Новости
Alexander Uspenskiy

Как изменился Крым на спутниковых снимках после присоединения к России

Мост, окопы, сухой канал и второй аэропорт.

К северо-западу от города Армянск, Республика Крым

Весной 2014 года Крым и Севастополь вошли в состав России. Украина посчитала это оккупацией и отрезала полуостров от воды и железной дороги. Россия начала строить свою транспортную инфраструктуру. Обе стороны вырыли окопы.

TJ посмотрел, как регион изменялся внешне за прошедшие пять лет — по снимкам со спутниковых карт.

* * *

Перекопский перешеек отделяет Крым от материковой Украины. Его ров известен ещё с начала нашей эры — он ведёт из озера Сиваш в Чёрное море. Перешеек всегда был удобен как граница. На нём находились крепость и ров, защищавшие полуостров.

Их остатки можно увидеть и в наши дни. В 2014 году со стороны Украина и Крыма появились новые военные укрепления. Но, счастью, на этот раз их не использовали по назначению.

До строительства Крымского моста в Крым можно было приехать по двум железным дорогам: с запада из Херсона и с востока из Мелитополя. Но в декабре 2014 года Украина отменила железнодорожное сообщение с Крымом, остался только паром из Керчи в материковую Россию.

Внутренние перевозки пассажиров на электричках сохранились. Проблема с поездами дальнего следования должна быть решена в декабре 2019 года, когда будет введена железнодорожная часть Крымского моста.

К северо-западу от города Армянск, Республика Крым

Сейчас из Крыма на Украину по суше добираются автотранспортом через пропускные пункты: два на западе, на перешейке, и один на востоке в районе Джанкоя. Если гражданин России хочет посетить Крым по правилам Украины, то ему надо въезжать через эти пункты. В противном случае потом он рискует быть невпущенным на Украину, если информация о визите появится у украинских силовиков через открытые и закрытые источники.

Окопы появились на границе (демаркационной линии) весной 2014 года после присоединения Крыма. Иногда их обновляют, а стороны обвиняют друг друга в провокациях. Кроме того, укрепляются пограничные сооружения: например, в декабре 2018 года ФСБ России заявила о завершении строительства 60-километрового рубежа инженерно-технических сооружений с системой сигнализации в районе перешейка.

После присоединения полуостров столкнулся с нехваткой водных ресурсов. Украина перекрыла подачу воды через канал из Днепра. В 1954 году именно строительство этого канала было одной из главных причин передачи Крыма в состав Украинской ССР — он обеспечивал 85% потребности полуострова в воде.

В 2014 году Украина обвинила Крым в задолженностях, дальнейшие переговоры о возобновлении поставок ни к чему и не привели, разговор перешёл из экономической плоскости в политическую. Большую часть канала в Крыму всё же начали наполнять за счёт внутренних водохранилищ и рек. В 2017 году Украина построила рядом с границей дамбу со шлюзом. Таким образом она смогла полностью перекрыть канал в сторону Крыма, но оставить воду для Херсонской области.

К северо-западу от города Армянск, Херсонская область

Самый быстрый способ добраться до Симферополя из России — на самолёте. В апреле 2018 года в симферопольском аэропорту был открыт новый большой терминал «Крымская волна», который спроектировала южнокорейская компания. За 2018 год он обслужил 5,2 миллиона пассажиров — в 4,3 раза больше, чем до присоединения Крыма. Формально аэропорт международный, но сейчас принимает только рейсы из России. Любопытно, что современная взлётно-посадочная полоса была построена в конце 1980-х как запасной аэродром для космического корабля «Буран».

Кроме Симферополя, для гражданской пассажирской авиации открыт аэропорт в Керчи, но он принимает только маленькие самолёты и вертолёты. Планируется, что для гражданских самолётов откроется аэропорт «Бельбек» в Севастополе.

К северо-западу от города Симферополь

Детский центр «Артек» — одна из визитных карточек Крыма. Он был подвергнут реконструкции, которая продолжается до сих пор. На неё выделено 17 миллиардов рублей. Центр состоит из 10 детских лагерей, за 2018 год они приняли 40 тысяч детей — исторический рекорд. На территории находятся образовательные, спортивные, оздоровительные и жилые объекты.

Часть детского центра «Артек»: лагеря «Лесной», «Полевой», «Озерной», «Речной»

Главным инфраструктурным достижением Крыма за последние пять лет считается строительство моста между Керчью и Краснодарским краем. Раньше на переправу через пролив автомобилисты тратили несколько часов. Теперь — 11 минут. За первые же 12 часов работы мост побил рекорд переправы по суточному количеству переправленного транспорта.

Южная часть города Керчь

Крымский пост стал связующим объектом дороги Новороссийск-Керчь, переходящей в крымскую трассу «Таврида». Строительство «Тавриды» должно быть закончено в 2020 году. Предполагается, что доехать по ней из Керчи в Симферополь можно будет за два часа, а до Севастополя — за три. Сейчас путь без пробок занимает на около получаса дольше.

Керченский пролив

Из больших проектов в Крыму в ближайшем будущем планируют построить мост над бухтой, аэропорт и парк живой истории в Севастополе, ТЭС, водовод, зерновой портовый терминал и яхтенные марины.

#крым #политика