Новости
Роман Персианинов

«Наша идея в двух словах — „Больше ада“»: интервью с авторами сатирического сайта «Панорама», которому порой верят СМИ

О личной безопасности, законе по борьбе с фейковыми новостями в интернете и важности юмора.

В феврале российский журналист и лауреат премии ТЭФИ Андрей Караулов рассказал в Фейсбуке новость о том, как китайский министр отказался пожимать руку Анатолию Чубайсу на форуме «Евразийские технологии» в Петербурге. Припомнив, как дарил чиновнику экземпляр своей книги «Русский ад» о России после развала СССР. Пост собрал одобрительную реакцию соратников журналиста, которые, как и сам Караулов, не учли одного — новость о китайском министре выдумало сатирическое издание «Панорама».

Этот проект, который называют российской версией американского сайта пародийных новостей The Onion, появился в конце 2017 года. За это время там вышли сотни вымышленных новостей, высмеивающих российскую и иностранную действительность, но неоднократно эту информацию принимали за правду. Как российские чиновники, так и крупные информагенства.

TJ связался с авторами «Панорамы», чтобы пообщаться о целях проекта, ответственности за пародийные новости и принятии Госдумой законопроекта о борьбе с фейковой информацией в интернете. По просьбе собеседников, которые скрываются за вымышленными именами, интервью проходило в текстовом формате. Для удобства чтения реплики героев незначительно сокращены.

Кратко о темах интервью

Об анонимности и личной безопасности

Авторы «Панорамы» скрываются за вымышленными именами, а из ваших страниц соцсетей сложно понять, где правда, а где вымысел. Чем объясняется такая анонимность? И почему вы отказались от голосового интервью?

Мы не слишком публичные люди. Вопрос лежит даже не в плоскости вреда и перестраховок, это из разряда комфорта. Текстовое интервью даёт возможность дольше подумать и сконцентрироваться, а голосовое несколько выбило бы нас из колеи.

Нам приходят разные угрозы. Пока наше общество, вернее, его отдельные представители, не совсем готовы адекватно оценивать сатиру. Есть положительные тенденции в реакции на наши новости, но они ещё недостаточны для того, чтобы можно было себя спокойно чувствовать.

Сервера «Панорамы» находятся в России или за границей? Существует ли вероятность того, что авторов сайта вычислят силовые структуры и обвинят в оскорблениях или распространении фейковой информации?

Сервера «Панорамы» в разное время находились и в России, и за границей, но это всегда вопрос только финансов и комфорта (не все хостеры одинаковы адекватны). У нас нет сомнений в том, что если мы понадобимся силовым структурам, то нас вычислят вне зависимости от расположения серверов. Поэтому вероятность всегда есть. Необходимо ли это им – другой вопрос.

Мы также используем проксирующий сервис Cloudflare для снижения нагрузки на сервер и ускорения сайта. Он американский, но по соотношению «цена-качество» аналогов ему пока что нет ни в России, ни за рубежом. Для неграмотных в сетевых вопросах, но политически активных людей это часто становится поводом для обвинений: «Да у них сервера в США! Сидят на госдеповских грантах!». Это весело.

В декабре 2017 года «Новые Известия» сослались на «Панораму», рассказав, что россиян могут лишить медалей школьной олимпиады по физике.

Вы живёте за границей? На сайте «Панорамы» упоминается о переезде сотрудников в Монте-Карло.

Про Монте-Карло это часть легенды, на наш взгляд – дополнительная капля абсурда. Никто из нас там не живёт и скорее всего даже и не бывал. Большинство авторов «Панорамы» живут в России. Поскольку офиса у нас не было, нет и не предвидится, то и вопросы, связанные с потенциальным переездом, мы в редакции не обсуждали, это личное дело каждого сотрудника.

Насколько имена авторов «Панорамы» известны в кругах медиа и СМИ? Сколько людей знают ваши настоящие имена?

Главный редактор «Панорамы» Борис Гонтермахер: Мне бы не хотелось излишнего внимания к личным страницам в соцсетях, потому что личное — это личное, «Панорама» — это «Панорама». Но я не особенно скрываю свою личность, когда считаю, что собеседнику можно доверять, и есть уверенность, что он не будет везде об этом рассказывать. Несколько известных (или ограниченно известных) журналистов знают, кто я. Мои друзья и знакомые преимущественно тоже в курсе моего увлечения.

Редактор «Панорамы» Виталий Манн: В настоящий момент я бы не хотел идентификации своей личности в медиапространстве. Мои друзья, родственники и коллеги по работе знают, чем я занимаюсь, и знают, что именно под этим псевдонимом. В остальном меня полностью устраивает анонимность в этом вопросе.

О редакционной политике и стандартах

Сколько людей трудится над «Панорамой»?

В момент создания над всеми материалами работали два человека, известных вам как Борис Гонтермахер и Виталий Манн. Кажется, и сейчас большинство публикаций принадлежит нашему перу, но мы не считали. С весны 2018 года Виталий плотно работает с энтузиастами, и в результате нам постоянно пишут 7-10 человек. Часть авторов приходит, часть уходит, кто-то берёт творческую паузу. Также у нас функционирует общественная приёмная, куда может прислать материал любой желающий.

Как устроен процесс отбора тем для новостей и статей? Насколько сильно вы ориентируетесь на повестку?

Иногда мы пишем просто «для себя». Это тонкие, чуть ли не локальные шутки – то, что оценит, может быть, 5% аудитории, но зато это будут близкие нам по духу люди. Но, конечно, стараемся найти темы, интересные большинству. Для этого приходится мониторить информационное поле, изучать статистику переходов на новости определённой тематики, нередко удачные темы предлагают наши авторы.

В марте 2018 года латвийское издание Delfi обзванивало местные органы безопасности, интересуясь, действительно ли они выгнали из страны российских балалаечников, как сообщала «Панорама».

Какие издания вы чаще всего читаете, чтобы формировать повестку?

Борис Гонтермахер: Чем полярнее – тем лучше. Сначала «Дождь», а затем «Царьград». Иначе в процессе формирования повестки можно умереть от скуки.

Виталий Манн: У меня нет определённых предпочтений в этом плане.

«Медуза» сравнила «Панораму» с американским The Onion. Вам приятно?

Безусловно, нам приятно сравнение с таким известным проектом, хоть мы и не дублируем их тематику и отличаемся подачей информации. Заходим туда редко, возможно, всего пару раз за всё время посетили этот сайт.

У вас есть журналистские принципы? Про что можно и нельзя писать?

Как правило, избегаем сортирного юмора. Стараемся не шутить непосредственно над смертью, тяжёлыми увечьями и подобными вещами, если речь о реальных происшествиях. Какие-то темы не трогаем, чтобы избежать неадекватной реакции общественности, как было с фильмом «Праздник» (комедийная картина о жизни в блокадном Ленинграде. Её режиссёр Алексей Красовский подвергся жёсткой критике — прим. TJ) . Красовский, конечно, не [Борис] Пастернак (подвергся травле со стороны советского правительства после получения Нобелевской премии по литературе — прим. TJ), но публика за полвека не изменилась: отовсюду слышалось «Не смотрел, но осуждаю».

Тем не менее, «Панорама» – во многом про чёрный юмор. Мы не считаем, что нельзя шутить про детей, Гитлера или церковь. Поэтому нам регулярно пишут всякие чувствительные персоны: «Да как вы можете», «Это вот вообще не повод для смеха» и так далее. Редакционная политика от этого, разумеется, меняться не будет.

Обращались ли когда-либо к вам чиновники или полиция с просьбой снять тот или иной материал?

Однажды обращалось МВД с требованием снять материал о закупке наручников из секс-шопа для отделения полиции. С официальным письмом, на бланке с номером. Была и обратная история, когда Минпросвещения на материал об орфографической реформе русского языка ответило весьма забавным образом – нам, как ветеранам отечественной журналистики, предложили также осветить введение косовороток в качестве школьной формы.

В июне 2018 года издание RT выдало за информацию своего источника новость «Панорамы» о госпитализации бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова.

Обращались ли к вам когда-либо люди с просьбой написать новость на определённую тему за оплату? Например, про какого-нибудь политика или оппозиционера.

Таких предложений не было. Если бы и были, то мы бы отказались.

У вас на сайте есть раздел «Общественная приёмная», через которую любой человек может предложить свою выдуманную новость. Сколько в среднем «новостей» вам присылают в неделю?

По-разному. Возможно, активность людей зависит от новостной повестки. Некоторые авторы обижаются, что их новости «не идут», и со временем перестают проявлять активность. Публикация новостей от сторонних авторов происходит тогда, когда новость или тема актуальная или смешна. Приблизительно публикуется одна новость из 10 предложенных. Часть материалов не подходит по формату, в части – слишком плоский юмор. Порой мы берём тему и полностью переписываем текст, но сохраняем имя автора.

О причинах создания «Панорамы» и доходах

Правильно ли я понимаю, что «Панораму» основали в конце 2017 года? Вы можете рассказать о том, как пришла идея такого проекта? Чем вы вдохновлялись?

Мы придумали её ещё летом 2017 года, но сильно не торопились с реализацией. А идея витала в воздухе, наверное, уже года два — по мере того, как повестка дня становилась всё более и более лихой. Идею, пожалуй, можно сформулировать в двух словах: «Больше ада!», а вдохновляли на это самые настоящие новости, которые уже давно без смеха (или слёз, кто как воспринимает) читать нельзя.

Почему издание называется «Панорама»? К чему это отсылка?

Мы хотели подчеркнуть, что делаем пародию на типичное классическое информагентство, поэтому потребовалось банальное название, с душком нафталина. ИА «Панорама» – это звучит, как кафе «Кафе».

В разделе «Об издании» говорится, что «Панораму» основали в 1822 году, и долгие годы она конкурировала с ТАСС. В советские годы издание освещало восстания в ГУЛАГе при покровительстве маршала Семёна Будённого. Как придумывалась эта легенда? На первый взгляд она звучит убедительно, если не гуглить.

Борис Гонтермахер: Серьёзно, убедительно? Кажется, там ещё на графе Шеремете фон Рабиновиче должны возникать вопросы. Эта легенда была придумана летом 2017 года на одном дыхании — задача стояла написать достаточно абсурдную историю, в духе официальных текстов подобного рода, но так, чтобы сразу было понятно: «Да ну, стёб какой-то». Показал её коллеге, Виталию, он говорит: отлично. Мы покивали, утвердили, да и отложили в долгий ящик. Сделать сам сайт руки дошли только через полгода.

У вас есть идеологический коллега — сайт «Интерсакс». Как вы к нему относитесь? Чем вы отличаетесь друг от друга?

Мы могли бы это обсудить, если бы были старыми приятелями и пошли бы, скажем, в бар. А для интервью вопрос не слишком корректный. Мы нормально к ним относимся, но и видим много минусов в их подаче – некая идеологическая однобокость, совершенно любительский слог, порой плосковатые шутки. Но они в любом случае молодцы, по сути, они одними из первых в России открыли этот жанр.

В июле 2018 года «Панорама» написала о продавщице из Нижнего Новгорода, которая якобы продавала проколотые презервативы. Новость разошлась по федеральным изданиям, включая «Комсомольскую правду» и «Московского комсомольца».

Какая у вас постоянная аудитория? Стремитесь ли вы в какому-то конкретному числу постоянных читателей в соцсетях или на сайте?

Посещаемость у нас характеризуется очень большим разбросом. Если какая-то новость хорошо «взлетит», то и до 100 тысяч посетителей в день случается. Но в среднем на порядок меньше. Если говорить о возрастных категориях, то там распределение очень равномерное: 25,4% — это люди старше 25-34 лет. 25,2% — старше 35-44 года. 55 лет и старше — 14,3%.

В плане идеологических взглядов к нам хорошо или нейтрально относятся все, кто обладает чувством юмора. Планов относительно числа постоянных читателей мы не строим, но хотелось бы, чтобы их было как можно больше.

Приносит ли сайт доход? За счёт чего?

Авторы «Панорамы» рассматривают проект скорее как хобби. Мы получаем некоторый доход за счёт рекламных блоков на сайте, этого обычно хватает на покрытие технических издержек. В особо удачные месяцы основателям остаётся «на пиво», но не более. Поступали предложения по рекламным проектам, но их привлекательность оставляла желать лучшего.

Есть ли шанс построить прибыльное сатирическое издание по типу «Панорамы» или The Onion в эпоху мировой борьбы с фейковыми новостями?

Ответ на этот вопрос даст время. Пока что каких-то космических прибылей не предвидится, да и таких, чтобы перевести «Панораму» из хобби в категорию постоянной работы — тоже нет. Но это, вероятно, не столько из-за противодействия, сколько из-за нежелания переводить проект в категорию коммерческих.

Что касается борьбы: то, что мы делаем — это пародия, сатира, гротеск, но никак не фейки. Об этом гласит предупреждение прямо в логотипе сайта. В соцсетях оно тоже продублировано в описаниях аккаунтов. Поэтому борьба с нами равносильна требованию изгнать [Ивана] Урганта с телевидения.

Об ответственности за вымышленные новости

«Панорама» — это про что? Многие воспринимают сайт как провокационный троллинговый проект с целью высмеять российскую действительность. Насколько это приближено к реальной цели проекта? И в чём эта цель заключается?

Мы иронизируем не только над российской действительностью, но и над западным миром и его противоречивыми явлениями. Мы часто поднимаем на смех определённые социальные группы с повышенным градусом неадекватности: антипрививочников, неокоммунистов, религиозных фанатиков. Реальная цель проекта – это дарить настроение людям с чувством юмора. А вот методику вы верно назвали: высмеивание действительности, её гиперболизация, насыщение абсурдом.

«Панорама» появилась в 2017 году, но СМИ, которые уверенно ссылаются на вас, есть до сих пор. Как вы себе это объясняете?

Каждый такой случай нужно рассматривать отдельно. Мы видим две причины. Во-первых, абсолютный, вопиющий непрофессионализм. Он присутствует в той или иной мере во всех сферах, а в журналистике особенно. Во-вторых, попытки поднять трафик, намеренные провокации.

В сентябре 2018 года телеканал Минобороны «Звезда» перепечатал материал «Панорамы» об учителе истории в самарской школе, который заставлял детей учить биографии криминальных авторитетов региона.

Через новости вы часто высмеиваете как Россию, так и стереотипы про западные страны. Про «пиндосов», геев, засилье мусульман и так далее. Последнее приводит к тому, что порой люди всерьёз воспринимают ваши материалы как дополнение к тем, что намеренно порождают на федеральных каналах. Вы не считаете, что таким образом увеличиваете уровень невежества в обществе?

Неправильно перекладывать уровень невежества в обществе на сатирическое издание. С такими претензиями можно обратиться к [Михаилу] Задорнову или [Михаилу] Жванецкому — мало ли они баек рассказали? В отличие от федеральных телеканалов, мы не скрываем сути издания, открыто об этом пишем, и любому, кто не заметил очевидных предупреждений и «повёлся», можно смело на это указать. А попробуйте-ка поспорить с жертвами ТВ? «По телевизору сказали» – это уже аргумент с их точки зрения.

Как часто авторам «Панорамы» пишут люди, знающие их лично, и критикуют за работу сайта? Жалуясь на то, что он усугубляет проблему фейковых новостей?

Наши близкие относятся к проекту или положительно, или нейтрально. Некоторые даже предлагают разные забавные темы. Бывает, конечно, критика в адрес отдельных материалов – кому-то может показаться, что очередная новость выглядит пошлой или просто не слишком-то смешной. И это нормально. Но про фейки речи не идёт.

В начале марта Госдума приняла законопроект о блокировке фейковых новостей в интернете. Сайты, не зарегистрированные как СМИ, заблокируют за фейковую новость без предупреждения. Как вы к этому относитесь?

Едва ли мы можем компетентно ответить на этот вопрос. Когда Дума запретит шутить в интернете и пародировать там реальность – вот тогда мы сделаем определённые выводы и дадим комментарий по этому поводу.

Планируете ли вы менять редакционную политику из-за нового закона? Возможно, вы начнёте тщательнее фильтровать материалы, или будете чётко давать читателям понять, что информация на сайте — выдуманная?

Мы не планируем менять редакционную политику. На сайте и в соцсетях для читателей есть напоминание: «Панорама» – сатирическое издание, тут ничего серьёзного нет. Мы находимся в постоянном контакте с юристами по этому вопросу, но максимум что обсуждается – возможность добавить дополнительное предупреждение под текстом каждой новости. Но и это ещё под вопросом, окончательное решение будет принято, когда закон будет одобрен и принят окончательно.

Согласны ли вы, что «Панорама» может легко стать жертвой этого закона? Ведь, строго говоря, все материалы на сайте подпадают под клеймо «фейк».

Если рассматривать всё под таким ракурсом, то фейком может стать каждая шутка из КВН или Comedy Club. Конечно, произойти может всё что угодно, но мы надеемся, что до этого не дойдёт.

Нужно ли в России больше сатирических изданий по типу «Панорамы»?

Сатира – это прекрасно, юмор – это тоже прекрасно, кто-то даже говорит, что он продлевает жизнь. Иногда, правда, и сокращает, как в случае с Charlie Hebdo (в 2015 году террористы ворвались в редакцию французского сатирического издания Charlie Hebdo, расстреляв 12 человек — прим. TJ). Но мы бы всё же предложили талантливым авторам не распылять свои усилия на создание новых ресурсов, а присоединяться к нашему проекту. С другой стороны, если таких изданий станет больше, огорчены не будем.

#интервью #фейки #соцсети #лонгриды