Пожар «Суперджета» в Шереметьево спустя сутки: жертвы, версии и первые последствия Материал редакции

Возможные причины катастрофы, компенсации семьям и споры из-за тех, кто спасал ручную кладь.

В закладки
«Суперджет» на взлётно-посадочной полосе после пожара  Фото МЧС

Основные версии — неисправность самолёта и ошибка пилотов

5 мая самолёт «Аэрофлота» Sukhoi Superjet 100, следовавший из Москвы в Мурманск, аварийно сел в Шереметьево. Рейс совершил экстренную посадку только со второй попытки. Во время повторной посадки он несколько раз ударился о посадочную полосу и загорелся. Изначально СМИ распространили «основные» версии случившегося: удар молнии в двигатель, пожар из-за удара об взлётно-посадочную полосу и возгорание из-за электропроводки.

Исходя из рассказа пилотов, слов очевидцев и источников СМИ, а также предварительных выводов следователей можно составить примерную последовательность аварии.

Когда «Суперджет» набирал высоту, в него попала молния, что вызвало помехи в работе радиосвязи. После этого пилоты начали возвращаться в Шереметьево: не стали сбрасывать топливо и садились с почти полными баками. Посадка вышла неудачной из-за тяжести борта — после нескольких ударов о полосу сложились шасси и повредились топливные баки. Из-за утечки на полосу начался сильный пожар.

6 мая Следственный комитет назвал три рассматриваемых версии происшествия: недостаточная квалификация пилотов и диспетчеров, техническая неисправность и неблагоприятные метеоусловия, в частности, удар молнии.

Специалисты Межгосударственного авиакомитета (МАК) начали расшифровку двух бортовых самописцев. По ним определят, насколько действия экипажа соответствовали правилам лётной эксплуатации. Следователи проведут несколько экспертиз с деталями сгоревшего борта.

Полёты «Суперджета» пока приостанавливать не будут

  • Росавиация пояснила, что не стоит «делать выводы» о надёжности «Суперджетов», пока специальная комиссия не завершила расследование;
  • Министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что пока нет оснований для приостановки полётов Sukhoi Superjet 100;
  • Дмитрий Медведев поручил создать комиссию для расследования пожара на самолёте «Аэрофлота». Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что пока не готов говорить о запрете полётов «Суперджета»;
  • Источник «Интерфакса» в отрасли добавил, что в гражданской авиации полёты определённых типов воздушных судов не приостанавливаются после катастроф. Подобные меры принимают после расследования;
  • Источник «Коммерсанта» подробно рассказал о сгоревшем «Суперджете». Его произвели в Комсомольске-на-Амуре и передали «Аэрофлоту» в 2017 году. Рейс совершал короткие перелёты и имел относительно небольшой налёт. До этого у борта был только один серьёзный отказ: в 2018 году при посадке у него не выпустились закрылки, но всё закончилось без происшествий;
  • По информации Mash, инциденты с «Суперджетами» происходят чаще и не регламентируются по причине нехватки запчастей и дорогостоящего ремонта. 27 января «Аэрофлот» не смог заменить самолёт, потому что остальные судна находились в ремонте, 7 февраля лётчики семь раз сообщили о неисправностях, 25 апреля сразу два SSJ-100 экстренно сели из-за сбоя систем кондиционирования, по данным издания.

Выжили 37 из 78 человек, в Мурманской области объявили траур

По последним данным Следственного комитета, выжили только 37 из 78 человек на борту. Как предположил «Коммерсант», избежать большого количества жертв не удалось из-за сильного огня, который быстро перекинулся на 13-й ряд кресел в салоне. Несмотря на оперативные действия экипажа, многие пассажиры не успели выйти из салона, не могли идти самостоятельно или получили травмы из-за ударов самолёта о землю при посадке.

У «Суперджета» не было аварийного выхода на крыле — только два в начале и хвосте салона. Те, кто находился в задней части, оказались в ловушке: так погиб и один из бортпроводников — он пытался открыть последнюю дверь и спасти пассажиров.

Расположение пассажиров в салоне Sukhoi Superjet 100 Инфографика Life

Спустя сутки «Аэрофлот» опубликовал полный список людей, которые были на борту. Всего 78 человек: пять членов экипажа и 73 пассажира, из которых четверо были несовершеннолетними. В Мурманской области объявили трёхдневный траур — 26 жертв были оттуда.

«Аэрофлот» выплатит компенсации всем пассажирам: по миллиону рублей тем, кого не госпитализировали, по два миллиона рублей — попавшим в больницу, и пять миллионов — родственникам погибших. Минтранс также пообещал, что компенсации выдадут страховые компании и власти регионов, а Сбербанк заверил, что урегулирует задолженности по кредитам всем пострадавшим.

Полный список погибших опубликуют позже, так как тела обгорели и для идентификации необходима экспертиза ДНК. Однако о некоторых из них уже начали рассказывать в СМИ и соцсетях: о погибшем 22-летнем американце Джереми Бруксе (его смерть подтвердили в посольстве), спасшейся матери с ребёнком, которая первой покинула своё кресло, и уцелевшем капитане мурманской команды по «Что? Где? Когда?».

На борту также находился глава закрытого города Североморск Владимир Евменьков — ему удалось выбраться из самолёта. 6 мая в разговоре с журналистами радиостанции «Север FM» он рассказал детали катастрофы.

Когда выпустили шасси и мы коснулись полосы, то подпрыгнули вверх, затем снова опустились и вновь подпрыгнули и во второй раз даже выше, чем в первый. Потом загорелся двигатель. Что в этот момент происходило в салоне не знаю, смотрел в иллюминатор. После второго удара мы опять подпрыгнули и, когда скакнули третий раз, видимо, обломилась стойка шасси, потому что мы упали на бок, нас развернуло и потащило уже по полосе.

Самолёт шёл поперек и в этот момент стало явственно ощущаться, что мы теряем скорость и вот-вот остановимся. Я оторвался от иллюминатора, посмотрел и увидел, что люди вскочили со своих мест. Обратил внимание, что семья с левого ряда: мужчина, женщина и ребенок опустились на пол и передвигаются по полу. Тут стало понятно, что бежать вперёд — это всё равно, что бежать по людям, поэтому все те, кто это видел, просто встали и ждали, когда можно будет эвакуироваться. Как только открылся проход, все стали выходить.

Владимир Евменьков
глава закрытого города Североморск

В соцсетях поспорили из-за пассажиров, которые спасали ручную кладь и мешали другим

После катастрофы источники нескольких СМИ сообщили, что своевременной эвакуации пассажиров помешало то, что некоторые из них вопреки указаниям бортпроводников спасали собственный багаж. На видео из Шереметьево действительно видно, как люди, выходящие из горящего «Суперджета», бегут с личными вещами и крупными сумками.

5 и 6 мая пользователи Твиттера отметили храбрую и верную работу проводников, но поспорили из-за поведения пассажиров. В том числе передумали и те, кто поначалу обвинил людей в игнорировании техники безопасности ради личных вещей.

Я не знаю всех обстоятельств и реальную причину происшествия, но полагаю, что пилоты самолёта и остальной экипаж самолёта – невероятные молодцы! А вот люди как-то странно бежали от самолёта с такими неплохими баулами ручной клади.
понятно, что не только в это дело. Но правда же из-за этих чемоданов и огромных сумок все еле-еле выходят
@sd0107 В такой ситуации запрещено брать какие либо вещи, следовательно такое поведение можно расценивать как действия, привлёкшие к гибели людей. Кусок дороже жизни.
@sssmirnov RyanAir правильно начал делать. Если вещи формата ручной клади (кроме совсем мелких) хочешь в салон - плати дополнительно, не хочешь платить - его перед посадкой заберут в багаж.
Очень интересно посмотреть в глаза тем, кто спас свою ручную кладь из того самолёта.
Всё хорошо, ребят? Айпад цел? Зарядку новую покупать не надо? Ну слава богу.

Часть пользователей не стали осуждать пассажиров, заявив, что те находились в стрессовой ситуации и действовали инстинктивно.

@Dermisson очень интересно посмотреть в глаза тем кто назначает виноватыми спасшихся пассажиров. Все хорошо ребят? Вы там были? Часто выпрыгиваете из горящего самолета? Расскажите как правильно это делать, очень интересно.
@sd0107 Мне кажется, это было инстинктивно. В других странах при подобных происшествиях люди ведут себя также. И единственное решение - ограничение по размерам ручной клади
@sd0107 Вау классно, люди сидели в ГОРЯЩЕМ САМОЛЕТЕ, паниковали и не знали что делать, а тут их ещё осуждают за неподобающее поведение. Интересно посмотреть, как негодующие комментаторы из интернета повели бы себя на месте пассажиров
Сегодня весь день жалею, что написал про запрет чемоданов. Конечно не в них было дело во вчерашней трагедии (хотя чемоданы, а также откидывающиеся кресла надо запретить)
Искренне надеюсь, что все это вброс, и на самом деле никто не задерживал эвакуацию из-за вещей.
На самом деле хрен знает, что я бы делал в той ситуации, может, тоже от непонимания и шока по инерции за вещами бы полез.
Хз. Страшно это всё.
ощущение, что некоторым людям удается справиться с мыслью о катастрофе только с помощью ненависти: к пилотам, к аэрофлоту, к сухому суперджету или к людям с ручной кладью. Как можно быстрее найти виновного и потребовать наказать, запретить, избить, закрыть — иначе никакого покоя
{ "author_name": "Николай Чумаков", "author_type": "editor", "tags": ["\u0440\u0430\u0437\u0431\u043e\u0440\u044b","\u043f\u043e\u0436\u0430\u0440\u0441\u0443\u043f\u0435\u0440\u0434\u0436\u0435\u0442\u0430","\u0430\u044d\u0440\u043e\u043f\u043e\u0440\u0442\u044b","\u0430\u0432\u0438\u0430\u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438"], "comments": 66, "likes": 69, "favorites": 15, "is_advertisement": false, "subsite_label": "news", "id": 96102, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Mon, 06 May 2019 22:02:06 +0300", "is_special": false }
Объявление на TJ
Спорт
Главные спортивные новости — ежедневные изменения в мире спорта, актуальная новостная повестка, интересные статьи. Из…
Подписаться
Подписан
Отписаться
0
{ "id": 96102, "author_id": 98420, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/96102\/get","add":"\/comments\/96102\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/96102"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 245416, "last_count_and_date": null }
66 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
67

Обменял бы все эти твитосрачи и тонну информационного дерьма на то, что хотел бы сказать вот этот человек.

Ответить
7

а еще вопрос что случилось с человеком на 9 ряду.

Ответить
7

Поменялся местом с человеком с 18?

Ответить
–2

У нас же такое не практикуется, экипаж сразу заставляет занять места свои.

Ответить
4

Хз, всегда менялся с пассажирами местом или занимал свободное, более удобное после взлета, никогда ничего не говорили.

Ответить
0

Удобное место - самый важный фактор удачного взлета, да.

Ответить
1

Всегда считал, что хвост самолета самое безопасное место(

Ответить
3

Суперджет изначально особенный самолёт.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Почитайте про удары молнии в самолёты и последствия этих ударов.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Особенный , но к тому ,что случилось похоже отношения не имеет

Ответить
1

Пока так сложно судить. Молния по самолётам бьёт часто, и как правило, таких жёстких отказов электроники не наступает. К пилотам тоже много вопросов, например об аварийной посадке с полными топливными баками.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

В итоге аварийная ситуация вылилась в катастрофическую. Если нам и объявят реальные причины, то нескоро. А пока я бы старался избегать суперджета.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Скорей всего он бы сказал, что благодарит бога за возможность выжить в таких обстоятельствах, ну или проклянет бога за нанесенные травмы, с которыми будет тяжело жить в будущем

Ответить
0

вообще интересно каким образом он выжил.

Ответить
0

Может пересел? Он же у окна сидел, сложнее выбраться.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Как? Перепрыгнул через соседа?

Ответить
43

Кстати, мнение Пивоварова интереснее и компетентнее, чем высеры косяковых и прочих твиттерских люмпенов

Ответить
3

Это, пожалуй, лучшее, что можно было сделать сейчас.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
4

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
22

Возможные причины катастрофы, компенсации семьям и споры из-за тех, кто спасал ручную кладь.

Малахов, отпусти Чумакова!

Ответить
10

Не переключайтесь!

Ответить
–4

Я человек простой, вижу в новости «По информации Mash» сразу посылаю нахуй

Ответить
8

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

К сожалению, да, потому читаю только 1%.

Ответить
5

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
1

Да ну, Пихто их не одобрит, а я его опасаюсь его гнева. Пусть люди сами разбираются, без моих советов. И мне пусть их не дают.

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Ты поделись ресурсами,ты же не мнение навязываешь,а делиться источником. Из которого в последствии разумные люди смогут сформировать мнение или дополнить существующее.

Ответить
–2

Чат авиаторов в телеге как узкоспециализированный ресурс (он закрытый).
Медуза хорошо собирает проверенную инфу (но и непроверенную - но и помечает ее таковой)
А мэш - говенный источник, т.к. они публикуют любой слух.
Ну и родной ТЖ где можно посраться в каментах.

Ответить
0

Что ещё раз доказывает, что в бизнесе летать лучше, чем в экономе.

Ответить
9

На самом деле редкий случай, обычно все ровно наоборот (пилоты и бизнес гибнут, а в хвосте частенько выживают в самых жутких катастрофах).

Ответить
0

Надо отметить он сказал "лучше" , а не безопаснее. Так то он прав.

Ответить
2

Согласен, лучше

Ответить
0

крутой чувак

Ответить
0

Пробился ценой двух красненьких впереди

Ответить
1

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
5

хз кто, но он продал мэшу это видео за гигантские деньги

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Хз, но они никогда не скупились на такое

Ответить
0

Мб это была запись стрима из самолёта

Ответить
0

Может быть снимали с 10 ряда. Там как раз все просто пострадали, но не погибли.

Ответить
0

Вот часть его интервью. Место 10F.

Ответить
2

Пообщался с человеком чуть-чуть, но все таки разбирающимся в самолетах.
С его слов - у самолетов такого габарита не предусмотрен сброс топлива.
На момент посадки вес самолета был 43 тонны при максимальной разрешенной (для посадки) 42 тонны.
Не понятно, что мешало пилоту навернуть еще пару кружков.

Ответить
2

Там летел мэр Североморска Владимир Евменьков. На кадре он с чемоданом слева, разговаривает по телефону.

Ответить
0

Вообще интересно, если действительно пилотов признают виновными им предъявят обвинение в смерти 41 человека?

Ответить
0

А за счет чего пилотов могут виновными признать? За то, что не скинули топливо? Или еще пункты есть?

Ответить
9

Ну если самолёт был управляем, и все двигатели работали штатно, то такая дикая посадка тоже повод их посадить.

Ответить
2

Советую посмотреть Miracle on the Hudson.

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Что не путать? Я подсказал хороший фильм, где видно, как и что с пилотов спрашивается в случае чп.

Ответить
0

Из инфа которая есть ,думаю , что пилотов и признают виновными , если ничего нового не откроется .Не пошли на второй круг , после первой неудачной попытки сесть

Ответить
2

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Видео от пассажира с места 12А судя по-всему -
https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=NP7q4CxML9M

Ответить
0

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
0

Ебанутая ситуация с пилотами упавшего самолёта, у них был выбор:
1. Для безопасной посадки сжечь топливо в баках кружа вокруг аэропорта, при этом есть риск выхода из строя кое как работающей электроники и падения самолёта на жилые районы
2. Садить сразу с полными баками, зная что это очень редко заканчивается без аварии

Они выбрали 2ое, и вроде бы всё верно и вот хз. Их ещё и обвинят в том что они хуёво посадили, и они хуево посадили, но с полными баками очень трудно не хуево посадить.

Ответить
Обсуждаемое
Новости
Президент Казахстана законодательно обязал себя согласовать свои действия с Нурсултаном Назарбаевым
21 октября был опубликован указ президента Казахстана, расширяющий полномочия Нурсултана Назарбаева, занимающего должность главы совбеза республики. Президент Казахстана должен обсуждать и согласовывать назначения на ключевые государственные должности с Советом безопасности, пожизненным правом возглавлять который обладает экс-президент Назарбаев.…
Новости
Новый глава СПЧ Фадеев назвал «неуместными» несогласованные акции протеста
Но он считает, если полиция не принимает заявления от протестующих на ушибы — так меньше шансов достичь справедливого решения.
Технологии
Обзор обзоров: Pixel 4 – смартфон с отличной камерой и плохой батареей
Главное из мнений журналистов и блогеров, оценивших особенности устройства.
Популярное за три дня
Интернет и мемы
Девушка, которая почти всю жизнь была парализована, навещает свою медсестру
Она приготовила ей лучший подарок
Интернет и мемы
F
Истории
От пожизненного срока до высокооплачиваемой работы в Кремниевой долине: история убийцы, ставшего в тюрьме инженером
Освободившийся спустя 22 года Захари Мур работает в технологической компании. Благодаря курсам программирования.

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovy", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "chfbk", "p2": "gnwc" } } } ]