Новости
Никита Лихачёв

Штаб Навального рассказал о фабрике троллей, использующейся для поддержки московской мэрии в соцсетях

Изучив подозрительные комментарии на YouTube под роликами о коррупции среди московских чиновников.

Артём Шургальский и Николай Сидоркин. 2013 год

После выхода расследования об использовании родственных и дружественных связей во время госзакупок по контрактам столичной мэрии московский штаб Навального обратил внимание на поток негативных комментариев под их роликом на YouTube. Обнаружив у комментариев общие признаки в виде ссылок на другие проекты, активисты выяснили, что их продвижением занимается девушка соучредителя SMM-агентства TrendMedia Николая Сидоркина.

По списку его друзей в Фейсбуке и по списку друзей его друга и второго соучредителя агентства Артёма Шургальского штаб Навального пришёл к выводу, что TrendMedia сотрудничает с «ИМА-консалтинг» — крупнейшим PR-подрядчиком московской мэрии. Оказалось, Сидоркин был указан в качестве контактного лица в группе «ВКонтакте», продвигавшей другого клиента «ИМА-консталтинг», ярославского губернатора Дмитрия Миронова.

Сотрудничество TrendMedia с «ИМА-консалтинг» подтверждалось и слитой в 2012 году перепиской Сидоркина. В ней Наталья Бутова с почтового адреса «Группы ИМА» интересовалась у теперь уже бывшей сотрудницы TrendMedia Виктории Кошель, почему одна из аккредитованных на выступление министра образования Фурсенко блогеров написала не позитивный отзыв. Кошель тогда ответила, что она «договаривалась с ней только про Твиттер, и там она отработала нормально».

TrendMedia (кстати, у агентства нет сайта) было основано осенью 2011 года Артёмом Шургальским (гендиректор), Александром Заборовским, Алексеем Филоновым, Николаем Сидоркиным и Артёмом Колесниковым (позднее исключён из числа соучредителей). Все они имел отношение к «Цифровой партии Российской Федерации» (ЦПРФ), политическому проекту, также запущенному осенью 2011 года позиционировавшемуся как партия для молодой интернет-аудитории. Официально движение так и не получило регистрацию. Филонов в середине нулевых был федеральным комиссаром движения «Наши».

Алексей Филонов

Руководителем проекта ЦПРФ считался Филонов — он же был соучредителем медиа-агентства «Легенда» вместе с экс-комиссаром «Наших» Марией Дроковой и двумя звёздами российского Твиттера, Антоном Коробковым-Землянским и Евгением Козловым. Летом-осенью 2011 года «Легенда» распалась: её развитием продолжил заниматься только Коробков-Землянский, а Филонов, Дрокова и Козлов ушли в другие проекты. Судя по переписке Сидоркина и найденной московским штабом Навального публичной доске TrendMedia в сервисе Trello, Козлов время от времени участвует в деятельности TrendMedia в качестве блогера.

Сидоркин (в толстовке) и Коробков-Землянский (в пиджаке) на встрече Дмитрия Медведева с блогерами (со «сторонниками»). 2011 год

#политика #соцсети