На телеканале «Спас» собрали два круглых стола для обсуждения баттла Оксимирона и Гнойного
Который вышел более месяца назад.
Фрагмент баттла, частично показанного на телеканале «Cпас»
14 сентября на православном телеканале «Спас», который учредила Московская патриархия Русской православной церкви, впервые обсудили рэп-баттл Оксимирона и Гнойного. Сам баттл опубликовали в ночь на 14 августа.
В программе «Прямой эфир» на «Спасе» собрали сразу два «круглых стола» с экспертами. На обсуждение «феномена» потратили более часа и 20 минут.
Один из ведущих назвал рэп-баттлы молодёжной субкультурой и сказал, что видео с Оксимироном и Гнойным посмотрели «больше 40 миллионов россиян», что, по его словам, больше аудитории любой программы «на центральном телевидении».
В эфире «Спаса» показали небольшой фрагмент ролика, после чего эксперты с подачи ведущих разъяснили, что такое баттлы, и обсудили, стоит ли называть их искусством. Православный рэпер зачитал патриотичный куплет из своей песни, а зрителям показали мейхану «Давай до свидания» как близкого к рэп-баттлам явления.
В студии обратили внимание, что в баттлах много агрессии, которая якобы востребована среди молодёжи.
Почему у молодёжи такой запрос есть — смотреть это? Какую-то ненависть невероятную, унижения эти. Почему это нравится молодёжи?
Психолог Константин Саркисян объяснил, что в схватке Оксимирона и Гнойного нет ничего феноменального: «это обычный простой баттл двух уважаемых рэперов в этой культуре».
Другим приглашённым экспертом стал координатор православного движения «Сорок Сороков» Николай Пивоваров, чью организацию депутаты Госдумы попросили проверить на экстремизм. По словам ведущего, активист раньше занимался скретчингом и поэтому «практически был профессиональным рэпером». После замечания ведущий поправился и назвал Пивоварова бывшим «диджеем, который играл для рэперов».
Артист Владимир Долинский сравнил баттлы с поэтами-импровизаторами Акынами и заявил, что в них нет смысла.
Я сижу, у меня это — бух-бух. Я какой-то язык слышу, те неприличные слова, которые вы говорили, вы себя как-то обозвали как [речь о скретчинге].
Раньше это называлось Акын — что вижу, о том пою: «Я пришёл на передачу, передачу, передачу. Денег не получил, даже сдачу. Я унижаю, унижаю, унижаю,, рэпер, рэпер буду, буду я». По мне это смешно и никакого отношения не имеет к искусству.
В наше время это называлось стёб. Ребята дурачатся, наверное, они одарённые.
Стритрейсер Антон Щербаков не увидел «никакой сути» в текстах и назвал баттлы «бесполезной тратой времени». Художник Константин Мирошник заметил, что «так с ними не договориться» и увидел у рэперов талант.
Эти ребята — они просто бездомные в высшем смысле этого слова. У них нет отца и матери, за ними никто не смотрел долгие годы. Они не родились, они не воцерковлённые. Тем не менее, как мы их не обвиняли, они будущее России.
«Православный рэп-исполнитель» Артём Попов заявил, что рэп-баттлы нельзя назвать искусством. «Может, я старомоден, но такое отношение к ближнему неприемлемо», — заметил музыкант.
Ведущая: Артём, вы хотели бы сразиться с Оксимироном на одной сцене?
Попов: Нет, конечно. Я хотел бы пожелать ему удачи. Может быть, помощи Божией, каких-то новых путей в своём искусстве.
Попов по просьбе ведущей зачитал куплет из своей песни.
И, может, скажет кто-то, что здесь живётся плохо.
Я никогда так не думал, хоть смута не посохла.
И никогда я не мечтал уехать за границу.
Я русский и всегда этим буду гордиться.
Но поменять устои должны мы постараться.
Русский мужик с водкой — вот и все ассоциации.
Русский люд родной, гостеприимный, душевный.
Мы разрушим устои. Русский значит трезвый.
Известный по «Фабрике звёзд» певец Михаил Гребенщиков заметил, что в рэпе стало много агрессии по сравнению с временами его молодости. Затем ведущая спросила экспертов, почему у молодёжи есть запрос на агрессию и «чего ей не хватает».
Долинский сказал, что молодому поколению не хватает денег и свободы. Елена Мухотова, представленная как диджей Кошка, поделилась наблюдением, что речитатив часто слышен в обычной жизни, в том числе в общественном транспорте и поликлиниках.
Знаете, почему баттл посмотрели более 40 миллионов людей? Давайте опустимся на уровень нашего социума. Вы зайдите в поликлинику, где мамочки беременные сидят или бабушки. Там такой речитатив, Гнойный отдыхает. Поездите в автобусах, послушайте, как люди разговаривают. Люди смотрели практически сами себя.
В рубрике проекта «Батюшка Онлайн» в эфир через Skype вышел иеромонах Александр. По его мнению, баттл стал таким популярным, потому что молодёжи не хватает общения: она «стала меньше гулять» и больше времени проводить в интернете.
Отношение у меня несколько отрицательное. Мир деградирует. Во времена Евангелие, во времена русской словесности людям было важно, чтобы их текст вошёл в историю. Так и появились апокрифы.
В наше время человеку важно, чтобы его имя вошло в историю. Баттл — тут негативный момент в том, что человек не просто пытается прославить себя, а пытается возвыситься за счёт унижения оппонента.
Но так вообще ребята талантливые. Мне показалось любопытным, что в одном из раундов Оксимирон призвал к более активному чтению.
В студию «Спаса» дозвонилась зрительница, которая предложила распространить импортозамещение на культуру.
Сначала подсадили молодёжь на чужую культуру, а теперь мы как бы не знаем, что с ней делать. Вот, например, Миша Гребенщиков [в это время находится в студии], мне было стыдно смотреть, как он кривляется на МУЗ ТВ с мишками. Ему не стыдно родителям показывать, что он там вытворяет?
Попов раскрыл секрет успеха рэпера — это, по его мнению, смысл в песнях: «какое-то время это были наркотики, но новым трендом стала семья и нравственные ценности».
Между нашими и западными исполнителями большая культурная дистанция. Русская душа принимает, перерабатывает, скажу как теолог, преображает в каком-то новом свете, можно сказать, божественном и выдаёт совсем иное.
Я не говорю про русских рэперов, которые по кальке с Запада читают: «Наркотики, доступные женщины, йоу». Есть рэперы знаменитые, не буду ярлыками кидаться, которые садят зерно в несостоявшиеся молодые головы.
Гребенщиков уточнил, что побеждать в баттлах могут не все.
Выигрывают единицы. Человек должен обладать флоу и стайлом, он должен быть пластичным, он должен лицо правильное иметь. Если у тебя нет этих составляющих, ты не можешь быть рэп-звездой.
Саркисян предположил, что это можно решить, добавив в рэп «духовности», потому что «отсутствие духовности деградирует». Из-за слов Саркисяна в студии поднялся шум, а сам психолог отметил: «Приведите сюда экзорциста кто-нибудь». Ведущий сказал, что на «Спасе» нет экзорциста, «зато есть слова патриарха», и вывел на экран речь Кирилла о молодёжи.
Затем ведущие решили узнать, как воспитывать ребёнка, чтобы он отличал хорошее и доброе от злого.
Если бы мне задали вопрос «Ваш сын вырос, он проявляет себя в творчестве и участвует в баттле. Кто он — Оксимирон или Гнойный, человек победивший на баттле?». По мне так больше Оксимирон, потому что у него более культурная речь, нет столько опусканий и мата.
В конце передачи Гребенщиков предложил Попову прийти на рэп-баттл с крестом на случай, если участники начнут материться. Координатор «Сорок Сороков» обратился к русской молодёжи и попросил всех сходить в церковь.
Идите все в храмы, потому что храмы пусты. Там стоят одни женщины. После того, как вы изучите или хотя бы начнёте изучать свою историю и поймёте место русского мужчины, вы потом ответите на вопрос, интересны ли вам эти баттлы, будете ли вы после этого их смотреть.
Ведущий попрощался со зрителями, процитировав апостола Павла.