Новости
Сергей Звезда

Как Кремль использует Telegram и какие ввёл стоп-листы — расследование «Проекта»

«Если есть бюджет, можно зайти практически в любой канал», — говорит собеседник издания.

С конца 2016-начала 2017 года администрация президента выделяет деньги на экспансию в Telegram, выяснил «Проект» бывшего главного редактора «Дождя». По данным издания, Кремль не заводит новые каналы, а привлекает подрядчиков, чтобы ставить нужную информацию в свои каналы или за деньги размещать её в сторонних каналах. «Проект» в своём расследовании преимущественно ссылается на анонимных собеседников, близких к АП.

«Подрядчики» Кремля и первая задача

Одним из главных подрядчиков Кремля «Проект» назвал бывших сотрудников движения «Наши», в том числе экс-пресс-секретаря организации Кристину Потупчик. Под её руководством появились сети Telegram-каналов, в которые предположительно входят «Акитилоп», Ortega, «Полный П». Бывшие сотрудники «Наших» также причастны к каналам 338 и «Медиатехнолог».

Другой подрядчик, фигурирующий в расследовании — Фонд развития гражданского общества бывшего начальника внутриполитического управления АП Константина Костина. Он якобы поручил работу эксперту Фонда и бывшему чиновнику администрации Станиславу Апетьяну (был известным как блогер politrash), который участвовал в создании каналов «Методичка» и «Минправды».

По версии «Проекта», одной из первых задач для подрядчиков стала дискредитация Алексея Навального перед президентскими выборами. Анонимный кремлёвский чиновник назвал работу выполненной.

Предполагаемая стоимость размещения

«Если есть бюджет, можно зайти практически в любой канал», — отметил собеседник «Проекта», размещающий посты для администрации президента. Корреспондент издания под видом заказчика постов связался с администраторами «нескольких крупных каналов» и выяснил, что желаемую информацию можно разместить без рекламных пометок.

По данным «Проекта»:

  • «Незыгарь»: за пост свыше 100 слов — 1,5 биткоина (около 630 тысяч рублей), за пост меньше — 0,008 биткоина за каждое слово, пакет из трёх публикаций — три биткоина;
  • «Караульный» и связанные с ним «Футляр от виолончели», «Медиатехнолог» и «Бойлерная»: за пост — от 30 до 60 тысяч рублей в зависимости от канала;
  • «Кремлёвский мамковед»: за пост — 30 тысяч рублей;
  • «Дабл Ять»: за пост — 50 тысяч рублей.

Стоп-листы

«Проект» узнал о возможности купить блок на появление в канале определённой «ненужной» информации. Автор Telegram-канала «Караульный» рассказал корреспонденту, что нельзя размещать посты с негативом по отношению к членам Совета безопасности, а также упоминать АП, Старую площадь и сотрудников Кремля.

По версии издания, инициаторы стоп-листов начинают контролировать канал полностью через подрядчика, либо приобретают блок — в пяти-шести крупных каналах это предположительно обойдётся в 1,5-6 миллионов рублей за месяц.

Помощник одного из высокопоставленных чиновников рассказывает, что столкнулся с потоком негатива в адрес начальника и немедленно вышел в каналы с предложением за деньги остановить поток плохих сообщений. Но выяснилось, что их недруги уже установили «блок на блок», то есть заплатили каналам, чтобы они не брали деньги за блок от «пострадавших».

из публикации «Проекта»

Крупные структуры в Telegram

«Проект» узнал, что Telegram интересуются крупные политические группы. Например, после конфликта с Арамом Габреляновым Telegram-каналом Mash стал руководить Степан Ковальчук — сын президента «Национальной медиа группы» Кирилла Ковальчука. Также «Проект» узнал об интересе со стороны «Роснефти» Игоря Сечина, которая предположительно приобрела канал «Караульный». Кроме того, собеседники в Кремле рассказали изданию, что «Незыгарь» связан с куратором информационной политики Алексеем Громовым через ранее неизвестного Владислава Клюшина. Куратором каналов 338, «Мышь в овощном» и «Опер слил» издание назвало некоего Николая Чернова, который представляется сотрудником аппарата Совета безопасности, но, скорее всего, там не работает.

Реакция фигурантов расследования

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ на расследование заявил о наличии Telegram-каналов, «объективно критикующих действия Кремля» и делающих это в «заказном платном режиме». Песков не подтвердил, что АП выделяет деньги на продвижение в мессенджере, но отметил, что есть каналы, которые «поддерживает Кремль». «В данном случае речь идёт о многообразии», — добавил пресс-секретарь.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев в разговоре с «Дождём» назвал информацию о покупке Telegram-канала «безумной ерундой».

Меня просто удивляет, что взрослые вроде люди, половозрелые, занимаются какой-то безумной ерундой, расследованиями. «Роснефть» не занимается Telegram-каналами. Я их читаю, например. Что я вам, отчитываться буду, интервью давать? Ну идите в жопу, ребят, ну честно.

Михаил Леонтьев

#политика #telegram