Новости
Роман Персианинов

Бангладеш перенял тактику Филиппин по борьбе с наркотиками. За три недели в ходе облав застрелили 130 человек

Правозащитники полагают, что за кампанией скрыта попытка власти очистить политическое поле от оппозиции до начала партийных выборов.

Полиция задерживает подозреваемого в связях с наркобизнесом в столице Бангладеш Дакке. Фото AFP

В конце мая правительственные силы Бангладеш развернули по стране антинаркотическую кампанию: за первую неделю рейдов полиция застрелила 50 подозреваемых в продаже наркотиков, а две недели спустя число погибших превысило 130 человек.

Жестокая и неоднозначная тактика правоохранительных органов почти в точности повторяет филиппинскую модель борьбы с оборотом наркотиков. Власти обеих стран утверждают, что это вынужденные меры, которые поддерживает народ, однако семьи убитых и правозащитники увидели в действиях правительства политический мотив перед грядущими выборами.

Три недели — 130 убитых

В первую неделю после начала антинаркотической кампании полиция застрелила активиста и оппозиционера Амджада Хоссейна (Amjad Hossain) в северной части страны. По словам полиции, подозреваемый в торговле наркотиками отказался сдаваться и отстреливался вместе с членами банды.

«Против него завели 14 дел по факту убийств, нападений и торговли наркотиками. После анонимного сообщения мы обнаружили у него дома большую порцию „Ябы“ (Ya ba). Позже он погиб во время перестрелки, когда другие члены его банды открыли огонь», — заявил изданию The Guardian ответственный за порядок в округе Нетрокона.

Название «Яба» («наркотик безумия» в переводе с тайского языка) вряд ли скажет что-то обывателям, но именно так называются дешёвые таблетки на основе метамфетамина и кофеина, которые в последние годы заполонили Бангладеш. По словам властей, ежегодно в страну попадает до 300 миллионов запрещённых таблеток — это положение и стало формальным поводом к началу антинаркотической кампании, одним из инициаторов которой выступила премьер-министр страны Шейх Хасина.

Суммарно Шейх Хасина занимает должность премьер-министра 14 лет. Фото Рассела Уоткина

За первые 10 дней рейдов полиция застрелила больше 50 подозреваемых в торговле или в связях с дилерами. За последующие две недели число убитых увеличилось до 130 человек. В разговоре с журналистами родственники погибших усомнились в справедливости действий властей, описав странные методы полиции. Сначала подозреваемых арестовывают, а несколько часов спустя они загадочным образом погибают во время перестрелок с бандами.

Подобное случилось и с Хоссейном — по словам брата погибшего, полиция силой ворвалась в его дом, избила и увезла, а позже его нашли мёртвым. Активист числился в студенческой оппозиционной организации, которая последние месяцы усиленно готовится к партийным выборам. Они должны пройти с 31 октября до 31 декабря 2018 года (дату назначает парламент).

Большую часть рейдов в рамках кампании проводит Батальон быстрого реагирования (ББР), состоящий из полицейских и элитного спецназа. Сфера деятельности организации очень широкая и покрывает борьбу как с террористами и наркооборотом, так и с бандитизмом. Силовое ведомство не раз обвиняли в пытках и убийствах подозреваемых, а также в похищениях оппозиционеров.

Береговая охрана изучает рыбацкую лодку на предмет контрабанды наркотиков. Фото AFP

45-летнего Шукура Али (Shukur Ali) застрелили за день до Хоссейна при схожих обстоятельствах: сначала его арестовала полиция, а пару часов спустя его тело нашли в переулке с пулевыми ранениями. Представители элитного подразделения утверждают, что мужчина долгое время торговал наркотиками и отстреливался от спецназа при задержании. Родственники убитого признают, что он действительно употреблял наркотики, но никогда не работал дилером.

По словам местных правозащитников, антинаркотическая кампания создала в стране атмосферу «террора», так как полицейские получили полное право судить и казнить подозреваемых на месте. Ровно это же последние два года происходит на Филиппинах, где борьба с наркотиками приобрела форму открытой войны.

Филиппинский путь

«Расправьтесь с ними со всеми», — призывал президент Филиппин Родриго Дутерте со вступления в должность в 2016 году. Жёсткий борец с преступностью, он развернул в стране войну со всеми, кто связан с наркотиками. В первые несколько недель от рук полиции и «гражданских дружин», которые вдохновились речью президента, погибло больше двух тысяч человек, предположительно связанных с оборотом запрещённых веществ.

В 2016 году страх расправы вынудил больше 600 тысяч человек, предположительно связанных с наркобизнесом, сдаться полиции. К январю 2018 года число убитых в ходе кампании, как утверждали сенаторы, перевалила за 20 тысяч. Вина подавляющего числа погибших не доказана. Главным плюсом своих жестоких методов Дутерте, отработавший больше 22 лет мэром Давао, называет снижение уровня преступности. Статистика действительно на стороне президента, но только отчасти.

Фото Reuters

В конце 2017 года полиция Филиппин отчиталась о падении уровня преступности на 21% относительно 2016 года, когда Дутерте вступил в должность. Однако число убийств увеличилось на 14% относительного того же времени. Правозащитники связывают это с тем, что полицейские порой закрывают глаза на действия «дружин», мотивирующих свои действия борьбой с наркотиками.

В разговоре с журналистами The New York Times жители Филиппин, родственники которых стали жертвами антинаркотической кампании, описывают похожие друг на друга истории случившегося. Однажды к ним в дом ворвались полицейские и арестовали родственника, а позже его нашли мёртвым. Порой нападавшие пропускали первый этап и просто расстреливали подозреваемых в их квартирах. Иногда таинственным образом умирали и те, кто добровольно сдался полиции. Их дела не расследуют, а семьи погибших не знают, к кому обращаться за помощью.

После убийства головы многих подозреваемых в связи с наркотиками обматывают изолентой и прикрепляют к телу записку вроде «наркобарон», чтобы прохожие или следователи сразу понимали мотивы убийц. Выступать против таких преступлений внутри страны крайне сложно, ведь формально их одобряет глава государства.

«Люди нам благодарны»

В Бангладеш насчитывается примерно семь миллионов наркозависимых, из которых пять миллионов употребляют «Ябу». Средний возраст 63% употребляющих варьируется от 15 до 25 лет. Такое положение давно беспокоило правительство страны, однако власти делали лишь незначительные шаги в сторону создания системы реабилитации.

Западные страны, в том числе США, призвали власти Бангладеш урегулировать ситуацию с антинаркотической кампанией. Правозащитная организация Human Rights Watch признала, что страна находится в наркотическим кризисе, но нынешние методы силовиков приведут лишь к большим проблемам. На момент написания статьи число задержанных в Бангладеш по подозрению в связи с наркобизнесом составляло 17 тысяч человек.

Сотрудники Батальона быстрого реагирования. Фото Reuters

6 июня 2018 года жена застреленного политика Акрамуля Хака (Akramul Haque) обнародовала четыре телефонные записи, на которых он сначала общается с дочерью, а потом на него нападают неизвестные. На первых двух политик, числящийся членом партии Авами Лиг (обладает большинством в парламенте), рассказывает дочери о том, что его пригласили в местный офис губернатора. На третьей записи мужчина говорит приглушённым голосом и сообщает дочери о планах отправиться в некое место по «срочным делам».

На последней записи слышно приглушённое мычание и слова «я к этому не причастен», которые, вероятно, произнёс убитый. Затем на аудио слышны выстрел, стон и ещё один выстрел. Далее новый голос приказывает собрать гильзы, а где-то вдалеке слышится сирена полицейской машины. Всего запись длится примерно 14 минут: её опубликовала и расшифровала одна из крупнейших газет страны The Daily Star.

Запись вызвала большой резонанс, ведь по версии силовиков 27 мая Хака застрелили в ходе перестрелки, а в его квартире обнаружили два пистолета и запас запрещённых веществ. Жене и дочери полиция заявила, что политик от правящей партии давно торговал наркотиками. Дополнительные сомнения в официальной версии вызвало и странное совпадение: сайт The Daily Star перестал работать в Бангладаше после публикации записи и заработал лишь 18 часов спустя. The Guardian полагает, что вина за это лежит на местном интернет-регуляторе.

После обнародования записи власти страны заступились за кампанию по борьбе с наркотиками, но инициировали расследование, признав, что в произошедшем могли быть допущены «ошибки». Министр автомобильного транспорта и мостов Обайдул Квадер (Obaidul Quader) добавил, что в ходе операции могли быть совершены «одна или две ошибки», однако пока рано утверждать, что пострадали невиновные. Его поддержали другие чиновники.

Люди благодарны нам за антинаркотическую кампанию. А раз такую инициативу поддерживают обычные граждане, мы не планируем сворачивать операцию.

Асадаззаман Хан

#разборы #происшествия #политика