Новости
Сергей Звезда

Часть родителей отказывается наряжать детей в военную форму к 9 мая. Они считают это не патриотизмом, а «карнавалом»

Мнения родителей, психологов и читателей TJ, которые выступают против этого способа отметить День победы.

Парад «дошкольных войск» Фото администрации Пятигорска

Ко Дню Победы в школах и детских садах России, а иногда и в странах бывшего СНГ, наряжают детей в военную форму. Формальные поводы для этого бывают разные — от праздничных фотосессий и утренников до концертов, встреч с ветеранами и «парадов». В том числе с оружием в руках.

Традиция жива и в 2019 году. Примеров много: в Пятигорске прошёл парад «дошкольных войск» с пехотинцами и артиллеристами, подростки в военной форме маршировали в рядах «Бессмертного полка» в Севастополе, родители нарядили детей в шинели и пилотки в Ростове-на-Дону. Аналогичные акции состоялись в Краснодаре и Чебоксарах.

Одни считают акции с детьми в военной форме элементом воспитания патриотизма или попросту видят в этом безобидный способ почтить память. Другим не нравятся милитаристские игры и романтизация войны.

Родители

Всё чаще родители отказываются от участия детей в акциях к 9 мая, но далеко не всегда они встречают поддержку. Znak.сom опубликовал несколько историй семей из Челябинска и Екатеринбурга, которые объясняют, что «война — это не карнавал». Например, активистка Валерия Приходкина высказалась против покупки пилоток детям в детсаду. За это её исключили из родительского чата и вернули только после поддержки одного из отцов.

Порой родители отказываются от акций коллективно. В Твиттере распространилась история юриста Фонда борьбы с коррупцией Любови Соболь, которая добилась, чтобы в детском саду её дочери не наряжали детей в военную форму на утреннике. Сотрудница ФБК выступила с идеей в родительском чате, и те встали на её сторону.

Блогер и отец Илья Варламов также выступил против того, чтобы наряжать детей в пилотки, гимнастёрки, галифе и солдатские ремни.

Нарядным ребёнком в красивой военной форме можно похвастаться в инстаграме. Или показать фотку коллегам – пусть завидуют! Может, ещё и начальник по службе продвинет, узнав, какой ты патриот. К почитанию памяти предков, погибших на страшной войне, весь этот маскарад отношения, разумеется, не имеет – обычная ярмарка тщеславия.

Илья Варламов

На споры о привлечении детей к праздничным акциям обратили внимание многие СМИ. Участники сообщества «Сноба» усомнились в связи современной атрибутики с выражением «истинной любви» к своей истории.

Споры о патриотическом воспитании ведутся давно: что это, сколько стоит, как это организовать и так далее. Я абсолютно убеждена, что патриотов растят семьи, а не детские сады, школы или государства, поэтому ни одна подобная акция, спущенная сверху, не станет тем самым пунктиком, после которого дошколёнок полюбит родную страну так, как никто и никогда до того.

Кажется, эта акция придумана в семьях, которые совершенно сходят с ума от радости победы над фашистами, примерно так же, как это делают наши депутаты и высокие чины — просто упиваясь самим фактом, что «мы победили». Это звонкое «мы» вполне тянет на определение «патриотизма», как его понимают партийные бонзы. Другой вопрос о качестве этого патриотизма, который без критического осмысления превращает людей в пушечное мясо.

Ксения Чудинова

Психологи

Работающая с детьми психолог Елена Кузнецова назвала акции с детьми в военной форме «романтизацией и украшательством самого страшного в нашей жизни». По её мнению, ребёнок таким образом получает воспитательный посыл о том, что «война — это здорово, это праздник, потому что потом она оканчивается победой».

Дети не должны ходить в военной форме. Для большинства из наших предков, встретивших военные годы, эта одежда была посмертным одеянием.

Военная форма — это одежда для смерти: делать преждевременную смерть, встречать её самому. Преждевременно. Оставляя следы горя везде, где ступают такие вот форменные сапоги. Детям нужно покупать одежды про жизнь, а не про смерть.

Елена Кузнецова

Из-за военной формы ребёнок может ложно определять себя вопреки своим реальным качествам и характеру, предупредила психолог Гузель Махортова в беседе со «Снобом».

В идеале социальные маски отражают нашу Я-концепцию. Но когда на ребёнка с неокрепшей психикой надевают военную форму, да ещё в такой ажитации, которая свойственна празднику Победы, маска в лице униформы может способствовать формированию ложного Я.

Ребёнок может начать идентифицировать себя с воином, которым не является в силу своей природной индивидуальности. Это социум диктует, кем ему быть, с какой социальной ролью себя идентифицировать.

Гузель Махортова

Кандидат психологических наук Сергей Вайсман в разговоре со Znak.com отметил, что ребёнок воспринимает военную форму как карнавальный костюм, а не память о победе.

Когда взрослый человек надевает форму, он может ассоциировать себя с событиями, которые были, с памятью. Когда это делает ребенок, он вживается в эту роль. У детей, с точки зрения психологии, основная функция мышления — игровая деятельность, поэтому получается, что для детей это игра в войну. Для ребёнка форма — это милитаризация сознания, которая пропагандирует войну, говорит, что война — это круто.

Сергей Вайсман

Читатели TJ

Перед Днём победы редакция TJ обратилась к читателям с просьбой рассказать, если их детей в саду или школе попросили нарядиться в военную форму к 9 мая. По просьбе некоторых авторов редакция сохранила их анонимность.

У нас в детском саду детей фотографировали в военной форме к 9 мая. Никаких последствий, воспитатель отнёсся совершенно спокойно.

Группа состоит из 25 человек, но ходят обычно меньше. Согласились фотографироваться почти все, по крайней мере, в чатике в WhatsApp, кроме меня, никто не отказался.

Ярослава, Подмосковье

Я учусь в одной из школ Красногорска, в старшем классе. И у нас отбирали 16 человек для смотра песни и строя (к счастью, меня никогда не вовлекали в это безобразие). Маршируют все классы, начиная со второго.

Репетиции проходили вместо уроков, причём иногда даже вместо профильных. Это очень странно видеть, как маленькие дети, которые читают ещё по слогам, идут строем и поют военные песни. В прошлых годах было то же самое.

Только одна выбранная девочка смогла не принимать участия, так как уезжала на отдых с семьёй. Большинство сверстников воспринимают мероприятие как повод пропустить пару уроков. Некоторым это совсем не нравится, но отказаться они не могут, так как боятся испортить отношения с классным руководителем, что повлекло бы занижение оценок. А хороший аттестат хочется всем.

Мои родители в курсе, но ничего не предпринимают — считают, что если меня не вовлекают, то и ладно, а остальные пусть сами разбираются. Думаю, что другие учащиеся не рассказывают [своим родителям], так как не видят в этом смысла. Большинство родителей просто махнут на это рукой, мол, у них тоже такое было, а остальную часть даже слушать не будут, ведь у нас всё решает большинство.

От учителей слышала, что приказ о проведении смотра строя приходит с других, высших, инстанций, и сами учителя от этого не в восторге, но сделать ничего не могут.

анонимная читательница из Красногорска

У нас, в 25 километрах от Москвы, идёт перебор с военной тематикой, псевдопатриотизмом. В детском саду всех одевают и фотографируют в военной форме войны. И это детей 3-5 лет. В мои времена СССР нас также одевали, но в форму гусаров, мишек, лисичек и зайчиков — от этого веяло добром, романтикой и доблестью.

Не хочу никак понизить роль солдат и народа во время войны. Но это история тяжкого времени, трудностей и горя, сопряжённая с гордостью, отвагой. Это никак не для детей 3-5 лет.

анонимный читатель из Подмосковья

Сыну в частном детском саду сказали в обязательном порядке купить военную форму — советского образца или современную — к утреннику, посвящённому 9 мая. Я категорически против того, чтобы мои дети «наряжались» в военную форму, потому что это отсылка к детям, у которых война отняла игры, детство, нормальную жизнь.

Бабушка моего мужа — одна из тех «детей войны». Можно сказать, что ей повезло: она не воевала, «всего лишь» изготавливала снаряды для фронта на бесконечных, выматывающих сменах в огромном холодном ангаре завода. А сколько детей, отдавших свои жизни на фронте? Носивших чужие гимнастёрки не по размеру и помогавших получать разведданные. Сейчас бабушке мужа почти 90 лет. Она, как и многие ветераны, не любит вспоминать военное время. Единственное, о чём она постоянно говорит: «Заклинаю вас, не допустите войны».

Всё, через что прошла она, да и каждый человек, прошедший сквозь те военные годы, было ради мирного неба над головой и спокойной жизни. Не ради того, чтобы видеть на улицах города людей с детьми в военной форме. Опять.

Ксения, Казахстан
* * *
Блок quiz недоступен

#скандалы #война #мнения