Новости
Сергей Звезда

Что происходило, пока все были уверены в убийстве журналиста Аркадия Бабченко

Споры в соцсетях о том, как обсуждать произошедшее, некрологи и версии.

Первое появление Аркадия Бабченко после новостей об инсценировке его убийства. Фото «Радио Свобода»

Российский журналист Аркадий Бабченко, об убийстве которого в Киеве сообщалось 29 мая, оказался жив. 30 мая Служба безопасности Украины рассказала, что инсценировала смерть репортёра из-за данных о готовящемся покушении, за которым, как уверены силовики, стоят российские спецслужбы. Подозреваемый задержан.

Почти сутки все, кто не знал о деталях спецоперации СБУ, были уверены в убийстве Бабченко. За это время в соцсетях развернулись споры об этике, в СМИ появились некрологи, а вокруг происшествия возникли различные версии.

Соцсети

В соцсетях на «смерть» Бабченко отреагировали по-разному. Нашлись те, кто порадовался «убийству» или назвали его «сакральной жертвой гибридной войны».

Собаке собачья смерть. Потому что помер он так же, как и жил. От подлого выстрела в спину. Потому что и сам был подлой, мерзкой личностью. И то, что он сам не сидел в окопе и не стрелял, не делает его в этой войне чистеньким.

Потому что ещё большой вопрос, чья вина больше: ВСУ-шника, который не смог уклониться от мобилизации, или такого Аркадия, который ежедневно разжигает ненависть своими писульками и агитпропом.

Наталия Старокожко

Другие комментаторы, наоборот, раскритиковали сообщения о «сакральной жертве».

Убийство журналиста — не важно, по каким мотивам, не важно, в какой стране — преступление против общества. Я хочу, чтобы все это осознавали и понимали. [...]

В феврале прошлого года Бабченко уехал из России — в его адрес и его семьи постоянно поступали угрозы — сначала в Прагу, потом Израиль, а затем в Киев. Да, он был неудобный, резкий, неприятный — разный. Но журналисты не должны быть приятными. Прежде всего, они должны быть честными.

Ксения Собчак

Многие рассказали свои истории взаимоотношений с Бабченко или отметили его сложный характер.

С ним было абсолютно легко, по-свойски, когда можно ничего не объяснять. Конечно, он был профессиональным троллем и хейтером. Он презирал зло и вступая с ним в схватку, всё время вызывал на себя огонь, навлекал на себя удар превосходящих сил противника. Бороться пулей со словом — самое подлое, самое гадкое. Это и в Лондоне можно, и в Киеве. Видимо, очень хотелось доказать, что мол всюду мы можем. Ну что же, скоро границы закроются.

Борис Грозовский

На мой вкус, к Аркадию Бабченко в последние несколько лет было довольно сложно испытывать симпатию, но гибель человека, который никому не сделал настоящего зла, это всегда трагедия. [...]

Когда вы говорите «собаке собачья смерть», потому что Бабченко сказал какие-то не такие слова после, например, гибели Лизы Глинки — это хуже, чем рекурсия. Вам кажется, что вы просто прислали человеку ответочку, но человек уже умер, ему на вашу ответочку наплевать, она до него не дойдёт.

Владимир Гурьев

Некрологи

В СМИ за сутки с момента «гибели» Бабченко вспомнили о его заслугах как военного корреспондента (он был на двух войнах в Чечне и ездил в Южную Осетию), горячего критика российских властей и человека, который старался помочь пострадавшим в сложных ситуациях вроде наводнения в Крымске. Также коллеги Бабченко признавали, что его семье с шестью детьми предстоит сложный период.

«Он был человек войны, который однажды начал воевать против самой войны. И война ему за это отомстила», — отметил Юрий Сапрыкин. Он предположил, что во время расследования стороны конфликта «будут сваливать» вину друг на друга, и назвал оппонентов условными «коллективным Путиным» и «всемирным анти-Путиным». Он упомянул «упёртость и непримиримость» Бабченко, который ради отстаивания моральной правоты был готов идти «до логического предела, и этим пределом всякий раз оказывалась смерть».

«Талант диктовал ему тексты, которые он выпускал. Этого не понимали подонки, которые ждали его в подъезде», — подчеркнула редакция «Новой газеты», в которой Бабченко работал специальным корреспондентом. В «Новой» рассказали о моментах «абсолютного непонимания» и «неразборчивости» Бабченко в выборе слов. «Мы все время спорили, все время не соглашались. И хотели делать это вечно. Не получилось», — добавили в редакции.

«Последние три года наши разговоры касались примерно одной и той же темы: как человеку, прошедшему войну, избавиться от полученного на фронте посттравматического синдрома и вернуться к мирной жизни», — вспомнил корреспондент Русской службы Би-би-си Илья Барабанов, который близко знаком с Бабченко. По рассказу Бабаранова, в их последнюю встречу Бабченко много шутил, что скоро они станут видеться чаще, поскольку «со временем всем адекватным людям всё равно придётся покинуть Россию».

Версии

Киевская полиция, которая заявляла о факте убийства Бабченко, официально назвала две версии произошедшего: что это связано с его профессиональной деятельностью или гражданской позицией.

Уже после «воскрешения» Бабченко СБУ рассказала, что покушение на журналиста организовал завербованный российскими спецслужбами гражданин Украины. Он ли находится на фотороботе подозреваемого, неизвестно.

Сам Бабченко при своём появлении 30 мая рассказал, что его посвятили в курс спецоперации около месяца назад. Он заявил, что слышал разговоры в России о подготовке «каким-то ИГИЛом» теракта перед финалом Лиги чемпионов 26 мая: «Это должен был быть, по всей видимости, я, насколько я понимаю». О том, что убийство могло быть спланировано к футбольному матчу, ранее говорили и украинские политтехнологи.

Реакция российских властей

Следственный комитет России возбудил уголовное дело об убийстве Бабченко. Представитель России при ООН Василий Небензя 29 мая предположил, что Украина обвинит Россию, потому что так «не раз происходило до этого». Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал обвинения в адрес России «верхом цинизма», а глава Совета Федерации Валентина Матвиенко пообещала оказать семье убитого журналиста помощь и поддержку. 29 мая МИД РФ потребовало оперативного расследования и отметило, что уровень убийств на Украине «неуклонно растёт», а дела не приводят к наказаниям преступников.

30 мая представитель ведомства Мария Захарова назвала сообщения об инсценировке «лучшей новостью», но с «очевидным пропагандистским эффектом». Каким именно, она не пояснила. Глава комитета Совфеда по международным делам Константин Косачёв заявил о сожалении из-за того, что Бабченко «принял участие в провокации украинских спецслужб».

Акции

30 мая в России и на Украине состоялись стихийные акции памяти Бабченко. В Киеве принесли свечи и цветы к российскому посольству. На тот момент ещё никто не знал, что журналист жив.

В Москве собрались у мемориала памяти политика Бориса Немцова на Большом Москворецком мосту и у Центрального дома журналиста.

В Петербурге люди пришли к Соловецкому камню, где вспоминают жертв политических репрессий.

В подготовке материала участвовал Роман Персианинов.

#разборы #политика #происшествия #бабченко