Новости
Роман Персианинов

Facebook скрывала «российское влияние» и отвлекала журналистов заказной критикой конкурентов. Расследование NY Times

Компания заказывала статьи, очерняющие конкурентов, замалчивала утечку данных и тайно лоббировала свои интересы во власти, следует из материала.

Картонные фигуры с изображением Марка Цукерберга у здания Конгресса США, принесённые активистами. Фото Reuters

Газета The New York Times выпустила большое расследование о попытке руководства Facebook справиться с репутационным кризисом, который начался после президентских выборов США в 2016 году. Сначала под давлением общественности компания признала, что с 2015 года в соцсети размещалась оплаченная политическая реклама, связанная с аккаунтами из России.

Затем выяснилось, что из-за дыры в безопасности аналитическая фирма Cambridge Analytica в обход правил сервиса получила личные данные 50 миллионов пользователей Фейсбука. Скандал ударил по капитализации компании, а также привёл к масштабной общественной кампании «Удали Фейсбук», только усугубив положение соцсети.

Расследование The New York Times посвящено тому, как последние два года высшее руководство Facebook пыталось защититься от скандала, и к каким решениям, порой неэтичным, это привело.

На чём основан материал NYT

Авторами расследования выступили пять репортёров издания — у всех большой опыт в политической и технологической журналистике, некоторые проработали в области больше 10-15 лет. Репортёры описывают ситуацию в Facebook на основе бесед с более чем 50 источниками, включая действующих и бывших сотрудников компании, представителей власти и различных специалистов.

Большая часть из них согласилась на интервью только на условиях полной анонимности из-за договора о неразглашении конфиденциальной информации с Facebook и опасений, что разговор с журналистами отразится на их карьере. Главные герои статьи, основатель Facebook Марк Цукерберг и исполнительный директор Шерил Сэндберг, отказались общаться с прессой.

Руководство Facebook не хотело провоцировать республиканцев и сторонников Трампа

В декабре 2015 года кандидат в президенты США Дональд Трамп опубликовал на своей странице в Фейсбуке пост с призывом полностью запретить въезд мусульман в США. Когда сообщение увидел Цукерберг, он поинтересовался у Сэндберг, не нарушает ли политик правила соцсети.

На тот момент Сэндберг, негласно отвечающая в компании за политическое направление, находилась в трауре после недавней гибели мужа и обратилась за советом к Джоэлю Каплану. В прошлом он работал на администрацию Джорджа Буша младшего, а годами позже устроился в Facebook на должность вице-президента.

На совещании Каплан выступил против удаления публикации Трампа, объяснив, что сторонники политика могут расценить это как нарушение свободы слова. Цукерберга не было на собрании, а Сэндберг присутствовала только по видеосвязи и большую часть времени молчала. Остальные менеджеры не возражали. Пост Трампа остался.

Руководство Facebook знало о политической рекламе в соцсети с российских аккаунтов и замалчивало это

Весной 2016 года глава безопасности Facebook Алекс Стамос обнаружил, что некие «российские хакеры» изучают аккаунты людей, связанных с президентской гонкой США. На тот момент в компании не было правил о том, как поступать в таких ситуациях. Стамос ничего не рассказал топ-менеджерам, но продолжил расследование.

Осенью 2016 года, когда Facebook впервые начали обвинять в победе Трампа из-за «российского следа», Цукерберг отверг все подозрения и назвал их «безумием». Стамос удивился этому, и в декабре раскрыл топ-менеджерам обнаруженную информацию. Новость очень разозлила Сэндберг, которая обвинила сотрудника в том, что он «подставил их». Другие руководители лишь задавались вопросом, почему Стамос не рассказал обо всём раньше.

Шерил Сэндберг. Фото Reuters

В начале 2017 года Цукерберг отправился в путешествие по США, чтобы поближе пообщаться с жителями страны. Пока он доил коров, ужинал с семьями иммигрантов и изучал особенности разных штатов, остальные топ-менеджеры искали способ погасить разворачивающийся скандал. К тому времени компания обнаружила в Фейсбуке десятки аккаунтов, связанных с Россией и продвигающих политические посты, но умалчивала об этом.

В апреле 2017 года компания выпустила отчёт по теме фейковых и политически окрашенных новостей и плане по борьбе с ними. В нём ни разу не упоминалась Россия. Цукерберг не принимал участие в подготовке и публикации документа.

Вплоть до осени 2017 года Facebook отрицал вмешательство Кремля в президентские выборы через соцсеть. В сентябре руководство раскрыло, что в ходе расследования обнаружила 470 неподлинных страниц и аккаунтов, связанных с Россией. В обращении говорилось, что они потратили около 100 тысяч долларов на показ 3 тысяч рекламных постов с политическим контекстом.

Руководство Facebook запустило PR-кампанию против своих критиков, чтобы защититься от скандала

Осенью 2017 года Сэндберг взяла на себя руководство PR-кампанией по борьбе с критиками Facebook. Она наняла бывшего начальника штаба сенатора Марка Уорнера, чтобы тот лоббировал интересы компании. На тот момент Уорнер выступал одним из руководителей расследования связи Фейсбука с вмешательством в выборы. Помимо этого Сэндберг лично звонила сенатору Эми Клобушар и жаловалась на критику в свой адрес.

Facebook заключила контракт с PR-фирмой Definers Public Affairs, которая создавала и распространяла критические новости о конкурентах компании, в том числе Google и Apple. Они выходили на малоизвестном сайте NTK Network, на который потом ссылались крупные консервативные издания. Суммарно на сайте вышло несколько десятков критических статей, в том числе о миллиардере Джордже Соросе, который публично осуждал Facebook.

Руководство Facebook знало об утечке данных пользователей, но молчало

В марте 2017 года The New York Times, The Observer и The Guardian рассказали о деятельности аналитической компании Cambridge Analytica, которая в обход правилам получила доступ к данным 50 миллионов пользователей Фейсбука. Как писали СМИ, полученные сведения позволили сформировать профиль об американских гражданах и использовать это перед президентскими выборами 2016 года.

За несколько дней до публикации о Cambridge Analytica журналисты NYT обратились к Facebook с просьбой прокомментировать утечку. После этого Цукерберг и Сэндберг решили разорвать все отношения с Cambridge Analytica до выхода материалов СМИ, надеясь таким образом совершить упреждающий маневр и избежать общественной критики. Когда это не получилось, компания обратилась к своим лоббистам в правительстве, чтобы подавить возмущение в Конгрессе США.

Цукерберг потребовал от всех топ-менеджеров отказаться от iPhone в пользу Android на фоне критики главы Apple

В марте 2018 года глава Apple Тим Кук заявил, что он и его компания не попали бы в ситуацию подобную той, что возникла у Facebook. Он уточнил, компания пострадала от недостатка саморегулирования, добавив, что Apple относится к защите данных как к праву любого человека.

Вскоре после этого Цукерберг потребовал от руководителей компании пользоваться телефонами на Android, но объяснил это тем, что аудитория этой системы гораздо больше, чем у Apple. Как заметил The Verge, некоторые топ-менеджеры компании до сих пор пользуются айфонами в повседневной жизни.

Несмотря на скандал, Facebook сохранил влиятельных соратников в правительстве

Одним из главных сторонников соцсети в правительстве США остаётся сенатор Чак Шумер. Он встал на сторону Facebook, в которой работает его дочь, после первых обвинений осенью 2016 года. Тогда во время благотворительной кампании в Фейсбуке он собрал почти 39 тысяч долларов.

Летом 2018 года Шумер встретился с сенатором Марком Уорнером, расследующим связь Фейсбука с «российским следом». В ходе разговора Шумер посоветовал ему «отступить» и перестать критиковать Facebook, вместо этого ища способы сотрудничества с руководством соцсети.

Реакция на расследование

После публикации расследования Facebook прекратила сотрудничество с фирмой Definers Public Affairs. Официальный представитель компании заявил, что руководство никогда не платило и не заказывало статьи у DPA, а сотрудничество с фирмой ограничивалось помощью во взаимодействии с прессой. Источник The New York Times сообщил, что Цукерберг и Сэндберг не знали о публикациях DPA.

Расследование прокомментировал член палаты представителей США Дэвид Чичиллине, заявив, что «способам регулирования Facebook нельзя доверять». Он пояснил, что руководство компании всегда будет ставить личную выгоду выше интересов пользователей.

Давно пора принять меры. Я уверен, что, вопреки попыткам Facebook купить молчание Конгресса, права американских граждан восторжествуют.

Дэвид Чичиллине

Как отметило издание Recode, расследование The New York Times вызывает вопрос, уволят ли кого-то из топ-менеджеров компании. Когда разворачивался скандал вокруг Cambridge Analytica, Цукерберг признал, что несёт личную ответственность за произошедшее, «и если кого и следует увольнять, так это меня». Когда журналистка спросила, планирует ли создатель Фейсбука уволиться, он уклонился от ответа: «Не во время этого подкаста, нет». Цукерберг контролирует 60% акций компании, поэтому совет директоров не сможет легко лишить его должности.

Из материала NYT следует, что по крайней мере первое время Цукербег не знал о масштабах проблемы в компании, тогда как Сэндберг пыталась решить их через связи в правительстве. По мнению The Verge, расследование ставит Сэндберг в очень трудное положение, выставляя как топ-менеджера, не сумевшего защитить репутацию компании. Более того, она использовала не официальные методы, а тайное лоббирование и дезинформацию, что только усугубляет ситуацию. Издание Intelligencer в своей заметке о расследовании NYT указало на то, что с одной стороны Facebook выступает за борьбу с фейковыми новостями, а с другой топ-менеджер компании использует дезинформацию для борьбы с критиками.

Журналист Recode предположил, что Джоэль Каплан может покинуть должность вице-президента, так как он также не погасил скандал вокруг компании. Если так, то это будет далеко не первый громкий случай ухода топ-менеджеров из Facebook. Ранее в 2018 году из-за разногласий с руководством компанию покинули глава WhatsApp Ян Кум и основатели Instragram Кевин Систром и Майк Кригер.

По совпадению, накануне публикации расследования издание Wall Street Journal опубликовало результаты опроса на тему рабочей атмосферы в Facebook. Из него следует, что 72% сотрудников гордятся работой в фирме, а 52% настроены положительно относительного будущего фирмы. Для сравнения — в 2017 году эти показатели составляли 87% и 84% соответственно.

#разборы #facebook #политика