Новости
Никита Лихачёв

Сооснователь YouDrive Борис Голиков о каршеринге, наступлении «Яндекса», нарушителях и своём прошлом в IT

Большое интервью.

Борис Голиков. Фото YouDrive

Каршеринг YouDrive, существующий с 2015 года, — один из четырёх крупнейших на рынке, но, пожалуй, самый разнообразный с точки зрения количества выпущенных продуктов. Спустя год после начала работы YouDrive завёл свой сервис удалённой заправки машин Pump.Today, а в 2018-м стал интегрировать другие каршеринги в своё приложение (YouDrive Pool), стал сдавать машины в аренду таксистам (YouDrive Business), а услуги проката электросамокатов и электроскутеров YouDrive lite вообще решил выделить в отдельную компанию.

TJ поговорил с одним из трёх основателей и гендиректором YouDrive Борисом Голиковым: компания явно переживает из-за резкой экспансии крупного игрока в виде «Яндекса», но и сама расширяется достаточно быстро: ещё до конца 2018 года собирается запуститься за рубежом.

Прошлое в музыкальных сервисах

Как-то раз вы рассказывали, что занимаетесь ИТ-сервисами уже 20 лет. Насколько я знаю, один из самых известных ваших проектов — музыкальный сервис Fidel.ru.

Fidel.ru — это первый большой проект, который мы смогли реализовать. Я занимался им шесть лет. После этого было несколько проектов, в том числе в аудиовизуальном контенте, например, проект Tracksflow, который мы чуть не продали «Яндексу», когда «Яндекс.Музыка» только начинала своё движение. Большую часть того, что мы видим в «Яндекс.Музыке» — это идеи, которые мы пытались внедрить в Tracksflow. Глобально Tracksflow был бы очень интересным проектом, просто мы немного опережали время.

Что стало с Tracksflow?

Просто закрыли, потому что нам не удалось его монетизировать. Он включал в себя много бизнесов: стриминг музыки, видео, продажу билетов на музыкальные события а-ля TimePad. Тогда была популярна музыка во «ВКонтакте», поэтому невозможно было заставить людей платить за музыку — это было абсурдно. Нам пришлось закрыть проект.

В 2013 году после Fidel.ru и Tracksflow я взял перерыв, чтобы отдохнуть и попутешествовать. Потом с 2014 по 2015 год я проработал в качестве гендиректора в компании Guru Corporation. Там было много порталов: GameGuru.ru, CarsGuru.ru, большие медийные истории с огромным количеством трафика. CarsGuru.ru тогда был по посещаемости сразу после «Авто.ру», аудитория насчитывала сотни тысяч уникальных пользователей в день. Это большие выручки, но это чисто медийная история.

Эти проекты самостоятельно выросли или в партнёрстве с кем-то крупным?

Это самостоятельные проекты, но у них в основном был SEO-трафик.

С Fidel.ru у вас всё вышло более-менее нормально.

Мы с партнёром продали его РБК за 8,5 миллионов долларов. Некоторые партнёры сейчас есть у меня в проектах, например, Pump.today. Я поддерживаю хорошие отношения со всеми своими партнёрами.

Что вы делали с деньгами, которые получили от Fidel.ru? На них получился Tracksflow?

Я не могу похвастаться тем, что мы их суперграмотно вложили.

РБК взяло на себя управление Fidel.ru? Есть ощущение, что они долго не могли понять, что с ним делать, и в итоге просрали проект, закрыв его спустя четыре года после покупки.

С РБК получилась интересная история. Мы очень вовремя с ними встретились — они только вышли на IPO. У них было в тот момент большое количество ликвидности. В целом они покупали всё, что было более-менее нужное в рунете.

С их стороны всё делал Миша Гуревич?

Да, Миша Гуревич и Герман Каплун. У них был свой музыкальный сервис, очень популярный, но пиратский. Никаких контрактов ни с какими правообладателями не было. Покупка Fidel.ru была логическим развитием этого сервиса. У их сервиса уже была история и востребованность, но его нужно было легализовать.

Легальный контент очень серьёзно контролируется правообладателями. Даже если ты заплатил деньги за контент, ты не можешь предоставлять его пользователю бесплатно. Это была серьёзная проблема.

Я так понимаю, что у Fidel.ru была низкая маржинальность? Вроде правообладатели забирают себе 70% с выручки.

Да, правообладатель забирает 70%, а на оставшиеся 30% ты должен содержать штат программистов, причём достаточно большой. Это сложная ИТ-история. Андрей Куприков, мой партнёр по YouDrive, был техническим директором Fidel.ru. С технической точки зрения Fidel.ru был абсолютно сумасшедшим, очень сложным.

Пресс-парк машин как прототип каршеринга

В 2015-м, когда создавался YouDrive, вы заново собрали старую команду?

Андрей тогда работал техническим директором в загрузке в «Связном». Мы сидели с ним в одном здании. Я работал в Guru Corporation. Было понятно, что мы теряем время. Мы работали не на себя и делали не очень понятные и тупиковые вещи.

То есть медиа?

Да. Меня это не привлекало. Я пытался из этих ресурсов сделать сервисы, но SEO-трафик неуправляем.

Потому что люди приходят и уходят, не остаются.

Он просто транзитный, поэтому управлять им нереально. Именно это я ощущал.

Вам не нравилась рекламная модель?

Да. Ты работаешь над тем, чтобы увеличить количество кликов, но это не то, что хотелось делать.

Андрей тоже занимался странными вещами, он тоже не был счастлив после музыкальных тем вроде Fidel.ru. Так получилось, что мы оказались в одном здании, работая в разных компаниях. Мы периодически встречались и обедали вместе, думая, что делать и куда развиваться дальше. Так у нас родилась история с автомобилями.

У меня один из продуктов, которым я занимался…

Это пошла заготовочка. (смеётся)

Да, это старая история, которую часто рассказываю. (смеётся)

У меня в CarsGuru.ru был пресс-парк, где хранились автомобили, которые выдаются журналистам, чтобы те написали обзоры. Это классическая история для тех, кто пишет про автомобили: журналистам временно выдаётся транспорт, но это происходит постоянно, и автомобили просто простаивают.

Я очень удачно избавился от своей машины и ездил на пресс-машинах. Я планировал в любом случае увольняться, поэтому нужно было покупать машину, но как и какую — без понятия. С понедельника по пятницу я езжу в основном один, поэтому в это время мне не нужна большая машина, но в выходные езжу с детьми. Я думал арендовать автомобиль, но понял, что арендного рынка нет в Москве, да и в России в том числе.

Есть же международный рынок.

Есть, но по факту его нет, потому что каждый раз нужно ехать и оформлять документы, чтобы взять машину, и аренда стоит достаточно дорого. Я подумал о том, как это можно связать с ИТ, чтобы было удобнее и быстрее. Начал изучать рынок и наткнулся на сервис Zipcar, который был продан Avis.

Вы им пользовались?

Никогда не пользовался, а просто увидел, что он есть. Я внимательно посмотрел на сделку Avis и Zipcar и подумал, почему этот сервис не развивается более активно.

Может, из-за того, что у Zipcar супер фиговый шлейф в виде множества отзывов об обмане клиентов.

Я думаю, что классический арендный бизнес гораздо более маржинальный. Avis купил Zipcar для того, чтобы контролировать развитие сервиса и иметь больше маржинальность на своём классическом бизнесе.

Америка достаточно сложная территория для развития каршеринга, потому что там деньги ничего не стоят. Чтобы купить автомобиль, нужно просто прийти к дилеру, взять машину и через месяц заплатить первый очень низкий лизинговый платёж. В Америке это так работает.

В России абсолютно такая же ситуация — все берут машины в кредит.

Да, но в России деньги стоят дорого. Когда ты покупаешь машину в кредит, то ты точно должен 15-16% в год за стоимость этих денег — это немало. Кроме того, содержание автомобиля в Америке стоит дешевле. Вообще, нас с Америкой сложно сравнивать, потому что это автомобильная страна.

Расстояния и дома большие.

Да. Это американская мечта: любой американец считает, что в 16 лет должен получить машину и без этого нет никакой жизни.

Вот ты прилетел в США, взял тачку в аренду в Zipcar или Avis, доехал куда нужно. Но точно так же может работать каршеринг.

По идее да, но пока это не так. Мою гипотезу, почему это не так, я высказал. Я думаю, что такому большому игроку на рынке, как Avis, не очень интересно развитие каршеринга.

В общем, вы посмотрели на Zipcar и решили сделать подобное.

Сначала была идея сделать что-то вроде Airbnb, но только чтобы люди сдавали автомобили. Сейчас это называется P2P-каршерингом. Такое направление существует, но когда мы начали более детально думать, как это реализовать, то столкнулись с огромным количеством вопросов, которые не решались. Даже сейчас они особо не решаются.

С необходимостью подписывать документы при каждой аренде?

Вопросы с документами, кто отвечает за происшествие с машиной, как страховать машину. Страховые компании в тот момент сложно относились к каршерингу, а к такому его виду — тем более. Мы подумали, что на первом этапе логичнее купить машины, которые можно самостоятельно сдавать в аренду на автоматизированной основе и краткосрочно. Так и появился YouDrive.

Появился как идея, а как появились команда и компания?

Я пришёл к Андрею и говорю: «Давай делать». Мне потребовалось время убедить его, что это работает. Он уволился из «Связного», к нам присоединился наш третий партнер Алексей — и мы начали делать.

Дилер Mercedes в качестве основного инвестора

Откуда в истории YouDrive взялся «Панавто» (автодилер Mercedes-Benz — прим. TJ) в качестве инвестора?

На первом этапе у нас было десять Skoda Rapid на линии в городе. Прошёл месяц-два, и мы поняли, что машины постоянно ездят, то есть начали пользоваться спросом.

У меня есть старый приятель Кирилл Павлович, гендиректор и акционер «Панавто». Я к нему пришёл и рассказал об идее.

Это был 2015 год, когда из-за курса продажи Mercedes упали.

Mercedes менее подвержены скачкам — они продаются всегда, особенно в Москве. «Панавто» работает только с Mercedes и только в Москве, поэтому они не особо почувствовали кризис. Мне потребовалось некоторое время, чтобы объяснить Кириллу, как это работает. В связи с тем, что у «Панавто» прекрасные отношения с Mercedes, потому что он монодилер — это фактически продолжение Mercedes — Кирилл встретился с вице-президентом по коммерции Mercedes-Benz, который отвечал за развитие Car2go.

Car2go — это сервис Mercedes-Benz, который работает в Европе, в Америке и Китае. Он сказал, что это очень интересно. Я думаю, что он напрямую сказал, что этим надо заниматься. Мы, честно говоря, делали наш YouDrive с ожиданием, что в компанию в перспективе зайдёт Car2go и какую-то часть приобретёт, либо инвестирует приличные деньги в развитие.

Почему Mercedes-Benz не делали такой сервис в России?

Они приехали сюда. Мы достаточно серьёзно обсуждали сделку, но через какое-то время у Car2go встал вопрос о следующем рынке: должен ли это быть Китай или Россия, куда они будут выходить. Они выбрали Китай. У них поменялось всё руководство. При этом параллельно у нас очень активно развивался YouDrive.

Зачем вам партнёрские отношения с автодилером? Да, вам это возможно даёт выгоду при взятии машины в лизинг, но зачем автодилеру доля в компании?

В конкретном случае у нас долей владеет отдельная компания «Панавто Инвест», которая инвестирует во что-то, что связано с автомобилями. Это естественно и логично, потому что любой бизнес хочет расти и развиваться в разных направлениях. Если компания видит, что каршеринг — смежный рынок и в нём есть перспектива, то почему бы и нет.

А вам что дало такое партнёрство?

У нас сразу появилось 100 «Смартов» на линии. В то время это было серьёзным количеством. Мы поработали над телеметрией, которая становится под автомобиль.

Вы её сами делали?

Мы всё делаем сами. Ставим чужой блок, но интернет-связь этого блока с нашими серверами делаем самостоятельно.

Что стало с вашей долей? У вас было 33,3% на момент создания, «Панавто Инвест» ушло 30%.

У нас сложные взаимоотношения с точки зрения долей.

То есть было по 33% на трёх партнёров, а потом 30% выкупил «Панавто Инвест», произошло размытие и доли разделились пропорционально.

Да. У нас есть ещё отдельный бизнес Pump.today.

Двухместный Smart ForTwo (бренд принадлежит Mercedes-Benz). Фото YouDrive

На рынке каршеринга нет больших сделок, хотя все их ждут

В феврале 2018 года вы говорили, что у вас планируется ещё один раунд инвестиций, но этого пока так и не случилось.

Мы надеемся, что он произойдёт до конца года. Как ты видишь, не особо много сделок на рынке каршеринга. Да, он очень активно растёт, но сделок нет. Мне сложно сказать, с чем это связано.

Я вообще не ощущаю, что у нас существует венчурный рынок в стране. Если мы не говорим про ангельские или посевные инвестиции, а говорим про серьёзные раунды, то никто денег не даёт. Я вижу, что некоторые, например, Doc+, поднимают деньги, но не вижу никаких больших историй.

Логичное продолжение вашей платформы — пожирание мелких сервисов, которые самостоятельно не могут существовать. У вас было направление YouDrive Pool, где вы создаёте каршеринг под ключ. Вам интересно покупать мелкие каршеринги или вы наращиваете своё?

А что покупать?

Компании, которые хорошо развиваются.

Покупается команда, но нам это не нужно — у нас вся собственная разработка. Может покупаться пользовательская база или бренд, но нам тоже это не нужно. Я думаю, что у нас люди, пользующиеся каршерингом, уже зарегистрированы или регистрируются. Мы не видим смысла в консолидациях.

Мы могли бы увидеть смысл в консолидации больших компаний, например, «Делимобиль» и BelkaCar.

«Делимобиль» консолидировались с Anytime.

Мы не понимаем, зачем это нужно. Anytime — это тоже маленькая компания. Мы видим смысл в слиянии больших игроков для того, чтобы создать серьёзную конкуренцию для «Яндекса». Это было бы интересно.

Возьмём гипотетическую ситуацию: если объединится «Делимобиль» и BelkaCar, то это будет 7 тысяч доступных автомобилей через одно мобильное приложение. Это уже серьёзно для «Яндекса».

Этого точно не произойдёт. BelkaCar против таких объединений.

Да, это не произойдёт, но это имело бы смысл. Если BelkaCar будет объединяться с TimCar…

Существуют и другие и мелкие каршеринги — «МатрёшCar», TimCar.

У этих ребят максимум 500 автомобилей в парке. TimCar — самый большой из мелких. Взять в лизинг ещё 500 автомобилей нет серьёзной проблемы. Важно учиться эффективно использовать весь парк, который существует. Мы не видим ценности в этом объединении.

Блиц по текущему состоянию дел в YouDrive

Какие партнёры подключились к вам через YouDrive Pool?

У нас работают восемь компаний, шесть из которых каршеринги, имеющие собственные приложения. Есть два китайских производителя, у которых ничего своего нет, поэтому они работают полностью через нас, предоставляя свои автомобили — Lifan и Chery.

Самый крупный — TimCar?

Ещё Carenda, Car5, EasyRide.

Сколько это в сумме машин?

Примерно 1200-1300 автомобилей по всем регионам, включая текущие каршеринги и тот новодел, который с помощью нас создаётся. Их чуть больше, чем наших собственных машин.

Сколько у вас собственных машин?

1200 автомобилей (по всем регионам, компания не предоставляет разбиения по городам — прим. TJ).

Сколько в среднем машина совершает поездок в день?

8-10 поездок.

Это выше, чем у всех остальных?

Не могу сказать. У четвёрки крупных компаний примерно также.

Какая у вас выручка?

Больше 100 миллионов рублей в месяц, и она всё время растёт. С января по сентябрь мы выросли в три раза.

Маржа с одной поездки?

Очень по-разному, потому что очень зависит от многих факторов.

Есть поездки, которые вам идут в минус?

Конечно.

Зачем они вам?

Потому что мы их не можем убрать. Всё зависит от конъюнктуры рынка.

У вас есть парковка в аэропортах?

Нет.

Вы не делаете её, потому что она невыгодна?

Совершенно верно.

Ну вот, а конъюнктура рынка такова, что все делают бесплатные парковки в аэропортах.

Это нам даёт развиваться дальше. Парковка в аэропорту — не самое главное, что может быть. Если у нас нельзя, то люди возьмут машину у того, у кого можно — это не проблема. Люди не каждый день ездят в аэропорты.

Какие поездки вам невыгодны? Например, дорогая машина на короткий период?

Всё сильно зависит от наших партнёров-лизингодателей, с которыми отношения могут меняться, и контракты тоже разные.

А зачем вам невыгодные партнёры? Их бренд привлекает аудиторию?

В том числе. У нас, на самом деле, не очень хорошо работают некоторые машины Smart в Москве, купленные в определённый момент времени. Есть машины, которые куплены в операционный лизинг, финансовый лизинг, финансовый лизинг с остаточным платежом, а есть машины, которые скоро станут полностью нашими.

Мы экспериментируем с моделью — это очень сложно. Мы не можем смотреть на рынок и бизнес, вынимая полгода-год из цикла. Машина даётся на три года в лизинг, поэтому нужно смотреть по итогу цикла.

Те машины, которые скоро станут полностью вашими — уже совсем убитые?

Нет, Smart — достаточно крепкие автомобили. Не будем показывать пальцем, но относительно корейских автомобилей Smart реально крепче.

За три года, что на рынке появилось много крупных каршерингов, стало понятно, что у машин есть определённый срок жизни, после истечения которого их нужно менять.

Это очень сильно зависит от пользовательской базы. Очень важно, как люди водят. У нас много инструментов, чтобы очень серьёзно следить за адекватностью поведения пользователей — чтобы нормально водили и не срали в машины.

Вы, видимо, хотите сказать, что ваши пользователи водят иначе — но у всех сервисов примерно одна и та же база пользователей. Основная аудитория постоянно переключается между приложениями четырёх самых крупных каршерингов.

Во-первых, наши машины дороже — у нас нет трёхрублёвых тарифов. Люди платят минимум 8 рублей в минуту в самом дешёвом варианте, а иногда платят 17 рублей в минуту. Это несколько другая аудитория. Эти люди по-другому относятся исходя из мировоззрения.

А ещё у нас есть «Школа вежливого вождения»: мы стараемся следить за тем, как люди водят.

Это работает только на Mercedes?

Это работает на всех моделях машин, но телеметрия стоит не на каждой машине. Smart, Mercedes и BMW — все подключены к телеметрии, и на них мы отслеживаем качество вождения при каждой поездке.

Как это работает? Что определяется — скорость торможения, скорость ускорения?

Система считает резкое торможение, ускорение, перестроение из ряда в ряд. Это накладывается на карту дорог, у которой есть свои отметки ограничения скорости, опасности дороги и аварийности. Это достаточно серьёзная система, но мы её не разрабатываем. У нас есть два партнёра, которые пытаются это делать, и это очень сложно.

Пока система оценки качества вождения работает только визуально, и мы не применяем никакие санкции к пользователям за хорошую или плохую езду, но внимательно смотрим и говорим человеку, как он проехал, чтобы понимал на будущее. Это всё равно действует.

Проблемы каршеринга в России и конкуренция с «Яндексом»

В начале года вы говорили, что собираетесь до конца 2018-го увеличить количество машин до 3 тысяч, а сейчас говорите, что у вас всего 1200 машин. Как так?

Не получается.

А есть ли в этом смысл? Все меряются количеством, а смысла в этом никакого нет.

Мы тоже приходим к пониманию, что это далеко не самая главная метрика. Есть места в городе, в которых машины не простаивают вообще, но все они перемещаются в одну и ту же часть города, где могут долго простаивать. В этом и заключается проблема.

Раньше мы предполагали, что каршеринг может работать органически и всё будет круто.

Что все сами будут возвращать машины обратно.

Да, что всё будет ездить само, а регулировать ситуацию можно скидками — и так далее. По факту этого не получается сделать, причём ни у кого — ни у «Яндекса» с динамическими тарифами, ни у «Делимобиля» с трёхрублёвыми утренними тарифами.

Человека очень сложно заставить поехать, если ему это не нужно. Даже если ты даёшь 50% скидки, то он всё равно не поедет, потому что ему не надо. А те, кому надо, готовы заплатить полную цену.

Сложно правильно и эффективно распределять автомобили. У нас есть идеи, как это делать, но нагружать себя огромным количеством автомобилей в парке не видим особого смысла.

Плюс у нас работает прекрасный YouDrive Pool. К нам приходят частники или компании, которые ставят машины. С учётом того, что в нашем собственном парке не так много машин, мы входим в топ-4 каршерингов.

Тогда какая главная метрика эффективности каршеринга? Сколько поездок в день совершается на машине?

Да.

Сколько машин нужно рынку Москвы?

Сложно сказать. Если ты посмотришь на «Яндекс.Драйв», то увидишь огромное количество улиц, которые полностью заставлены этими машинами. Я считаю, что так не должно быть. По моему ощущению, у «Яндекса» гораздо больше машин, чем нужно.

Как заставить машины эффективно работать — большой вопрос. Пока ни у кого не получилось. Я думаю тот, у кого это получится, выиграет.

Помимо того, что машины не возвращаются обратно, какие ещё есть проблемы у каршеринга в России?

Стоимость минуты.

Слишком дешёвая?

Да. Если посмотреть на Европу, то стоимость поездки в 2-2,5 раза дороже, чем на той же машине в России.

У них дороже бензин.

Но точно не в 2,5 раза.

Во Франции в среднем литр бензина стоит 1,50 евро, а у нас — 0,6. В 2,5 раза как раз.

Но в Европе деньги дешёвые: машины же все в лизинг берутся. Проблема в том, что у нас средняя цена минуты аренды очень низкая.

Тогда почему она такой установилась? Это слишком конкурентный рынок? И все демпингуют?

Да. Ты не можешь поставить никакую другую цену, потому что никто не будет ездить.

У вас цены всё равно выше, чем у остальных.

Мы стараемся держать, но сделали бы ещё дороже, если бы могли.

Это не то, что хочет услышать пользователь. А другие проблемы, помимо цены?

Я считаю, что русские сервисы каршеринга очень круто работают с точки зрения парка, его разнообразия, количества автомобилей, приложения, технической части и поддержки. Всё сделано очень круто, начиная от онлайн-регистрации и заканчивая остальным.

Вы, кажется, в 2015 году первыми сделали онлайн-регистрацию без необходимости подписывать договор лично, а потом это все у вас скопировали.

Да.

А теперь «Яндекс» пришёл на рынок. У них очень хорошее простое и удобное приложение. Читатели профильного издания «Трушеринг» оценивают его качество гораздо выше, чем все остальные приложения. Почему все другие не стремятся добиться того же? Вот у BelkaCar приложение не меняется уже года два, там всё очень долго грузится.

Я тоже видел этот обзор, где «Яндекс» — первый, а YouDrive — второй.

Думаю, что ситуация с «Яндексом» следующая. Во-первых, много людей, которые ездят в «Яндекс.Драйве», не пробовали других приложений. Во-вторых, оно очень простое. В нём нет никакого дополнительного функционала, но в связи с тем, что у них невероятное количество автомобилей, может быть, он и не нужен.

Они сейчас никак не работают над эффективностью, а пока просто заливают город огромным количеством машин и делают простое приложение. Если бы они делали это очень дёшево, то 100% людей проголосовали за «Яндекс.Драйв». Это большое количество автомобилей, элементарное приложение — и всё по очень низкой цене.

Когда «Яндекс» объявил о запуске «Яндекс.Драйв», вы испугались того, что он будет сильно демпинговать. Они говорили, что у них будет 5 рублей в минуту.

У них были такие тарифы.

Когда они заявляли про 5 рублей, в реальности было 7-8 рублей из-за динамического ценообразования.

По-моему, утром бывало 4,9 и 5 рублей за минуту. Не просто же так потом в «Делимобиле» появились утренние трёхрублёвые ценники — это был ответ на пять рублей «Яндекса». Мы не то чтобы испугались, но такая угроза существует даже сейчас. Как себя поведёт «Яндекс» — не знаю.

Есть угроза того, что он будет дальше демпинговать?

Я вполне допускаю, что «Яндекс» порежет цены пополам и поработает так.

Это очень неправильно по отношению к рынку, потому что он перестаёт развиваться.

В «Яндекс.Такси» так произошло.

Но не до конца.

Сейчас уже растут цены, но до этого был кошмар. Многие поездки дотировались.

Кстати, про такси — там довольно давно у всех игроков появилось динамическое ценообразование. В каршеринге оно есть у «Яндекс.Драйва», у «Делимобиля» странная тарифная сетка с разными ценами в разные часы. А у всех остальных пока фиксированная цена. Почему?

BelkaCar тоже переходит на динамические тарифы. У нас пока ничего такого нет, мы будем делать, но по-другому. Мы видим, что динамические тарифы ничего не решают.

Почему? При помощи динамического образования вы можете понять, что в каком-то месте можно сделать цену побольше, и машину всё равно возьмут. Скажем, не за 10 рублей, а за 14.

Это так не работает. Мы можем чуть-чуть поднимать стоимость, но это не сильно увеличит нашу эффективность. Нам важно, чтобы машина оказывалась на том месте как можно чаще. Мы должны строить стоимость минуты исходя из того, куда едет человек, а не откуда. Этот момент для нас самый главный.

Поэтому «Яндекс.Драйв» анонсировал фиксированный тариф.

Давно.

Да, они его сих пор так и не запустили. А почему вы не отменяете ночное ожидание? Очень многие пользователи каршеринга замечают, что это довольно вредная штука.

У нас нет ночного ожидания внутри зелёной зоны. У нас есть ночное ожидание, когда уезжаешь из МКАД.

Но этим вы увеличиваете число людей, которые уезжают за МКАД, откуда машины долго не возвращаются обратно в город.

Да, они далеко уезжают, но у длинных поездок высокая общая стоимость. Дальность компенсируется.

Фото YouDrive

Взаимодействие городских властей и каршерингов

Все говорят, что каршеринг помогает решать проблему московских пробок, но объём машин настолько мал по сравнению с 5 миллионами машин в Москве. По-моему, это пустые разговоры.

Есть мнение, что пробки создаются за счёт припаркованных машин.

За счёт количества машин в городе.

Очевидно, что одна каршеринговая машина с учётом того, что она делает 8 аренд в день, перевозит гораздо больше людей, чем та, которая стоит. Очевидно, что машины сокращают трафик и будут сокращать по статистике ещё больше. Если бы эти машины не ездили восемь раз в день, то было бы восемь машин вместо одной каршеринговой.

Я про уровень вклада.

Сейчас у нас в городе 10 тысяч каршеринговых автомобилей.

Ну да, и они заменяют 80 тысяч машин. А в городе — 5 миллионов машин. Кто-то из банков снизит стоимость потребительских кредитов, и их количество увеличится так, что перекроет текущий вклад каршеринга в решение проблемы пробок.

Будет больше машин в каршерингах — будет меньше пробок.

Это возвращаясь к вопросу, а сколько нужно городу машин.

Этого никто не знает.

Мэрия Москвы как-то помогает развитию каршеринга, кроме того, что они сделали бесплатную парковку машин, имеющих специальную окраску?

Это огромное дело. Бесплатная парковка меняет подход в корне. Если бы не она, то не было бы каршеринга.

Как этого удалось добиться?

Я знаю, что Максим Ликсутов очень внимательно следит за всеми урбанистическими тенденциями во всём мире. Он собирает иностранных умных людей вокруг себя и спрашивает, что делать с пробками. У него есть некий план того, как нужно выходить из этой ситуации. Каршеринг является одним из пунктов в этом плане.

Кроме бесплатных парковок — что ещё нужно?

Город пытается компенсировать компаниям лизинговые платежи. Похожим образом существует программа субсидирования такси.

Мэрия хочет снять с вас бремя процента за лизинг?

Да, они будут вычитать государственную ставку рефинансирования. Сейчас это 8,9% или 9%. Пока это не очень работает, потому что относится только к финансовому лизингу и только к автомобилям, произведённым в России. Из всех компаний только у нас есть финансовый лизинг, а остальные работают в операционном лизинге, но у нас машины сделаны не в России, поэтому мы тоже не попадаем под субсидию.

Самокаты и скутеры — пока ещё развлечение

Какую проблему решает YouDrive lite? Для чего он нужен?

Для коротких поездок, такое возможное решение «последней мили».

Типа когда не там припарковал автомобиль, и доехал оставшийся путь на вспомогательном средстве? Но сейчас это так не работает.

Потому что мало самокатов. Мы запустили сервис только в начале этого сезона.

Как используют самокаты? Далеко не всегда они решают проблему «последней мили».

Сегодня это фан. Я понимаю, что люди просто катаются, хотя часть из них, я знаю, точно используют самокаты как транспорт.

Самокатов пока ещё мало, чтобы это явление было массовым. Чем больше будет самокатов, тем больше людей, которые будут использовать его как транспорт.

Запуск YouDrive Llte прошёл в очень странной параллели с «Делисамокатом»: было ощущение, что оба сервиса стремятся запуститься как можно быстрее, потому что Собянин озарит своим вниманием того, кто сделает это первым.

Получилось, как получилось (Собянин пришёл на запуск «Делисамоката», а YouDrive lite открылся несколькими днями позже — прим. TJ).

Зачем нужны электроскутеры? Они стоят столько же, сколько стоят машины YouDrive City, при этом в них нельзя ничего возить.

Это тоже фан. Если погода хорошая, то люди предпочитают прокатиться и получить удовольствие от поездки. Это развлечение, но скутеры приносят потрясающую выручку.

Они же стоят супер мега дорого — порядка 200 тысяч рублей.

Да, но их аренда стоит столько же, сколько машины за миллион рублей. Мы хорошо зарабатываем с экономической точки зрения. Я не знаю, как это будет масштабироваться.

Электричество дешевле, чем бензин.

Да. Электричество ничего не стоит.

Что из трёх категорий маржинальнее? Автомобили, электроскутеры или электросамокаты?

Скутеры и самокаты не сравниваются с автомобилями по маржинальности.

В смысле меньше?

Конечно больше. Электросамокаты самые маржинальные, потому что они дешевле.

Поездки за закладками, вандализм и прочий беспредел

В марте Mini вместе с YouDrive организовывали квест, где нужно доезжать от точки до точки и выполнять задания. Мы ездили с корреспондентом Никитой Евдокимовым из vc.ru. На последней точке нас остановили ДПС. Точнее, нас остановили дважды: сначала проверили права на Садовом, а потом остановили в переулке в центре и полностью досмотрели машину. Мы доставали всё из своих карманов, проверяли бардачок, рюкзаки. При этом причину досмотра не называли. Я спросил тогда у ДПСников, думают ли они, что мы могли на этой машине оставлять «закладки». Они ответили, что да. Потом мне уже рассказали, что это распространённая тема у ментов — останавливать машины каршеринга и проверять их на предмет перевоза наркотиков.

Я слышал эти истории, но совершенно не понимаю смысла и как это работает. Мы знаем всех людей, которые имели доступ к тому или иному автомобилю. Мы знаем, куда ездит машина. В каждой поездке есть свой трек, который тоже храним. Мы можем эти данные предоставить по запросу спецслужб. Кто и как может использовать машины в незаконных целях — мне не понятно, потому в этом нет смысла.

Ездить забирать «клады» и возвращаться на машине обратно.

А зачем это делать на каршеринговой машине, за которой следят масса датчиков и людей?

У тебя может быть фейковый аккаунт.

Теоретически да, поэтому у нас есть история с селфи-проверкой, которое вызывает дикое негодование у пользователей.

Я натыкался всего один раз за всё время использования. Не очень часто проверяете.

Личность проверяется после регистрации, когда ты первый раз садишься в машину, а потом если очень долго не пользовался. Это не должно так сильно напрягать людей, как они об этом пишут. На самом деле, мы стремимся к тому, чтобы было безопаснее ездить на YouDrive, чтобы не было таких историй, когда тебя останавливают и полностью проверяют.

Вы на это не можете повлиять.

Мы с тобой пришли к выводу, что это может быть, если есть в системе фейковые аккаунты. Мы боремся с фейковыми аккаунтами.

Это тупые люди, которые не понимают, что за ними следят.

Здесь уже ничего не поделаешь.

Один знакомый рассказал мне историю, что якобы его друг зарегистрировался в одном из топовых каршерингов, а через некоторое время его профиль, а точнее паспортные данные, слили на сайты, которые торгуют фейковыми ID. Причём там была фотография, которую он использовал для регистрации — селфи с паспортом. Слышали, чтобы какой-то каршеринг взламывали — или кто-то торгует базами персональных данных пользователей?

У меня нет ответа на этот вопрос. Мы очень внимательно следим за сохранностью пользовательской базы. Мы являемся оператором персональных данных. Я никогда не слышал историй про то, чтобы кого-то взломали или увели аккаунты из каршеринга.

Вы сказали, что можно следить за пользователями, чтобы они не срали и не курили в машине. В «Яндекс.Драйве» в некоторых машинах бизнес-класса есть камеры. Они предупреждают, что пишут видео, но не звук. Недавно была инициатива от властей обязать машины каршеринга использовать видеонаблюдение.

Да, такие разговоры ходят.

Это плохо или хорошо?

Я считаю, что это плохо. Это жёсткое вмешательство в личное пространство. Автомобиль на время твоей поездки является твоим личным пространством. Ты разговариваешь по телефону с кем-то обо всём. Ты можешь делать не противозаконные вещи, но при этом хотелось бы чувствовать более приватно. Мы против такого наблюдения.

Мы не хотим, чтобы люди мусорили и делали что-то подобное, но этого становится меньше. Есть другие инструменты влияния на эту ситуацию. Как минимум, исключить фейковые аккаунты, чтобы человек понимал, что если он садится за руль, то мы точно знаем, кто он. Мы можем это доказать в суде.

Если он допустил сильное нарушение, например, повредил машину или раздолбал салон, то понятно. А если мусор оставил в салоне?

Пользователи активные. Другой человек садится в машину и жалуется на мусор.

Что происходит в этот момент с предыдущим пользователем?

Штраф за грязный салон.

С аккаунта снимаются деньги?

Да. Но сначала приходит уведомление, что мы собираемся списать деньги.

Недавно была дикая история: парень открыл машину BelkaBlack, помочился в салон и ушёл, говоря что-то в духе: «Мне ничего за это не будет». Но это выдающиеся случаи дебилизма. Ещё я слышал, что с машин «Делимобиля» снимали зимнюю резину. Такое реально бывает?

Бывают разные случаи. Крадут всё, даже резину, а ещё меняют автоматические стеклоподъёмники на ручные.

Да ладно?!

У нас как-то раз на Skoda поменяли задний диван с нового на старый, но это было давно.

Сейчас немного всё упорядочивается и входит в понятное русло, но раньше был беспредел. Снимали колёса, резину, руль, стеклоподъёмники — всё.

Люди чувствовали, что фейковые аккаунты существуют, и можно делать всё, что угодно. Сейчас таких случаев очень мало.

Сдача машин в аренду для таксистов

Про YouDrive Business. Инициатива со сдачей машин в аренду таксистам выглядит, особенно учитывая ваши комментарии о «Яндексе», как понимание того, что у водителей «Яндекс.Такси» есть популярная боль — они арендуют свои машину у таксопарков за неприемлемые деньги — и вы хотите на эту болевую точку «Яндекса» надавить.

«Яндекс» даже не замечает того, что мы делаем. У него свои глобальные дела. У нас нет идеи «ударить по «Яндексу»». Мы просто хотим заработать деньги и видим в этом нишу. Мы понимаем, что автомобиль-такси можно заставить работать эффективно, в чём есть цель этой компании — увеличить эффективность во всём.

Автомобили будут другие, а не те, что находятся в каршеринге?

Да, и их будет больше.

Прошёл месяц с запуска YouDrive Business. Чего добились за это время?

Мы ещё настраиваем все процессы. Это сложный бизнес.

Пока никто машины не арендовал — сервис не работает?

Работает, есть аренда, люди ездят, но от них поступает обратная связь — существуют очевидные вещи, которые нужно исправить. Например, мы сейчас думаем о том, что будем делать большее количество парковок, на которых можно будет меняться этими автомобилями.

Есть простор, чтобы в этом запартнёриться с крупным агрегатором.

Мы уже работаем с Gett и «Ситимобил».

Водители, которые приходят к ним, узнают, что можно взять машину у YouDrive Business?

Да. Мы сейчас будем работать с «Яндекс.Такси», потому что у него объективно много заказов и ничего с этим не сделаешь.

А почему в YouDrive нет посуточной аренды?

Потому что мы за настоящий шеринг. Суточная аренда — это всё-таки аренда.

В чём разница? При посуточной аренде человек платит сразу и много — какая вам разница, как будет использоваться машина?

Как только предлагаешь людям суточную аренду, многие начинают брать машину на сутки. Это не очень хорошо. Либо суточная аренда должна стоить очень дорого, чтобы она приравнивалась к выручке каршеринга, либо её не должно быть. Мы предпочитаем второй вариант.

Очень дорого — это сколько?

Около 4 тысяч рублей за Smart. Мы видим такую эффективность в автомобилях, которые каршеринг нам может обеспечить.

Значит, «Делимобиль», который за 2,5 тысячи рублей предлагает Hyundai Solaris, демпингует?

Да, там нет заработка, или есть, но минимальный.

Каршерингам нужно объединяться, чтобы выжить

Вы говорили, что есть смысл в объединении «Делимобиля» и BelkaCar. Неужели «Яндекс.Драйв» фигачит как паровоз и всех сметает с пути?

Сам подумай: «Яндекс.Драйву» ещё нет года, а у них 4 тысячи автомобилей. В декабре запускаются в Санкт-Петербурге. Это невероятная скорость.

Вы считаете, что крупным каршерингам нужно объединяться, чтобы регулировать цены?

Нет, для того, чтобы выжить.

Разве у вас происходит отток пользователей? Рынок же растёт.

Когда рынок остановится в росте, начнётся переток пользователей, например, к «Яндекс.Драйву» — к тому, у кого будет самое большое количество автомобилей. В какой-то момент пропадёт необходимость открывать другое приложение.

Зачем тебе открывать условную BelkaCar, когда машина «Драйва» всегда есть под боком и стоит дешевле всего, а сервис работает во всех городах.

Потому что есть программы лояльности и разные бренды машин?

У BelkaCar те же машины, что и у «Яндекс.Драйв» — нет никакой системы лояльности. У «Яндекс.Драйва» невероятная синергия с картографическими и медийными сервисами. У тебя общая скидка, музыка, навигация. Ты садишься в машину — и у тебя всё синхронизируется. Зачем тебе нужно что-то ещё?

У «Делимобиль» есть крупные инвесторы, которые теоретически могли бы позволить себе поглощение BelkaCar. Но вы же не сможете себе такое позволить?

Я говорю не про поглощение, а про объединение — это немного разные вещи. Оно может быть обоюдовыгодным. Это не покупка, а объединение для того, чтобы противостоять.

А как это будет работать? Скажем, вы пускаете машины BelkaCar в ваше приложение и наоборот? Это несильно повлияет на ситуацию.

Сильно. Это будет огромное количество машин, расширится модельный ряд. «Яндекс.Драйву» будет сложно что-то сделать. У нас доступно 30 моделей в приложении. Количество автомобилей BelkaCar исправит вопрос плотности. В нашем общем парке будет больше машин, чем у «Яндекс.Драйв», и плотность будет выше.

В любом случае придётся открывать ещё одно приложение, а дальше можно что-то делать — играть с тарифами, придумать их с точки зрения транспорта.

Пока без велосипедов или мотоциклов

Сейчас у вас есть машины, самокаты и скутеры. Есть ещё категория транспорта, которую можно запустить?

Пока нет. Мы планируем масштабироваться географически. Для нас следующий год будет приоритетом в этом направлении. Это будет не только Россия, но и зарубежные страны, и не только СНГ. В ближайшее время будем запускать сервис в Израиле, на Кипре, Белоруссии, Армении, Грузии.

По транспорту мы сделали многое, кажется, больше нечего добавлять. Мы будем добиваться синергии этих видов транспорта внутри нашего приложения, чтобы предоставить по-настоящему мультимодальную поездку: например, ты проехался на такси, потом встал на самокат, а обратно едешь на каршеринге — и каждое решение принимаешь в зависимости от ситуации на дороге.

#транспорт #каршеринг #бизнес