Новости
Никита Лихачёв

Репортаж: Лекция Ирины Яровой для студентов МПГУ

Вице-спикер Госдумы научила «будущих педагогов» не доверять Твиттеру, «Википедии» и интернету в целом, а явку на выборы воспринимать как защиту суверенитета России.

Ирина Яровая в МПГУ

9 февраля, почти за месяц до выборов президента РФ, заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая выступала в Московском педагогическом госуниверситете. Тема её лекции звучала как «Роль молодёжи в обеспечении информационного суверенитета России»: политик целый час рассказывала студентам об информационной борьбе, по сути превратив выступление в агитацию за конкретного кандидата.

Корреспондент TJ послушал лекцию вместе с примерно 600 студентами и преподавателями. Вот главные тезисы Яровой:

  • Ещё век назад США начали проводить эксперименты по созданию специальных организаций, подчиняющих общественное мнение интересам государства (об аналогичных проектах в России ничего не сказала);
  • За неокрепшие умы россиян ведётся пропагандистская борьба, и главная задача преподавателей — не вложить знания, а воспитать веру и правильные ценности в своих учениках;
  • Пропагандистская работа в основном ведётся через интернет, который превратился в грязную помойку: там продают наркотики и вербуют в ИГИЛ;
  • В «Википедии» недостоверная информация, а в Твиттере распространяются «вирусы», и лимит знаков на сообщение там не просто так — чтобы аудитория не думала и проверяла, а только соглашалась и распространяла;
  • В девяностых в России действовали международные террористы, царила разруха, а на рубеже 2000-х произошёл исторический перелом. Благодаря Путину Россия не согласилась на помощь других стран и не попала в кабалу, а добилась всего сама;
  • Россию специально изображают врагом, чтобы жителям других стран было проще объяснять, зачем с ней бороться. Так же, как западные СМИ из мирного населения Донбасса сделали «оккупантов»;
  • Россия может не брать пример с цивилизованных стран типа США, потому что сами США всего лишь ровесник Большому театру (но это не так);
  • Россия не будет добиваться навязываемого из других стран гендерного равенства, потому что это всё пропаганда не в российских интересах, а русские «девочки» хотят, чтобы им подавали пальто и придерживали дверь;
  • Не надо доверять словам — сверяйтесь с первоисточником;
  • Прийти на выборы и проголосовать — значит, помочь защитить суверенитет России.

После лекции почти все присутствовавшие на ней студенты (многие приехали из других корпусов МПГУ, разбросанных по всей Москве) покинули здание. По их рассказам, на лекцию их собрали под разными предлогами: одних позвали преподаватели, пообещав добавить баллы по предмету (благодаря этому можно, например, получить «автомат»), других просили прийти старосты, опасаясь проблем с руководством вуза.

Собравшихся проверяли по спискам: некоторые студенты пожаловались, что в случае отказа прийти на лекцию от них могли потребовать писать объяснительную. Другие утверждали, что всем было хорошо понятно — даже если не прийти, то ничего страшного не будет: по крайней мере, точно не отчислят.

О чём Яровая рассказала студентам — подробно

Яровая вошла в аудиторию в сопровождении ректора вуза Алексея Лубкова, который и представил её студентам, выразив надежду, что встреча с вице-спикером станет памятным событием в истории вуза.

Ирина Анатольевна […] всегда уделяла огромное внимание нашему образованию и в самые непростые годы последовательно отстаивала отечественные традиции в нашей системе. Во многом то, что мы вернули университет нашему государству — это её заслуга.

Алексей Лубков

«Вас ежедневно охраняет огромное количество людей, которые уполномочены от имени государства обеспечивать вашу безопасность по всему периметру наших границ. Но сегодня нет границ в информационном мире», — начала лекцию Ирина Яровая. Охранники в здании МПГУ действительно стояли по всему периметру аудитории, но автор закона, по которому ФСБ уже требовала от Telegram (пока, насколько известно, безуспешно) предоставить расшифрованную переписку некоторых пользователей, говорила не о них. Впрочем, следующий час вице-спикер ни разу не упоминала ни свой резонансный «пакет», ни Telegram, ни ФСБ. Нашлось много других тем.

Ирина Яровая и Алексей Лубков (справа от неё)

Вице-спикер рассказывала о том, как процесс глобализации старается стереть различия между государствами и народами, но этот путь полон «подвохов, подводных камней и обманов», а наши традиции — это то, что делает нас индивидуальными. Индивидуальность подразумевает формирование собственного мнения, но в современном мире оно формируется не на основании собственного опыта, а на основе «пересказа», считает Яровая: «То есть между нами и реальным миром всегда есть посредник».

Так политик перешла к теме соцсетей и смартфонов, через которые студенты потребляют информацию.

Почему сегодня так распространено так называемое «клиповое мышление»? Для того, чтобы пересылая картинку, формировать у человека образ. Вот сейчас только что вы имели удовольствие слышать прекрасную музыку. В 18-19-м веке музыка, картины, театральные постановки считались самым ярким способом формировать эмоциональное воздействие.

Сегодня образы формируются за счёт того, что рассылается картинка с коротким текстом. Коротким — чтобы человек себя даже не утруждал длительным прочтением. Это как на рыбалке, когда чтобы поймать рыбку делают наживку. И вы — не вы конкретно, а любой человек — даже не задумываетесь над тем, правда это или неправда. Вы становитесь автоматически вирусоносителем: первое, что вы спешите делать — поделиться этой информацией. Так происходит массовое заражение сознания.

Ирина Яровая

По мнению Яровой, такими способами «выгодоприобретатели» пытаются «воздействовать на личный суверенитет, на безопасность, на гражданский выбор». Кто именно сегодня использует такие методы против России, Яровая не рассказала — но тут же перешла к истории времён Первой мировой войны, когда в США специальный правительственный «комитет Криля» проводил пропагандистскую работу над гражданами. Это реальная история: набрав 75 тысяч добровольцев, американские пропагандисты заставили их заучить 4-минутные речи (исходя из ограниченности способностей человека долго воспринимать информацию) о причинах и выгодах участия США в войне, и отправили выступать перед другими американцами. Яровая ошиблась в оценках влияния программы (по её словам, сообщения достигли 75 миллионов человек, на самом деле — более 300 миллионов человек), но при этом сама сравнила собственное выступление с одной из таких 4-минутных пропагандистских речей.

От старых технологий влияния вице-спикер быстро перешла к новым и вспомнила, что именно американская (на самом деле, международная, но созданная при правительстве США) организация ICANN контролирует выдачу доменных имён в интернете. И тут Яровая с улыбкой перешла к объяснению принципа устройства Твиттера — тоже, очевидно, американского проекта.

Как сегодня устроен Твиттер? Помимо того, что великий могучий русский язык сокращён — до какого количества знаков? (студенты пытаются вспомнить, сколько теперь составляет лимит знаков на один твит; один выкрикивает правильный ответ — 280) Сколько предложений вы можете написать? Одним словом, система выстроена таким образом, что от вас не требуется глубокой мысли — только согласие.

По оценкам экспертов, около восьми миллионов (Яровая не пояснила, что речь идёт о российских пользователях, но относительно России оценка верна) сегодня зарегистрированы в Твиттере. Из них реально живых, реально работающих — 1,5 миллиона. Из этих 1,5 миллионов, по разным оценкам, 500-800 тысяч — это так называемые боты. Вы понимаете, что это такое? Это автоматизированный вброс информации. 95% активности — это лишь пересылка информации, лишь 5% продуцируют информацию. Все остальные — потребители и вирусоносители.

Ирина Яровая

Не попасться на «наживку» человеку помогает образование, культура и воспитание, считает Яровая. «Я сама была студентом, правда, уже очень много лет назад», — вспомнила вице-спикер к слову о том, что в это время у человека формируется «жизненный фундамент».

Политик рассказывала студентам о том, что только собственные накопленные знания, а не диплом, помогут им получить работу в будущем, но походя обвинила «Википедию» в недостоверности.

От того, насколько каждый из вас готов [учиться] не по принципу увидеть подсказку в «Википедии», которая формируется посредством вноса каждым человеком недостоверной информации, а через личный труд, познание, анализ, критическое осмысление и собственные выводы, зависит то, насколько вы будете конкурентны по отношению друг к другу.

Ирина Яровая

Эксклюзивные знания, полученные студентами в процессе обучения, Яровая назвала такой же привилегией, как и суверенитет государства, который «защищают с оружием в руках». Зампред Госдумы вспомнила о девяностых годах: «Когда банда международных террористов вела войну на территории нашей страны, когда были полностью разрушена армия и деморализованы правоохранительные органы, когда у ваших родителей, казалось, нет жизненной перспективы». А потом на рубеже 2000-х годов в России «произошёл крутой исторический перелом», поэтому человеку «важно делать исторический выбор», заявила Яровая — и тут же вспомнила первое «исторически важное» послание Владимира Путина, «где он честно сказал — мы стоим перед историческим выбором».

Тогда внешний долг России был таков, что если бы мы согласились и дальше на помощь зарубежных стран, то вы бы — как наследники большой страны — никогда бы не расплатились с этими долгами. Мы находились в долговой яме. Политики 90-х завели страну в тот тупик, когда подводные лодки отправляли на металлолом […] Но почему Россия выбралась из этой ямы? Потому что тогда мы сделали выбор опираться на собственные традиции нашего народа.

Надеюсь, вы знаете известное высказывание Солженицына о том, что такое консерватизм: «Молодёжь любит, конечно, больше говорить о переменах, о неожиданных виражах, о стремлении к чему-то новому, но то, что сохраняло и охраняет Россию на протяжении тысячелетий — это заслуга предыдущих до вас поколений». (TJ не удалось найти подтверждения того, что существует такая или похожая цитата Александра Солженицына. Он действительно говорил о разрыве между поколениями, но также говорил и о том, что нравственному развитию молодёжи мешает чиновничий произвол)

Это очень важно понимать, что вы, я, все мы — только мгновение в истории нашего народа, и то, что было сделано до нас, основано на традициях, которые оправдали себя во многовековом действии. У кого есть право разрушить то, что является фундаментом нашей страны, что охраняет нас?

Ирина Яровая

На этом месте прежде сохранявшая молчание и внимание аудитория МПГУ загудела. Тем временем Яровая, как будто не замечая, продолжала говорить о том, что против России «осуществляется массированный вброс лживой информации» — конечно, через интернет, который стал для молодой аудитории основным источником информации: «И чем больше копилка информационных знаний наполняется грязной водой, тем больше шанс, что классические источники будут просто со временем иссушены и уничтожены, и главным источником знаний, веры и доверия станет эта накопленная грязная, мутная, недостоверная, лживая, ядовитая информация».

Ещё одна глобальная информационная проблема России, по мнению Яровой, — попытка переписать историю Великой Отечественной войны, наследниками которой на назвала всех присутствовавших на лекции: «И вопрос в том, кто сегодня способен защищать это [наследие] от лживого, ядовитого изменения сознания вас и будущих поколений».

От проблемы защиты наследия Яровая плавно перешла к путям её решения. Она рассказала, что займётся ей лично по поручению президента, с которым она встречалась в конце 2017 года. Эта программа называется «Десятилетие детства»: по словам Яровой, её задача — «сформировать цивилизационное наследие как достоверную копилку знаний о вкладе России в цивилизационное наследие мира».

Вице-спикеру явно не нравится, что Россию часто сравнивают с «другими цивилизованными странами» и постоянно используют это расхожее выражение, как будто у самой России никакого собственного наследия нет. И тут Яровая снова провела параллель с США — а затем призвала студентов «к участию в определении» будущего России.

Скажите, какой возраст государственности Соединённых Штатов? [заминка в аудитории, звучат разные оценки] Вот чтобы не думать и не гадать, я могу вам сказать, что Большой театр — это ровесник государственности Соединённых Штатов. (на самом деле, он открылся на 80 лет позднее образования США, в 1856 году, но датой его основания в самом Большом театре считают появление частного театра Петра Урусова в 1776 году)

А теперь задумайтесь: насколько неуважительно по отношению к себе и к своей стране говорить, что Россия должна брать пример с других цивилизованных стран, когда Большой театр — ровесник государственности США? А что было в века до этого и что было принесено Россией?

Я бы очень просила вас, чтобы не только ваши педагоги, но и сами лично приняли участие в определении того, что является ценным, значимым, дорогим, непревзойдённым, уникальным и отличающем нашу страну в её большом географическом, территориальном многообразии, многонациональном, многоконфессиональном, культурном, художественном — что бы вы сохранили для себя и что бы узнали ваши дети.

Ирина Яровая

Яровая успела рассказать и об опасности оранжевых революций, и направленности современных субкультур в школах на формирование шизофрении, и пользе разработанного ей закона о защите детей от суицидальной информации, и о том, что сетевые войны придуманы в США, и такие обладающие технологиями страны используют их для создания вбросов против военного и политического руководства стран-конкурентов. По словам вице-спикера, зарубежные агентства специально называют оккупантами «людей, которые находятся под прицелом оружия своей собственной власти»: «Почему люди — женщины, старики — в один день стали террористами? Чтобы убийство этих людей не воспринималось как преступление, а как благо в восстановлении справедливости».

В конце 40-минутной лекции Яровая посоветовала не верить никому на слово.

Вообще я за то, что бы мы всегда обращались к первоисточнику. Если вы сделаете для себя хорошим тоном не принимать на веру то, что вам рассказывают, читайте первоисточники — вы поймёте, что вы находитесь над ситуацией, что вы не являетесь жертвой ситуации.

Ирина Яровая

Оставшееся время мероприятия было отведено на вопросы из зала. После первого вопроса одного из студентов Яровая перешла на тему гендерного равенства — она заявила, что за рубежом равноправие полов насаждается искусственно и в политических целях: «Россия не будет, девочки, отказываться от привилегий женщин, чтобы вам по-прежнему открывали дверь, отодвигали стул, дарили цветы и помогали одевать (sic) пальто. И это не будет домогательством!» После этой фразы раздались бурные аплодисменты.

И хотя начало и окончание лекции студенты тоже встретили продолжительными аплодисментами, в финальной части было заметно, как недовольство студентов нарастало — и в виде гула в зале, и по характеру задаваемых вопросов, и по тому, как агрессивно начала жестикулировать сама политик, в один момент даже потребовав тишины в аудитории. Один молодой человек был явно не согласен с позицией Яровой по гендерному равенству, но она осадила его вопросом «Что такое гендер?» и, посчитав его ответ «Это половая принадлежность» неправильным, продолжила свои рассуждения.

Ещё один студент спросил, что делать с проблемой того ужаса, который льётся с экранов российского телевидения — ведь если делать вывод из слов Яровой про «грязный и лживый» интернет, то остаётся только смотреть ТВ. На это зампред Госдумы ответила, что у зрителя есть выбор, что именно смотреть.

Другая девушка спросила, правильно ли она поняла из лекции политика, что это именно некая группа людей в США «целенаправленно вкладывает некий алгоритм действия в наших детей, чтобы извести русский люд». Яровая посоветовала почитать доктринальные документы США и заявила, что в мире идёт борьба за ресурсы, территории и деньги, а самая богатая по территории и ресурсам страна — это Россия.

Вот ещё несколько цитат Яровой в процессе общения со студентами — о национальной объединяющей идее, о сходствах просвящения и просвещения, о карьере и о выборах президента.

Я не случайно спросила про Твиттер и количество знаков, а сейчас мы стали переходить и на значки. Это путь к тому, чтобы сознание становилось у́же и у́же. Когда говорят об искусственном интеллекте — кто им будет управлять? Боты в Твиттере — это уже наполовину искусственный интеллект, который формирует сознание людей. […]

Что нас объединяет? Конечно, университет, а ещё каждый хочет быть любимым, успешным. А что ещё может искренне вас побудить что-то делать вместе? Кто может назвать такие качества? (заминка, один говорит неуверенно — «Родина?») Вот вас много, а способных говорить и думать — на уровне статистической погрешности. […]

Вы педагоги с большой буквы! Чем отличается просвещение в нашей стране? Что вы улавливаете даже в сочетании звуков? Это не моя мысль, это патриарха. Это свет и святость. Мне очень хотелось бы, чтобы учителя вели своих учеников не только дорогой знаний, но и заложить святые и священные смыслы. […]

Какая в России национальная идея? (молчат) Ну вы же будущие учителя, ё-моё! Это вам не ЕГЭ! Когда надо поговорить, тут уже значками не обойдёшься. Я против ЕГЭ, потому что надо уметь спорить, анализировать, соглашаться и делать выводы. […]

То, к чему вы придёте в жизни, не является подарком. Ваш же ректор ректором не родился? Я закончила школу в Петропавловске-Камчатском, поступила на юрфак, но в отличие от вас — у вас нет необходимости зарабатывать себе на жизнь (мощное возмущение в аудитории) — я училась и работала. […]

В 28 лет я была самой молодой женщиной-руководителем Следственного отдела прокуратуры Камчатского края. Вопрос не в том, очно или заочно вы учитесь. Вопрос в том, готовы ли вы добиваться того, что хотите. Не пытайтесь искать виноватых — сделайте самоанализ. Все свои поступки надо оценивать очень критично. […]

Моё право — пойти на выборы и защитить страну и сделать свой гражданский выбор. Главное, что нас объединяет — это судьба России. Поэтому я, задавая вам этот вопрос, имела в виду это: нас объединяет наше отечество, это семья семей. От того, насколько счастливо и благополучно складывается будущее России, складывается и ваш личный план. […]

Не отказывайте себе в праве действовать самостоятельно и доброжелательно. Конечно, хочется быть эгоцентричным и оригинальным, показать, что все, кто жили до этого, ничего не понимали. Но это не так. Россия до сих пор, несмотря на вбросы про гендеры и всякую другую чушь, не растратила себя. Поблагодарите своих родителей, бабушек и дедушек.

Ирина Яровая
* * *

На выходе из МПГУ я услышал разговоры двух групп людей. В одной студент сказал: «Охрененные выводы из того, что Соединённым Штатам всего лишь 241 год, я последний раз слышал от нашей шальной [фамилия преподавательницы]. Наверное, [преподавательница] тоже дофига политик государственного уровня». В другой группе девушка попыталась обсудить выступление Яровой, но другой студент её осадил: «Слушай, ну ты же вроде политолог, должна понимать, что к чему?»

Ещё один студент в разговоре у гардероба на мой вопрос о том, понравилась ли ему и его друзьям лекция, ответил: «Если кратко — очень ватно».

Несколько избранных моментов — в видео

Следуя совету Ирины Анатольевны, выкладываем первоисточник.

#политика #образование