Новости
Никита Лихачёв

Война двух миров: Эльдар Муртазин против Wylsacom

Громкий спор из-за iPhone X между приверженцами Samsung и Apple.

До старта продаж iPhone X остался один день, а из-за него уже началась настоящая война. Во-первых, в Москве образовались очереди из желающих его купить: в основном в них стоят перекупщики, которые покупают с целью тут же получить прибыль с перепродажи. Во-вторых, два наиболее известных российских эксперта по смартфонам — руководитель издания Mobile Review Эльдар Муртазин и видеоблогер Валентин «Wylsacom» Петухов — сошлись в споре из-за нового айфона, и не только из-за его функций, но и из-за взаимоотношения журналистов и Apple.

Wylsacom изначально стал известен как блогер с фанатским отношением к продукции Apple, однако позднее сильно расширил «рацион» обзоров Android-смартфонами и вообще всевозможной техникой вплоть до автомобилей. Муртазин известен как непримиримый противник Apple, годами пророчащий компании крах по аналогии с историей Nokia, а также очень благосклонно относящийся к продукции Samsung — главного конкурента Apple на рынке смартфонов. И хотя оба они ещё 14 сентября вместе пришли на TJ и спокойно пообщались о новых смартфонах, iPhone X вызвал наиболее стрессовый виток негласного противостояния.

Сотрудничество с Apple

Перепалка между Муртазиным и Петуховым началась ещё 31 октября, когда Apple сняла эмбарго на публикацию обзоров iPhone X. Видеоблогер, насколько известно TJ, впервые получил устройство на обзор от Apple (ранее компания не сотрудничала с ним, так как блогер рекламировал на своём канале магазины с «серыми» айфонами, и что изменилось в этот раз — неясно), а не от своих партнёров, которые обычно предоставляли их уже после начала продаж.

Муртазин в этот день ничего не публиковал на Mobile Review про новый айфон, но стал критиковать тех, кто выпустил обзоры на выданные в Apple устройства, и сравнил такую деятельность с проституцией.

Позднее оскорбления продолжились.

1 ноября журналист выпустил первый текст про iPhone X, но это был не обзор устройства, а список советов, почему не стоит покупать новый айфон. Судя по содержанию, он был составлен на основе общеизвестной информации — для его подготовки не нужно было ждать выхода первых обзоров, чтобы делать какие-то выводы.

2 ноября Муртазин выпустил текст про «первое знакомство», который он попросил читателей не считать полноценным обзором. По его информации, Apple выдаёт редакциям айфоны на тест только при условии положительного обзора и отсутствия сравнений с устройствами других компаний, и судя по высказываниям руководителя Mobile Review, он на такую сделку не пошёл — якобы поэтому с ним давно не сотрудничают.

На самом деле, таких условий не существует — TJ общается с Apple более трёх лет, и за всё время компания никогда (ни одного раза) не выдвигала никаких требований или даже рекомендаций по материалам. Точно так же компания сотрудничает с другими российскими изданиями — например, с vc.ru, «Медузой», «Коммерсантом» и «Ведомостями». Компания действительно предоставляет айфоны и некоторые другие устройства в долгосрочное тестирование, но с единственным условием — их нужно вернуть после завершения теста.

Во втором тексте журналист не говорил, откуда у него модель, но в Твиттере он писал, что смартфон предоставил ему некий человек, который позднее успешно продал его за 2 миллиона рублей — ещё до официального старта продаж. Если не предполагать, что устройство было выкрадено напрямую с завода производителя, то скорее всего оно было предоставлено одним из партнёров Apple, которые занимаются розничными продажами айфонов. В отличие от журналистов, у партнёров есть обязательства перед Apple, и продажа до официального старта — это их прямое нарушение.

По словам Муртазина, он провёл с новым айфоном больше недели, при том что общающиеся с Apple российские издания получили его 30 октября. Однако все фотографии в его обзоре сделаны, судя по антуражу и экрану iPhone X, 1 ноября за столиком «Кофемании» на Кузнецком мосту в интервале примерного одного часа.

Фото из первого обзора Mobile Review

Тот же столик в «Кофемании»

Как бы то ни было, по мнению Муртазина, сложившаяся ситуация свидетельствует о скором крахе Apple — однако когда ему указали на то, что в плане сотрудничества с журналистами Samsung поступает точно так же, ему нечего было ответить.

Суть критики

Ещё в начале октября Муртазин обещал разгласить «настоящую» дату начала продаж iPhone X. Официально компания сразу объявила, что старт произойдёт 3 ноября, но по информации журналиста из кругов розничных сетей в этот день должна быть реализована «небольшая партия в тысячу штук или чуть больше».

Спустя чуть меньше месяца Муртазин увеличил прогноз до 15 тысяч единиц (по данным TJ, на самом деле на старте будут доступны десятки тысяч единиц, что, впрочем, всё равно не покроет весь спрос), но его мысль по-прежнему была в следующем: производственные проблемы заставят Apple отложить следующую партию до конца декабря, а достаточное предложение смартфонов появится не раньше февраля 2018 года. Журналист напирал на то, что для Apple странно в таких условиях дополнительно поднимать спрос, в том числе размещая рекламу в офлайне.

Остальная критика касается технических вещей: вырез у iPhone X смотрится странно, без него контент потреблять проще, Face ID работает недостаточно быстро и сильнее (чем Touch ID) сажает батарейку, отказ от аудиоджека — это глупо (в последних моделях Samsung он есть). Apple использует AMOLED-экраны производства Samsung: корейцы в маркетинге называют их Super AMOLED, а американская компания — Super Retina HD. Муртазин утверждает, что используемый в iPhone X экран соответствует поколению Galaxy S6, а в последних поколениях смартфонов Samsung есть дополнительные датчики RGB для оценки освещённости, которых нет у смартфонов Apple.

По мнению журналиста, жесты (вместо нажатий кнопок) появились в iPhone X с одной целью — сделать смартфон непохожим на конкурентов. Из приведённой Муртазиным таблицы сравнений с Galaxy S8 и Note 8 следует, что iPhone X проигрывает им по всем измеряемым показателям — объёму оперативной памяти, ёмкости батареи, количеству одновременных подключений Bluetooth, защищённости от воды и, главное, по цене.

Wylsacom 31 октября выпустил на своём канале быструю распаковку iPhone X, где обращал внимание лишь на внешние особенности — отсутствие кнопки «Домой», наличие только двух цветов и так далее. На следующий день он протестировал Face ID: по его мнению, аналогов этой технологии у конкурентов сейчас нет, и появятся они в лучшем случае через два года.

На сайте Wylsacom есть текстовый обзор, но он подготовлен другим редактором Сергеем Кузьминым. Он перечислил основные функции смартфона, заявил, что быстро привык к вырезу, покритиковал Face ID за то, что туда нельзя добавить второе лицо (например, жены) и пожаловался на медленную беспроводную зарядку — мол, она подходит лишь для неторопливого ночного режима подзарядки. По мнению Кузьмина, хотя у iPhone X и есть конкуренты среди смартфонов Samsung, Google и Xiaomi, все эти компании в ближайшие годы будут вдохновляться решениями от Apple.

Спарринг

1 ноября Муртазин и Петухов вступили в открытое противостояние в Твиттере: видеоблогер стал критиковать текст «10 причин не покупать iPhone X» за перегибы и фактические ошибки.

Но не все претензии Петухова оказались состоятельными.

Тем временем Муртазин не упустил возможности прорекламировать акцию при покупке смартфонов Samsung и подчеркнул наличие прямой связи с компанией, а ещё пошутил о собственном влиянии на Apple.

Баттл продолжился после того, как на Mobile Review вышел первый обзор.

С доводами физики Петухов не согласился.

Муртазин продолжил предрекать крах Apple.

Но пока что баттл между приверженцами корейских и американских продуктов закончился на японской поэзии.

#iphonex #скандалы