Новости
Сергей Звезда

«На сношения с сотрудниками ушло четыре месяца»: журналистка против «Тинькофф-журнала»

Дисклеймер: «Т—Ж» — это не TJ.

Елена Срапян. Фото с её личной страницы в Фейсбуке

Журналистка Елена Срапян раскритиковала «Тинькофф-журнал» (работает при банке) после того, как потратила четыре месяца на редактуру текста о Колумбии. Материал так и не вышел. Она не получила гонорар, обвинила издание в непрофессионализме и опубликовала рабочую переписку.

«Т—Ж» (не путать c TJ) известно жёстким подходом к авторам: издание может отказаться от статьи в любой момент вплоть до вёрстки. Главный редактор и автор книги «Пиши, сокращай» Максим Ильяхов продвигает «инфостиль» — умение писать «убедительно и без мусора». Он также обвинил Срапян в непрофессионализме и назвал её поступок «глупым».

Позиция Срапян: сотрудники «Тинькофф-журнала» противоречат друг другу и своим стандартам

Срапян известна по текстам для «Медиазоны», N+1, National Geographic, «Батеньки» и других изданий. Вместе с журналистом Александром Фёдоровым она запустила краудфандинговый проект про жизнь индейцев Амазонии. Она пошла в «Т—Ж», чтобы предложить спецпроект и заработать денег — авторам платят по 10 тысяч рублей за статью за исключением индивидуальных случаев.

Журналистка за 10 лет побывала в 40 странах и последний год путешествует по Латинской Америке. Для «Т—Ж» вместе с сотрудником Константином Голубевым она решила написать бюджетный гид по Колумбии, где прожила два месяца. Изучив форму для заявки, Срапян сочла «даже рабство в Римской империи» гуманнее работы на издание.

«На сношения с сотрудниками „Т—Ж“ у меня ушло четыре месяца», — подчеркнула Срапян. С 30 октября 2017 года по начало февраля 2018 года её текст редактировали два человека: ответственный секретарь и шеф-редактор. До Ильяхова дело не дошло. По версии журналистки, сотрудники «Тинькофф-журнала» противоречили правкам друг друга и вредили тексту.

Самый наглядный пример — первый редактор попросила переставить блоки, сделать фотогалерею и рассчитать бюджет для трёх категорий путешественников. Второй редактор попросила сделать всё наоборот: вернуть некоторые блоки, расставить снимки по тексту и свести бюджет в один.

После последних правок Срапян отказалась работать над статьёй, попутно заподозрив Ильяхова в плагиате «Пиши, сокращай» с книги «Elements of style» Уильяма Странка.

Максим, после работы с вашей редакцией нормальный текст превратился в полное говно. Дальше было бы только хуже. Нельзя так понтоваться при таком херовом качестве работы и уровне коммуникации.

Я понимаю, что Максим Ильяхов понтами зарабатывает деньги. Деньги – это прекрасно. Но хорошо работающая редакция, которая делает классные материалы быстро – ещё круче, и, кажется, это не «Т—Ж».

Елена Срапян

Позиция Ильяхова: зачем журналистка пришла в «Т—Ж», если она с ним не согласна?

Ильяхов отметил, что Срапян заранее согласилась с принципами издания. Детали работы описаны не только во внутренних документах для авторов, но и публично («У нас принят диктат результата», «Тот факт, что вы вложили в статью много сил, никак не связан с тем, насколько она хороша»).

Судя по всему, Ильяхов ознакомился с текстом Срапян, но не указал, c какой именно версией. По его мнению, материал получился «унылым, велеречивым и перегруженным подробностями», а редакторы вправе делать «с текстом, всё, что могут».

Главред «Т—Ж» признал противоречия в работе своих сотрудников: «Так иногда бывает, к сожалению — у каждого редактора своя голова на плечах. В этих случаях должен быть третий редактор — это я, но до меня Елена не дошла». К тому, что журналистка «бросила» работу, у издания претензий не возникло. В итоге Ильяхов счёл претензии Срапян рекламой своего редакционного процесса и отверг обвинения в плагиате.

Елена публикует переписку с нашими сотрудниками и попутно обвиняет меня и мою редакцию во многих неприятных вещах. Я считаю это низким и непрофессиональным поступком.

Максим Ильяхов

Реакция со стороны: не всё так однозначно

Конфликт Срапян и «Тинькофф-журнала» стал одной из самых обсуждаемых историй дня в Фейсбуке. Главный редактор научного издания N+1 Андрей Коняев, который ранее сотрудничал с Еленой, увидел в случившемся вину бизнес-издания.

«Краткая история о том, как редакция „Т—Ж“ ******** [упустила] уникальный материал из первых рук», — отметил Коняев. Автор Telegram-канала «Палач Говорит» Павел Городницкий назвал поведение «Т—Ж» «клоунской редактурой».

Если некоторые поддержали журналистку, то другие назвали произошедшее обычным редакционным процессом или встали на сторону «Тинькофф-журнала». По ещё одной версии, из-за публикации внутренней переписки другие издания могут отказаться работать с журналисткой в дальнейшем.

Прочёл текст, подумал, какие журналисты счастливые: считают, что один редактор, отменяющий правки другого — это что-то из ряда вон и неправильное. Я столько прохладных историй могу рассказать про комментарии бренд-менеджера, которые не принимает директор по маркетингу, а уж разница между брифом директора по маркетингу и видением собственника — это просто песня. Но, надо сказать, платят за это больше.

Роман Пустовойт

Видно, что всё было криво, но когда человек сам зашёл со своей темой, могу себе представить, что она вошла в производственный процесс херово и с низким приоритетом. Короче, с чем-то подобным почти любой пишущий журналист сталкивался, а вот вываливать редакторские правки и переписку в паблик — это фи.

Сергей Немалевич

Первые последствия: текст опубликовала Aviasales

Обновлено: согласно принципам работы «Тинькофф-журнала», если автор отказывается доделать материал, «Т—Ж» не имеет претензий и предлагает обратиться с текстом в любое другое издание.

15 февраля сервис для поиска билетов Aviasales опубликовал на своём сайте текст Срапян под её подписью. В разговоре с TJ представители компании подтвердили, что получили разрешение автора и отредактировали материал.

Текст полностью укладывается в редакционную политику блога Aviasales, мы ценим личный опыт. История Елены может вдохновить других путешественников — это главный критерий выбора.

Aviasales

Журналистка рассказала TJ, что инициатором этого стала именно компания. Автор отказалась раскрыть сумму выплаченного гонорара, но отметила, что предложение полностью её устроило.

По словам Срапян, она поделилась с Aviasales первоначальной версией текста, который она сдавала в редакцию «Т–Ж». Перед публикацией на сайте материал незначительно отредактировали: изменили подводку и некоторые конструкции, выделили несколько моментов и убрали упоминание Skyscanner. Как отметила журналистка, редактор Aviasales потратила не так много времени, опубликовав текст довольно «быстро».

#разборы #медиа #соцсети #скандалы