

mefiste…
16

Я откопал аналогичную картинку из 2013 года, когда на высоте 14 200 футов (4,33 км) был сбит сирийский вертолёт Ми-17 (если кто-то найдёт пикчу из 2014, когда был сбит сирийский МиГ-23, буду очень сильно благодарен), думаю так:
— точки на карте обозначают радиолокационные отметки (т. е. точки, в которых радар засекает отражение, далее РЛО), разумеется, с какой-то погрешностью;
— линии, соединяющие точки, не несут никакого смысла, кроме как предотвращают визуальное "рассыпание" отметок и указывают порядок;
— символы наподобие М (далее "флажки") обозначают враждебные самолёты, яйцеобразные символы — враждебные вертолёты, полуэллипсы — свои самолёты;
— справа сверху от каждого летательного аппарата по формуляру, в первой строчке обозначение (не связанное со скоростью), во второй, скорее всего, высота;
— длинные линии, торчащие от ЛА в стороны могут быть векторами экстраполяции или просто обозначать их курсы (вероятно, радар допплеровский и измеряет проекцию скорости на линию между РЛС и РЛО, отсюда в предположении постоянства скорости можно вычислить курс);
— зелёный прямоугольник нанесён турецкими журналистами и не обозначает места падения;
— более того, на нашем "оверлее" вообще нет никаких РЛО после момента пересечения "ведомым" (предполагаю, что из пары самолётов-нарушителей сбили именно его) границы турцкого воздушного пространства;
— скорее всего, в этот момент и была пущена ракета (AIM-9X?), которая могла догнать самолёт как над турецкой территорией, так и над российской (это надо считать).

Ответить

Просторный

Ilya.A…
0

Какие линии торчат в стороны от точек?

Ответить

Президентский Паша

Ilya.A—Petya.A's
1

Вообще забавный факт: расстояние от самолета до Земли (4км) было больше чем расстояние, которое пролетел самолет по территории Турции.

Ответить

Просторный

hyposla…
0

Так да, в футболе бы судья не заметил что мяч пересёк линию ворот, а турки заметили пересечение границы

Ответить

Непонятный Артем

23

Физики вышли кофе попить наверно, открыли новости и набросали эти расчеты на салфетке.

Ответить

Процентный завод

L
47

Учитывая, что сопротивление воздуха в расчётах не учитывалось, дело наверняка обстояло примерно так.

Ответить

Просторный Орзэмэс

Ilya.A—Petya.A's
8

Предположим что планер это шар и рассчитаем сопротивление воздуха...

Ответить

Президентский

Ded
0

Также не учитывали, что самолет может упасть сто миллионами способов и траекторий, учитывая его планерные характеристики

Ответить

Капитальный ихтиандр

21

Простите, но

Ответить

Рациональный якорь

Владимир
1

Мамкин это сразу все три предыдущие.

Ответить

Старинный кавалер

12

Налицо попытка описать сложную многофакторную задачу с помощью простых моделей, причем, результат сильно зависит от выбора модели. У нас в физике такое шаманство называется спекуляцией.

Ответить

Линейный паук например

Marat
2

А не шаманством?

Ответить

Комментарий удален

Старинный кавалер

Lev
2

Это примерно одно и тоже, разница лишь в том, что шаманство нельзя опубликовать, а спекуляцию можно

Ответить

Рыночный самолет

9

Ученные выяснили, что российские и турецкие власти ****** [врут].

Вы уж простите, я не учёный, но я итак знал, что они обе (власти) ********* [заврались].

Ответить

Убитый фитиль

6

По опубликованному RT видео нельзя точно сказать, сколько падал самолёт (нет взрыва, видно только уже падающий самолёт, а сколько он летел до начала съёмки, 5, 15 или 30 секунд — неизвестно). А именно на этом времени базируются расчёты учёных.

Ответить

Убитый фитиль

Ilya
6

Я сейчас попробовал подсчитать всё с учётом этого момента, но понял, что это расчёты в вакууме просто — я могу любую цифру подогнать, потому что ни точное место падения не определить, ни точное место, над которым попала ракета, да и сопротивление воздуха должно тоже надо считать, нельзя же самолёт за точку в таких расчётах принимать.

Ответить

Практический Данила

Ilya
0

Тем не менее, вывод они сделали правильный: как российские, так и турецкие власти лгут.

Ответить

Чистый Кирилл

Mattur
3

чтобы сделать такой вывод, не обязательно учиться на астрофизика

Ответить

Убитый фитиль

Mattur
0

Да в том-то и дело, что доказательств они не представили. Потому что делать выводы о повороте на 90 градусов по картинке, нарисованной в фотошопе как минимум странно. А так в любом случае ясно, что одни из них точно врут.

Ответить

Просторный

Ilya
2

Да стебутся они, очевидно же

Ответить

Религиозный вентилятор

Ilya
1

Бельгийские учёные посчитали, а Никита написал. Мотив — just for lulz, в обоих случаях.

Ответить

Президентский Паша

Ilya
1

Также другой момент: самолет упал на горы, т.е. если он летел на высоте 5000м, то мог упасть на высоту 400м

Ответить

Напряженный Валера

5

Бельгийские астрофизики оказались быстрее Британских ученых

Ответить

Недавний Женя

3

То чувство, когда политики не умеют в фактчекинг

Ответить

Руководящий вентилятор

2

я бельгийцам верю. у них горошек хороший

Ответить

Соседний коктейль

1

Эти физики вообще знают что самолёт может летать с разной скоростью ? ( сарказм)

Ответить

Страстной Женя

–29

Минусуйте, но, по-моему, бельгийцы показали главное - обе стороны врут по полной программе.

Ответить

Минимальный бинокль

Рог
25

минусанул, потому что чувствую таким образом вовлечённость в коллектив, а ведь я новенький

Ответить

Просторный Орзэмэс

Levon
2

Год аккаунту, какой ты новенький, ты уже дед

Ответить

Музыкальный рак

Ded
7

Это ты дед.

Ответить

Низкий хот-дог

Nick
3

Как говорил мой дед: "я твой дед"

Ответить

Президентский

Mikhail
0

"Никогда не ешь малину!" - это единственный совет, который Арнольд (из "Эй, Арнольд!") слышал от своего деда

Ответить

Просторный

Nick
2

А ты Капитан

Ответить

Музыкальный рак

Ded
4

Не, я Ник.

Ответить

Ученый каякер

Nick
1

А я томат.

Ответить

Линейный

Виктор
6

А я - вид хищных млекопитающих, один из четырёх представителей рода пантер (Panthera), относящегося к подсемейству больших кошек (Pantherinae) в составе семейства кошачьих (Felidae). Являюсь наряду с тигром самой крупной из ныне живущих кошек.

Ответить

Президентс

Lev
8

Т.е. ты лижешь свои яйца

Ответить

Минимальный

Ded
5

ну ладно, минусовал себе в удовольствие, каюсь

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Страстной Женя

Рог
9

Тоже хотел минусануть, а потом понял, что это мой комментарий:(

Ответить

Отдельный пистолет

Рог
6

Минусанул, потому что сейчас 1:59

Ответить

Встречный ключ

–21

Бельгийские астрофизики? Серьезно?
"Чем известна Бельгия? Шоколадом и педофилией. И они придумали шоколад только чтобы подманивать детишек". (Один известный фильм)

Ответить

Обычный кран

Что
5

Ты топиком ошибся, игрок в М

Ответить

Встречный ключ

Виктор
–3

Сами не поняли, сами обиделись.

Ответить

Рациональный

Что
2

Игра в мудаков не здесь.

Ответить
Обсуждаемое
Разборы
«Кто сказал, что меня пугает оппозиция?»: о чём Путин рассказал в первом за три года иностранном интервью
О Навальном, кибератаках, посадке лайнера Ryanair и другом.
Дизайн и архитектура
Подурачился с логотипом TJ в стиле других ресурсов
Поставил себе два условия для модернизации: сохранить оригинальные цвета и стилистику ключевых элементов. Пока нарисовал 10 логотипов, дальше может будет больше. Предупреждение: количество иностранных агентов на квадратный мегапиксель зашкаливает!
Новости
В Новосибирске взорвалась автозаправка. Ранены более 20 человек
Среди них — маленький ребёнок и двое сотрудников МЧС.
Популярное за три дня
Спорт
В соцсетях восхищаются капитаном сборной Дании Симоном Кьёром — он первый помог потерявшему сознание на поле Эриксену
Кьёр сделал искусственное дыхание футболисту, выставил партнёров по команде в цепь и утешал жену игрока. Теперь его называют героем.
Twitter
Это Ройзман 😂
Беларусь
Глава Ryanair: пилотов самолёта заставляли на камеру сказать о добровольной смене курса на Минск
По словам главы авиакомпании, на экипаж оказали «существенное давление».
null