Новости
Mayya Gavasheli

«Об этом не принято говорить»: The Guardian сообщило о домогательствах в ООН

Женщины не жаловались из страха увольнения и преследования.

Генассамблея ООН в Нью-Йорке. Фото Лор-Джей/Sipa USA/REX/Shutterstock

Бывшие и нынешние сотрудницы ООН из более чем 10 стран на условиях анонимности рассказали изданию The Guardian о домогательствах в организации. По их словам, в ООН была принята «культура молчания» и «система, которая была обращена против жертв».

Женщины утверждали, что даже если они официально докладывали о домогательствах, им не предоставляли адекватную медицинскую помощь, или же расследование велось с нарушениями. Большинство предпочитали молчать из страха потерять работу или опасались дальнейшего преследования. Кроме того, многие не рассказывали о происшествии из-за «внутренних правил организации».

15 опрошенных заявили, что сталкивались с домогательствами или слышали о произошедшем, ещё семь женщин официально сообщили об этом. Консультант, до которой домогался куратор по Всемирной продовольственной программе, пояснила, что «скорее всего, карьера закончится» после сообщения о домогательствах. «Это такая вещь, о которой не принято говорить», — пояснила она.

Ещё три женщины, доложившие о домогательствах или сексуальном насилии, заявили, что их «вытесняли» с работы или же угрожали расторжением контракта. Все они работали в разных отделениях организации. При этом предполагаемые обидчики оставались на своих должностях.

Другая женщина, которая утверждает, что её изнасиловал более высокопоставленный сотрудник, пока они работали на «отдалённой локации», заявила, что «нет вариантов добиться справедливости» — по её словам, она потеряла работу. Несмотря на медицинские доказательства и показания свидетелей, внутреннее расследование ООН нашло «недостаточно подтверждений» её словам. Кроме работы, она потеряла визу и провела несколько месяцев в больнице. Она опасается, что встретится с преследованием, когда вернётся домой.

Во внутренних документах ООН, которые изучил The Guardian, две женщины «выражают недовольство» расследованием. Они утверждают, что сотрудники, которые отвечают за это, не опросили ключевых свидетелей. Расшифровки бесед, по их словам, содержат ошибки. Вероятные насильники при этом оставались на своих высоких должностях во время расследований, что позволяло им влиять на ход проверок.

Ещё семь женщин утверждали, что омбудсмены и коллеги отговаривали их подавать жалобы. Другая собеседница The Guardian утверждала, что её омбудсмену угрожали высокопоставленные члены ООН, и поэтому он не мог помочь ей подать жалобу.

Четверо бывших или действующих сотрудников ООН, в том числе и те, кто не подавал официальные жалобы, утверждали, что им не предоставили необходимую медпомощь и консультации. Одна из уволенных женщин отметила, что она виделась с тремя разными гинекологами в течение суток после домогательств, однако у медиков, предоставленных ООН, «было недостаточно экспертизы для таких случаев». В течение шести недель после изнасилования она не получала никакой консультационной помощи.

Случаи домогательств и насилия в ООН происходят в странах со слабой системой правосудия, пишет The Guardian. Собеседники издания из восьми разных агентств организации пояснили, что руководящие должности в основном занимают мужчины. Высокопоставленные сотрудники имеют дипломатический иммунитет и их сложнее привлечь к судебной ответственности. Женщины обычно работают по краткосрочным контрактам — их проще уволить.

Источники The Guardian рассказали, что слышали, как высокопоставленные сотрудники предлагали подчинённым секс в обмен на карьерный рост. Сотрудница ООН, работавшая в Южной Африке, рассказала, что ответила на подобное предложение отказом, однако начальник проигнорировал его. Когда всё закончилось, он заявил: «Если тебе будет нужна рекомендация, просто дай знать». Жалобу она не подавала.

Юрист Алекс Хейнс (Alex Haines) рассказал изданию, что в 2015 году одна из сотрудниц в Центральной Азии подала жалобу на домогательства, и её опрашивал мужчина, на которого она пожаловалась. Хейнс отметил, что это происходит довольно часто.

Бывший сотрудник службы внутреннего надзора ООН Питер Галло (Peter Gallo) сообщил, что во время расследования жалоб нередко сталкивался с замалчиванием доказательств и искажением фактов. Ему говорили, что «он не должен задавать вопросы просто чтобы удовлетворить любопытство».

Единственное правило — не позорить организацию публично.

Питер Галло

Как пишет The Guardian, данных о масштабе сексуальных домогательств в ООН очень мало. Опрос объединённой программы организации по ВИЧ и СПИДу показал, что 10% из 427 опрошенных сталкивались с домогательствами. Пожаловались только двое.

#скандалы #оон