Новости
Никита Лихачёв

Прокат электросамокатов у YouDrive lite оказался в пять раз эффективнее, чем у «Делисамоката»

Подсчитали на основе данных, которые раскрыл мэр Москвы и представители YouDrive lite. Обновлено: расчёты изменены.

7 октября Сергей Собянин поделился в своём твиттере статистикой числа поездок «проката самокатов» в Москве. Судя по тому, что на фотографии изображены стойки и самокаты именно «Делисамоката», мэр столицы говорил только об одном сервисе, а не о всех существующих сразу.

Мэрия Москвы явно имеет свой интерес в «Делимобиле» («Делисамокат» открыт тем же инвестором). О прямых государственных инвестициях ничего не известно, но разве может полный пресс-релиз сервиса просто так появиться на сайте мэрии, а глава города принять личное участие в его открытии? Тем более, что об открытии конкурирующего сервиса YouDrive lite на mos.ru ничего не писали, а упоминали его только при перечислении всех доступных в Москве сервисов.

Хотя «Делисамокат» запустился на неделю раньше YouDrive lite, впоследствии сервис дважды вносил изменения, следуя тому, что было принято в YouDrive lite. Например, спустя три недели после начала работы сервиса в «Делисамокате» подняли цены до уровня YouDrive lite (со 100 рублей в час до 250 рублей в час) и закупили партию электросамокатов, как у YouDrive lite. Ещё через два месяца в «Делисамокате» поменяли способ выдачи самокатов: компания отказалась от представителей на точках проката и стала использовать автономные Bluetooth-замки, вдобавок введя возможность поминутной тарификации по такой же цене, как у YouDrive lite (5 рублей в минуту).

TJ узнал у представителей YouDrive lite, что за весь сезон 2018 года (который пока ещё не завершился) в сервисе сделали 70 тысяч поездок на самокате. Это в два раза меньше, чем у «Делисамоката» — но, как ни странно, ни эта метрика, ни количество единиц техники в парке не являются определяющим при оценке деятельности сервисов каршеринга (в данном случае, кикшеринга). Поскольку все сервисы инвестируют в покупку и поддержание парка машин, для них важно, чтобы эти машины не простаивали — и на увеличение поездок в день в расчёте на каждую машину идут основные усилия.

Подсчитаем, сколько поездок в день в среднем совершалось на электросамокатах «Делисамоката»:

  • На старте у проекта было 1650 самокатов;
  • За первый месяц работы (в период с 18 мая по 25 июня) было совершено 20 тысяч поездок. После этого парк увеличили до 2650 штук;

  • Получается, в первый месяц на одном самокате совершалось 20000/1650/30 = 0,4 поездки в день. Или, иными словами, самокат использовали раз в 2,5 дня — остальное время он стоял без дела либо был на ремонте/подзарядке;

  • К 3 сентября через сервис было совершено уже 90 тысяч поездок, отчитывался сайт мэрии;

  • Получается, за вторую часть сезона (25 июня — 3 сентября, грубо говоря, за два последующих месяца) было сделано 70 тысяч поездок, то есть 70000/2650/60 = 0,44 поездки в день;

  • За весь сезон (18 мая — 7 октября, или грубо 4,5 месяца) было совершено 140 тысяч поездок, если верить данным Собянина. То есть за третью часть сезона, с 3 сентября по 7 октября, было совершено ещё 50 тысяч поездок — как раз после того, как «Делисамокат» ввёл поминутную тарификацию и автономную круглосуточную аренду, как у YouDrive lite;

  • Получается, в третью часть сезона на одном самокате совершалось 50000/2650/30 = 0,62 поездки в день. Учитывая, что хорошая погода в Москве продержалась максимум половину сентября, изменение модели сервиса в начале сентября дало значительный рост.

Теперь посчитаем эффективность проката электросамокатов у YouDrive.

  • Известно, что на старте у сервиса было всего 200 электросамокатов. Их количество увеличили до 500 в середине августа;
  • Данных с такой подробной разбивкой поездок по месяцам, как у «Делисамоката», мы не обладаем. Имея лишь общее число поездок за сезон, нам придётся усреднять количество самокатов. Однако в остальном — ничего страшного: других принципиальных изменений в YouDrive lite за сезон не было: цена и модель аренды оставалась прежней с момента начала работы сервиса;
  • Допустим, что в среднем у YouDrive lite во время сезона было (200 штук × 2,5 месяца + 500 штук × 2 месяца)/4,5 месяца = 333 самоката;
  • Поскольку сезон шёл 4,5 месяца, в день на самокатах совершалось всего 70000/4,5/30 = 518 поездок;
  • Получается, на каждый самокат приходилось 518/333 = 1,55 поездки в день.

Даже если сравнивать только сентябрьский период, то здесь эффективность проката самокатов оказывается в 2,5 раза выше у YouDrive lite, чем у «Делисамоката». В остальные месяцы разница существеннее — в 3,5–3,75 раза.

Понятно, что все получившиеся расчёты слишком сильно округлены и усреденены, а реальная статистика точнее — только компании её не разглашают. Кроме того, очевиден эффект масштаба: чем парк машин больше, тем сложнее использовать его более эффективно.

Обновлено в 18:06: в пресс-службе Департамента транспорта пояснили TJ, что 140 тысяч поездок из поста Собянина — это агрегированная статистика двух сервисов, «Делисамокат» и YouDrive. В пресс-службе YouDrive также сообщили TJ, что за период с начала сезона по конец августа в сервисе было совершено 45 тысяч поездок.

Таким образом, по количеству поездок оба сервиса шли вровень: на начало сентября у них было по 45 тысяч совершённых поездок, а на начало октября — по 70 тысяч. В отчёте за первый месяц (за который было совершено 20 тысяч поездок), скорее всего, данные YouDrive lite не учитывались, пояснили в Дептрансе, но не смогли уточнить наверняка.

Однако и без того уточнение Дептранса делает ещё более сильный перекос в сторону эффективности YouDrive lite. Обновлённые цифры по «Делисамокату»:

  • Первые 3,5 месяца (18 мая — конец августа) — 45000/2650/75 = 0,22 поездки в день;
  • За сентябрь — 25000/2650/30 = 0,31 поездки в день.

Даже по данным за сентябрь «Делисамокат» в пять раз уступает по эффективности YouDrive lite.

#транспорт #каршеринг