Новости
Александр Фаст

О чём говорили спикеры конференции «Шторм-2018» от «Медузы»

Дудь — про «новое телевидение», американские главреды — про политические стартапы, краудфандинг-медиа и нативную рекламу.

Здесь и далее — кадры из трансляции «Шторма-2018». Оригинал «Медузы»

1 июня в московском Культурном центре ЗИЛ прошла третья ежегодная медиаконференция «Шторм», которую организует «Медуза». В этом году тему мероприятия, считающегося одним из главных офлайн-событий современной российской журналистики, описывал вопрос «Где деньги?».

Параллельная трансляция мероприятия шла не только на канале «Медузы» в Vimeo, но и в екатеринбургском «Ельцин Центре». Редактор TJ посетил восьмичасовой марафон лекций о медиа и законспектировал их.

Краткое вступление (Илья Красильщик, «Медуза»)

Конференция «Шторм» нужна «Медузе» затем, чтобы рекламировать себя и зарабатывать деньги. А ещё чтобы её работники могли приезжать из Риги в Москву и видеть «людей в большом количестве». И ещё чтобы менять рынок медиа в стране, рассказывать про него и приглашать интересных спикеров.

«Медуза» приглашает на «Шторм» тех спикеров, которые много знают про свою работу и которых было бы интересно послушать руководству издания. Руководство «Медузы» не знает, будут ли эти лекции полезны другим слушателям, но уверено, что эти лекции будут полезны им самим.

Первая конференция «Медузы» была посвящена нативной рекламе и, по данным «Яндекса», вызвала два всплеска интереса к теме в России. При этом сама «Медуза» делала своё первое мероприятие для того, чтобы начать продавать нативную рекламу, которую нужно было объяснить людям.

Блок number недоступен

На второй конференции рассказывали про подкасты и видео в соцсетях. После этого «Медуза» завела пять подкастов (в которых недавно начала продавать рекламу) и сделала видео своим неотъемлемым форматом: «читатели должны становиться зрителями и видеть мир, хотя иногда этого и не хочется».

На «Шторм-2017» спикеры рассказывали про мультиплатформенность, и «Медуза» завела собственный отдел выпуска, который занимается платформами как самостоятельными и полноценными медиа. Самый большой рост — на каналах в Telegram и на странице в Инстаграме.

Блок number недоступен

Список тем и спикеров третьей конференции «Шторм»:

«Новый телевизор» (Юрий Дудь, Sports.ru и «вДудь»)

Две сквозные мысли, повторявшиеся на протяжении всего выступления:

  • «Медуза» всё ещё делает плохие пуши. Даже после лекции по этой теме на втором «Шторме» от Михаила Калашникова из Sports.ru.
  • Современный YouTube в России напоминает телевидение из 90-х.

Есть три способа зарабатывать на YouTube: медийная реклама, рекламные интеграции в самом видео и оффлайновые мероприятия.

Медийная реклама — это «те самые жёлтые полосочки на таймлайне», продажей которых занимается сам YouTube. В среднем они приносят по 200-700 долларов на миллион просмотров — большие суммы встречаются реже.

Подключиться к медийной рекламе можно через специальных операторов. Работа с ними напоминает работу с сотовыми операторами и не может указывать на какие-либо связи с другими блогерами или компаниями. Пример Дудя: он и Песков пользуются «Билайном», но при этом никак не связаны.

Доходы от медийной рекламы зависят от аудитории, которой её показывают. YouTube платит больше за зрителей из Европы и США, чем за зрителей из России. Видеоблогеры-американцы или европейцы, имеющие по 200-500 тысяч промотров, зарабатывают как российские видеоблогеры-миллионники. Говорят, что ещё выше тарифы в ОАЭ, но сам Дудь в это не верит.

Блок number недоступен

Рекламные интеграции — это «самый кайфовый и нажористый» вид рекламы на YouTube. В зависимости от аудитории и количества просмотров (которых всегда меньше, чем подписчиков), за одну интеграцию видеоблогер-миллионик может получать от 150 тысяч рублей до 2 миллионов рублей.

Правила команды Юрия Дудя по работе с рекламными интеграциями:

  • «Не жадничай»: Места под рекламу во «вДуде» расписаны до середины осени. Но большее количество интеграций на выпуск не только вызвало бы раздражение у зрителя, но и ещё больше бы тратило ресурсы команды. Второго спонсора можно добавить «более хитрым способом» — например, с помощью чехла на находящийся в кадре телефон.
  • «Рекламируй то, чем пользуешься»: Команда «вДудя» размещает только интеграции тех компаний, в чьем продукте и репутации они уверены. Сам Дудь полтора месяца тестировал автомобиль Hyundai, прежде чем стать их амбассадором. В этом есть элемент «пацанства», так «энергетически» лучше продавать. А обманывать и врать — это «срано».
  • «Новое знание»: Интеграции могут быть трёх видов: музыкальный клип, юмор и интересные факты. Первые два «мимо» самого Дудя, который признаёт своё плохое чувство юмора. Факты, которые команда «вДудя» находит для своих интеграций, должны быть простыми, понятными и интересными даже эрудитам — так их запоминают и не проматывают.
  • «Рекламодатель не знает про гостя»: Гость следующего выпуска держится в секрете, про него не знают даже жёны участников команды, а особенно рекламодатель (особо хамоватых «посылают в жопу»). Изначально это делалось органично, но потом превратилось в тактику: зрители ждут вторника, чтобы узнать кто же именно будет новым гостем.
  • «Только безнал»: По мнению Дудя, такая же естественная тема, как и «вопросы про онанизм». Среди видеоблогеров много людей без ИП, который Дудь призвал заводить — потому что «дико просто», страхует и упрощает процесс. Стоимость интеграции придётся увеличивать на 7%: 6% — для налога «по упрощёнке», 1% — для пенсионных отчислений.
  • «Адекватность клиента»: От тяжеловесных и долго решающих клиентов надо отказываться, даже если они очень крупные и крутые. Обратная ситуация: команда «вДудя» была довольна работой с Head and Shoulders, у которых был план на случай проигрыша Дудя в споре с Грудининым.

Оффлайновые мероприятия — это вид рекламы, включающий в себя всё от корпоративов до автограф-сессий на открытии новых торговых центров. По словам Дудя, такие мероприятия приносят «хорошие деньги». Дудь отметил, что телеведущие по большей части уступили свою недавнюю популярность популярным видеоблогерам: «телевизор больше не хотят трахнуть».

Несмотря на всё это, Дудь отметил, что работа на сайте Sports.ru до сих пор остаётся для него основной работой. Его «драйвит» то, что:

  • это «лучшее русское медиа прямо сейчас»;
  • там нет субординации, но есть куча критики и обязанностей;
  • там «предположительно лучший в медиа» коммерческий отдел, который «давно слился с редакцией».

Дудь сослался на аналитиков, по словам которых «на ютубе ещё ничего даже не начиналось», и большие деньги туда только придут — главное, чтобы он продолжал работать в России. Даже прекратившие выкладывать свои видео блогеры уже могут жить на свои доходы от «медийки»: например, старые видео EeOneGuy до сих пор собирают по 30 миллионов просмотров в месяц.

Дудь заключил, что не надо делать дорогие YouTube-шоу. Многие зрители до сих пор воспринимают блогеров как «корешей». И их отталкивает формат шоу, в котором задействованы около сотни техников. Формат «телевизора на коленке» может смущать клиентов, но не должен смущать авторов.

Сколько бы сегодня не говорили про деньги, деньги это бумага. Деньги это очень круто, но любовь, секс и концерт Мерлина Менсона в Германии — это гораздо круче.

Юрий Дудь

[примечание — после своего выступления на «Шторме» Дудь в спешке убежал на самолёт, потому что должен был ехать на немецкий рок-фестиваль Rock am Ring]

Ответы на вопросы

Сколько человек работают в команде «вДудя» и сколько это стоит?

Четыре постоянных работника, плюс директор по продажам и наёмный оператор, уже успевший стать частью команды. В месяц это обходится примерно в 500-700 тысяч рублей за обычные выпуски с гостями, ещё до миллиона рублей — на съёмки документальных выпусков-фильмов.

Как вы относитесь к скрытым интеграциям?

Плохо. Ты либо предупреждаешь, что интервью платное, либо не делаешь его.

Сколько ты зарабатываешь на канале, и сколько на Sports.ru?

220 тысяч рублей до вычета налогов на Sports.ru. На канале цифра близкая к недавно опубликованному рейтингу заработку блогеров [около 17,5 миллионов рублей за второе полугодие 2017 года].

Почему вторник?

Потому что после «Дневника Хача» и «Познера» — «это два важных человека, не шучу». Ещё потому что в понедельник проходит планёрка на Sports.ru, а вторник это всё ещё начало недели и ты «ещё свеж».

Кто отбирает гостей?

Во «вДуде» не было ни одного, которого не приглашал лично ведущий шоу, который также сам бронирует все студии и авиабилеты за свои собственные «мили». Дудя всегда удивляло, как другие YouTube-шоу нанимают специальных редакторов для работы с гостями.

В 90-е ТВ запомнилось качественными новостями, как к этому относишься?

По мнению Дудя, главный новостник современного российского YouTube — Николай Соболев, с которым у «обитателей фейсбука» есть «эстетические проблемы несовместимости». При этом Соболев, по мнению Дудя, логически объясняет темы и «не зашкварился» перед выборами. Если бы дети главного редактора «вДудя» смотрели бы Соболева — он был бы за них спокоен.

Путин — красавчик?

Много раз говорил — «нет».

«Как зарабатывают политические стартапы» (Николас Джонстон, Axios)

Мне долго казалось, что мои тексты про политику длинные и непонятные, и их никто не читает. Когда появились соцсети, я понял, что не понимал своего читателя. К таким же выводам пришли основатели Axios.

Проблемы, из которых исходит Axios: вокруг недоверие и фейковые новости, а внимание читателей сокращается и они редко дочитывают статьи до конца. При этом рынок перенасыщен контентом, а журналистика отстаёт от темпа сотен миллионов твитов и миллиардов историй в Инстаграме и Snapchat.

Большинство новостных медиа продолжают работать так же, как в 1950-х. Когда пытаешься менять их редакционную культуру изнутри — никто не слушает. Это не отвечает запросам современного читателя. Сегодня медиа нужно адаптировать и контент, и формат.

Axios нанимает лучших редакторов, которые чувствуют себя как дома в Кремниевой долине или пишут колонки, с которыми «просыпается весь Вашингтон». Издание всегда укладывает свои истории в 150 слов или в список из 10 пунктов. Самый маленький материал Axios — 39 слов.

Дизайнеры Axios придумали формат, описанный фразой «читателя не заставишь». Читатель не хочет самостоятельно запускать видео или нажимать дополнительную кнопку. Конкурентом Axios являются не только New York Times или Washington Post, но и количество секунд в сутках.

Пример заметки, опубликованной на сайте Axios

Axios создаёт вокруг своих новостей контекст и рассказывает не об отдельных репликах, а о сути спора. При этом редакция постоянно сопровождает свои заметки не только иллюстрациями, но и объяснющей инфографикой или видео — потому что просто сократить текст недостаточно.

Редакция Axios находится в постоянном контакте с читателем и пытается узнавать у них, что для них важно. Руководство издания постоянно читает электронную почту, на которую приходят читательские отзывы.

Рекламный контент Axios не отличается от редакционного, а «продажники» присутствуют на редакционный планёрках. Каждая рекламная заметка имеет и броский заголовок, и указание бренда — так на неё лучше кликают, а на её производство уходит гораздо меньше времени.

Помимо рекламы и подписки Axios зарабатывает на мероприятиях — например, вечеринках с приглашёнными гостями, которые спонсируют крупные компании вроде BP и Boeing. По мнению Джонстона, главное — установить доверие: «Читателя не заставишь, но его можно увлечь».

Барная стойка на вечеринке Axios. В роли виртуального бармена — один из сооснователей издания Майк Аллен. Фото Washingtonian

Ответы на вопросы

Сколько постов вы производите в сутки, сколько из этого рекламы?

Около 50-70 заметок в день по разным направлениям. Больше всего трафика приходит на мейнстримные и актуальные темы. С расположением рекламы Axios пока экспериментирует, но на восемь редакционных заметок приходится две рекламных, которые читают так же, как и обычно.

Как вы сохраняете принципы журналистики и не диктуете своё мнение?

Мы прячем сложные истории и сюжеты под кнопку «Углубиться» — по ней всегда можно получить дополнительную информацию. Большинство журналистов согласятся: повысить эффективность коммуникации можно.

Какие были вложения на первых годах и как быстро вы отбились?

За два раунда мы привлекли 30 миллионов долларов от внешних инвесторов, включая вдову Стива Джобса и [крупнейшего в мире кабельного оператора] Comcast. Мы пока не отбились и не говорим о прибыльности. Много тратим на разработку и дизайн, технических специалистов и новых журналистов.

Как вы проводите мероприятия?

Мы делаем не просто развлекательные вечеринки, а даём возможность послушать живые интервью с ньюсмейкерами и потом самим поговорить с ними. Темы вечеринок согласовывают с рекламодателем.

Как у вас распределяются источники трафика?

По 30% — соцсети, поиск Google и прямые заходы. Ситуация начинает меняться из-за того, что соцсети меняют свою политику по отношению к медиа. Важно понимать специфику платформы, нужна умная команда специалистов по работе с социальными сетями. При этом люди, которые заходят к нам напрямую, более ценны и больше доверяют нашему бренду.

Как вы относитесь к предложениям ограничивать количество контента?

Мы проводим много времени в смартфонах, и с этим нельзя бороться. Нужно понять, что есть такой тренд, и пытаться придумать способ лучше обслуживать людей в этом режиме. Толстый печатный журнал лучше подходит для самолёта, но в обычной жизни он не работает.

Сколько людей работают в редакции над текстами и мультимедиа?

35 новостников, большая часть из них работает над текстами. Ещё четыре человека работают над видео, им помогают обычные журналисты.

Вы занимаетесь оптимизацией для поиска?

Да, мы наняли для этого специального человека. При этом мы научили своих журналистов делать нормальные заголовки и для читателей, и для поисковых машин. Раньше журналисты просто писали истории, теперь вынуждены думать и про оптимизацию, и про графику, и про платформы.

Сколько времени проходит до появления у новости иллюстрации?

В среднем по два часа на картинки для новостей и рассылки. Если в 10 часов появляется новость, графика про неё будет готова к обеду, но иногда на неё может уйти месяц или два.

Почему выбрали именно политику и насколько безопасно о ней писать?

Потому что в ней основатели издания понимали больше всего. Axios был бы рад запустить развлекательную часть, но его авторам надо будет «завязывать», если у них перестанет получаться проект про политику. При этом с сотрудниками издания обсуждают разные угрозы — например, возможность нападок со стороны президента США в Твиттере.

Какие платформы сейчас самые перспективные по времени и деньгам?

Менее перспективные — соцсети. В долгосрочной перспективе лучше всего рассылки — в США сейчас золотой век «древней» технологии. Рекламодатели проявляют к ней интерес, мы увеличиваем частоту рассылок. Это интересный способ разом прочитать всю важную информацию.

Блок number недоступен

«Как устроены краудфандинг-медиа» (Эмили Рэмшоу, Texas Tribune)

Некоммерческое издание бесплатно предоставляет крупнейшим местным газетам право на публикацию его материалов. При этом первоначально они отказывались брать эту информацию и говорили, что она им не интересна. Вскоре после роста популярности Texas Tribune эта ситуация изменилась

У Texas Tribune шесть источников финансирования, но издание не зависит ни от одного из них. Оно получает пожертвования от крупных доноров, общественных фондов по всему миру, корпоративных спонсоров, мероприятий и от подписчиков — от 39 до 999 долларов с человека. И ещё лицензирует свои материалы, например для использования в университетах.

Блок number недоступен

Штат Texas Tribune начинался с семи сотрудников, и с того времени их число выросло в десять раз. Издание также смогло открыть собственном бюро в Вашингтоне и штаб на мексиканской границе.

Texas Tribune постоянно общается со своей аудиторией и исследует, какие темы интересны читателям. Для этого в издании есть специальный «репортёр по работе с сообществом» — она работает с аудиторией в Инстаграме и на Реддите, а её зарплата зависит от краудфандинга.

Большую часть доходов Texas Tribune получает от публичных мероприятий, например — трёхдневный фестиваль с тысячами посетителей и несколькими сотнями докладчиков. На них приходится самый большой прирост.

Перечень спикеров фестиваля Texas Tribune в сентябре 2018 года

Беспартийность и нейтральный тон Texas Tribune привлекают к изданию внимание благотворительных доноров. При этом настоящим золотом главный редактор ресурса называет политических доноров, список которых публикуется в открытом доступе после любой избирательной кампании.

В работе с благотворительными организациями Texas Tribune придерживается принципа: они не будут транслировать миссию фонда, но будут повышать осведомлённость читателей об интересующих фонд проблемах. При этом некоторым партнёрам издания важна не столько сама «социальная ответственность», сколько упоминание в её контексте.

Главными продающими качествами издания являются его ответственность, честность и прозрачность. Больше всего читатели приходят (в том числе с пожертвованиями) за расследованиями, после которых лишаются своих постов местные чиновники или меняется политика штата. При этом разозлённым спонсорам оказывается важнее доступ к читателям.

Главный редактор Texas Tribune считает, что сегодня медиаотрасли нужны журналисты, разбирающиеся в бизнес-моделях и горящие за свою работу. Репортёры должны помогать коммерции с привлечением потенциальных спонсоров и делать всё, чтобы поддерживать бренд издания.

Сегодня мы не можем позволить себе быть чистыми журналистами, наша работа нуждается во всех возможных источниках финансирования. Зарплата нашего журналиста — его собственная задача.

Эмили Рэмшоу

Ответы на вопросы

В какой момент ваш читатель становится вашим донором?

Texas Tribune напористо напоминает, что нуждается в поддержке и прикрепляет к своим материалам баннеры с напоминаниями, а также рассылает их по электронной почте.

Какая у некоммерческого издания техническая платформа?

У Texas Tribune собственная CMS, для того чтобы лучше показывать собственную инфографику. Всё по умолчанию делается под мобильную платформу, читаемость с настольных и мобильных систем делится примерно пополам. Есть также собственная система комментариев.

Что насчет доноров с сомнительной репутацией?

Такие ещё не обращались, но отказались бы.

Как происходит коммуникация с крупными донорами?

Сотрудники Texas Tribune сами инициируют общение с любыми донорами, вне зависимости от их размера. За это отвечает команда по развитию бизнеса, в том числе три сотрудника по работе с крупными донорами.

Как у некоммерческого независимого СМИ построена работа с государством?

Texas Tribune защищается от чиновников своей объективностью. Каждый чиновник хочет добраться до избирателя и понимает, что даже после расследования им будет нужна пресса — хотя бы рассказать, что изменилось.

Есть ли судебные иски и легко ли закрыть издание?

Невероятно сложно. В США другая среда, где свобода слова воспринимается как нечто однозначное и неоспоримое. Если бы медиа в США почувствовало угрозу закрытия, оно бы боролось всеми возможными силами.

Практикуются ли госконтракты на освещение деятельности чиновников?

В США ни одно местное медиа не имеет контрактов с властями. Есть СМИ с господдержкой, но они общественные. На местном уровне таких нет.

Кто читает Texas Tribune, меняются ли возраст и пол?

Больше всего аудитории в возрасте от 35 до 50 лет, но последние годы растет группа «18-35». Texas Tribune общается с молодой аудиторией на Реддите и в Инстаграме, а также в университетах и колледжах. А ещё организует «летний салон» для молодых техасцев: бесплатно пригласит их в самый люксовый ресторан Техаса, чтобы познакомить со своим брендом нашим брендом.

По какой причине люди становятся членами сообщества и донорами?

Они хотят получать независимую журналистику и готовы её поддержать. Средний взнос составляет около ста долларов в год, в основном от аудитории от 45 до 50 лет. Жертвователи получают не только бонусы на сайте, но также сувениры и приглашения на мероприятия.

Публикует ли издание свои расходы и зарплаты журналистам?

Вся бухгалтерия Texas Tribune публикуется в конце года, включая годовой отчет о приходе-расходе средств и зарплатах журналистов.

Если мы требуем такую прозрачность, мы и даем её.

Эмили Рэмшоу

«Каково быть главным по нативной рекламе в Америке» (Бен Смит, BuzzFeed News)

Бен Смит. Фото Ильи Красильщика, «Медуза»

Традиционная реклама в медиа изначально была нативной. Из-за этого в BuzzFeed, являющемся специалистом по спискам смешных животных, понимали, что к ней нужно относиться серьёзно.

Руководство BuzzFeed понимало, что люди будущего будут обмениваться важным для них контентом (в том числе и новостями). И что они будут делать это через «расшаривание» в социальных сетях. Как отметил Смит, сегодня в этом уже никого не нужно убеждать.

Сегодня сложно объяснить, что такое нативная реклама, потому что ею может быть даже фотография в Инстаграме или запись на странице в Фейсбуке — хотя ещё несколько лет назад такого формата не было. И BuzzFeed готов платить людям, которые понимают работу с большими платформами.

Сегодня BuzzFeed продолжает концентрироваться на нативной рекламе, но надстраивает над ней новые продукты. Например, превращает в гифки традиционные рекламные видеоролики, которые делают сами компании.

Компании приходят за рекламой в BuzzFeed, потому что это издание получало несколько номинаций на Пулитцеровскую премию. Потому что оно рассказывало глазами нового поколения об актуальных проблемах — например, связях загадочных убийств в Великобритании с политикой Кремля.

BuzzFeed готов многому учиться у российских журналистов. Например, тому как работать «под угрозой юридического преследования».

Среда, в которой государство официально поддерживает пропаганду и делает всё, чтобы поставить под сомнение саму идею нейтральной объективной журналистики… То, что вам приходится существовать в такой среде — в этом вы можете нас многому научить.

Бен Смит

Ответы на вопросы

Как издание разделяет с рекламодателем производство?

Обычно BuzzFeed берёт материалы рекламодателя и делает на нем свой более маржинальный контент. При этом не нужно быть догматиком: если у человека есть своя идея — нужно работать вместе с ним.

Что будет следующим переломом и каким BuzzFeed будет через 5 лет?

Момент обильного роста социальных сетей прошел, сегодня в их изменениях меньше динамики. Если вы ещё не думаете про ТВ или печать — вам сложнее. Есть новая аудитория и есть масса историй, которые можно рассказать.

Как GDPR может появлиять на нативную рекламу?

Скорее всего, таргетирование в будущем осложнится, и это хорошо для тех, кто умеет и хочет делать контент. Если вы умеете делать и распространять контент — вы выиграете от этих изменений.

Как молодёжная аудитория потребляет новости?

Она хочет историй, которые можно прочитать на мобильном устройстве — не обязательно коротких, но увлекательных. Хочет, чтобы вы были там же, где и они — например, в Инстаграме. Писали об их темах — сексуальном насилии, будущем соцсетей. Важно найти правильную историю или сюжет, с которой люди могут себя соотнести, а не кормить молодежь отрезками.

Что будет происходить с нативной рекламой из-за блокировщиков рекламы?

Рекламу действительно постоянно блокируют — около 10%. Но реклама должна перестать обрушивать браузеры, чтобы страницы могли грузиться быстро. Люди не настроены враждебно к рекламе, они ждут порядочного отношения, а не 10 окон и поиска скрытых крестиков.

Почему все делают видео? Текстовых авторов заменят нейросети?

Потому что умеют рассказывать истории и делать интервью как в тексте, так и в видео. Вряд ли репортеров в ближайшее время заменят нейросети — попытки автоматизировать новостные ленты заканчивались ничем. Можно лишь отдать нейросети самую скучную часть работы журналиста, а он тогда сможет посвятить время более сложным задачам.

Нативная реклама становится всё менее эффективной и интересной, как и баннерная?

В истории рекламы везде есть нативная реклама — в журналах, на ТВ. BuzzFeed продолжает эту традицию, разве что перестав разделять нативную рекламу и редакционные материалы. В ближайшее время из неё уйдет всё худшее, что накопилось в рекламе в интернете в конце 90-х и начале 2000-х.

Что важнее: дистрибуция, монетизация или контент?

BuzzFeed возник из идеи дистрибуции. Элементы контенты должны приводить к его распространению в соцсетях. Для BuzzFeed дистрибуция — важный элемент, который влияет на контент. В том, что авторы контента с самого начала думают, как будут его распространять — его преимущество.

#медиа #технологии #соцсети