Новости
Сергей Звезда

Что происходит с «ВИМ-авиа»

Одна из крупнейших авиакомпаний массово задерживает рейсы и отчитывается о нехватке денег.

Пассажиры у стойки «ВИМ-Авиа» в аэропорту. Фото Михаила Почуева, ТАСС

​С 22 по 24 сентября российская авиакомпания «ВИМ-Авиа» отменила или задержала свыше 20 рейсов из московского аэропорта «Домодедово». С завершением летнего сезона перевозчик накопил многомиллионные долги и оказался в шаге от остановки работы.

Что это за авиакомпания

«ВИМ-авиа» — это частная авиакомпания, которая зарегистрирована в Татарстане и базируется в «Домодедово». Она летает как по России, так и за рубеж. Больше всего компания известна чартерными перевозками и работает со многими крупными туроператорами, в том числе Anex Tour, Coral Travel, Ted Travel, Tez Tour и Tui.

По данным Росавиации, «ВИМ-авиа» занимает 10-е место в списке крупнейших отечественных авиакомпаний по числу пассажиров. В январе-августе она перевезла до 1,8 миллиона человек. Вместе с тем в рейтинге самых опаздывающих компаний «ВИМ-авиа» находится на второй строчке.

Задержки рейсов

Компания массово сорвала рейсы летом 2016, а затем в мае-июне 2017 года. В последний раз компания не подготовилась к росту числа пассажиров перед началом летнего сезона, из-за чего тысячи туристов не смогли вовремя отправиться в Крым, Сочи, Болгарию, Грецию, Турцию и Кипр.

Тогда при техобслуживании лайнеров выявили скрытые дефекты, что объяснялось старостью парка воздушных судов. Компания не смогла справиться с нехваткой самолётов и объявила о сокращении чартерной программы.

В конце сентября у «ВИМ-авиа» возобновились проблемы с расписанием: рейсы откладывались и переносились. Пассажиры не могли улететь из «Домодедово» в Ларнаку, Симферополь, Благовещенск, Анталью и ряд других городов.

Старые-новые проблемы

Менеджер крупного аэропорта объяснил «Ведомостям» стратегию «ВИМ-авиа»: компания уже много лет каждый зимний сезон работает себе в убыток, а летом зарабатывает и отдаёт долги. По его словам, в 2017 году летний сезон провалился, и схема нарушилась.

В «ВИМ-авиа» признали влияние «традиционного сезонного спада» и подчеркнули, что это привело к «спорам хозяйствующих объектов». Подробности споров официально не уточнялись.

После массовой задержки рейсов Следственный комитет начал проверку перевозчика. По версии СК, «ВИМ-авиа» продавала билеты на рейсы, заведомо зная, что совершить перелёты в указанные дни невозможно.

По данным «Ведомостей», у «ВИМ-авиа» накопились долги суммой до «нескольких миллионов рублей»: у неё закончились деньги на текущую деятельность. Компания более не может платить за топливо и задолжала многим топливным организациям. Базовый аэропорт «Домодедово», которому перевозчик должен около 500 миллионов рублей, отказался его обслуживать. В компании начали задерживать зарплаты.

Участники авиационной отрасли «были удивлены» тем, что «ВИМ-авиа» вопреки отрицательному примеру «Трансаэро» агрессивными темпами увеличивала флот и, прежде всего, дальнемагистральные самолёты. Компания, по данным «Коммерсанта», рассчитывала на рост числа туристов из Китая, но столкнулась с нехваткой экипажей и судов, а также с укреплением рубля — последнее снизило интерес со стороны китайцев. После последних сложностей с оплатой топлива компания отменила рейсы из Москвы в Магадан.

Что дальше

23 сентября заработал антикризисный штаб правительства при Росавиации. В ведомстве должны выяснить, какие риски могут возникнуть на рынке и как увеличить число маршрутов с помощью других авиакомпаний. В Генпрокуратуре упрекнули Росавиацию в бездействии.

«ВИМ-авиа» попросила правительство России о финансовой помощи (государственных гарантиях по кредитам), но Министерство транспорта пока никак не отреагировало. Минтранс начал готовиться к «возможному краху» авиакомпании.

«Коммерсантъ» сообщил, что власти Татарстана ответили на просьбу «ВИМ-авиа» и согласились предоставить помощь под гарантии до 25 сентября — после этой даты компания должна будет снова договариваться или искать новые источники финансирования. Позднее в правительстве региона сказали «РБК-Татарстан», что не намерены оказывать поддержку перевозчику.

«Ведомости» сообщили, что «ВИМ-авиа» обеспечена топливом до конца 25 сентября. Сезон пока не завершился, а компании нужно обслужить ещё 20-30 тысяч туристов. Договоры на чартерные перевозки завершаются 15 октября. На зимний сезон с авиакомпанией пока никто не заключал контракты — ни туроператоры, ни топливные компании. В компании Infomost предположили, что перевозчик может сменить аэропорт, но на это потребуется время.

#разборы #бизнес #авиакомпании #вимавиа