Новости
Mayya Gavasheli

«Ъ»: в Sukhoi Superjet 100 «Аэрофлота» попала молния, но критической ситуацию сделали сами лётчики

Экипаж начал «прижимать» борт к земле — этот манёвр и стал причиной катастрофы, считают эксперты.

Через 15 минут после вылета из Шереметьево в борт «Аэрофлота» SU-1492, направлявшийся в Мурманск, попал грозовой разряд, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на близкий к расследованию источник. По версии экспертов, сложившаяся ситуация была не опасна для пассажиров и экипажа, но лётчики сделали её критической. Теперь следствие должно установить, кто именно совершил опасные действия перед приземлением.

  • Молния попала в нос самолёта, оставив на поверхности «характерную закопчённую отметину». На поражение молнией среагировала грозовая защита SSJ 100 и отключила генераторы самолёта, перевела электроснабжение потребителей на аккумуляторные батареи (режим EEC), говорят эксперты;
  • Из-за перехода на аварийное электропитание включился режим прямого управления полётом (Direct Mode) — бортовой компьютер перестал корректировать возможные ошибки пилотов и страховать борт от выхода на запредельные углы крена, роста приборной скорости и перегрузок, а также опасности сваливания;
  • На борту возникла нештатная ситуация. В руководстве по лётной эксплуатации и методических рекомендациях режим EEC называется аварийным, но не чрезвычайным. При его включении производитель не требует немедленной посадки, однако рекомендует лётчикам поторопиться;
  • По словам производителя, в этом режиме самолёт может находиться в воздухе «достаточное время», чтобы приземлиться или уйти на второй круг для повторного захода. Он также не требует подачи сигнала бедствия May Day — пилотам надо лишь подать сигнал Pan Pan, который подразумевает, что опасности для жизни и здоровья людей на борту нет. Сигналом для выдвижения аварийных служб к ВПП является May Day — экипаж «Суперджета» не подавал его, поэтому на полосе его не встретили пожарные;
  • Режим Direct Mode считается почти штатным — в нём можно продолжать полёт или совершать посадку, исключив резкие манёвры, разгон на скорость выше 520 километров в час, а также отключить автомат тяги. В такой ситуации производитель рекомендовал совершать посадку плавно, с вертикальной скоростью в момент касания не более 1,8 метров в секунду, чтобы исключить поломку стоек шасси;
  • Пилотам SSJ 100 Денису Евдокимову и Максиму Кузнецову удалось со второй попытки выполнить заход на посадку с соблюдением всех требований, но им пришлось управлять самолётом в ручном режиме с отключённым автопилотом и автоматом тяги;
  • Предположительно, из-за этого они перелетели расчётную точку приземления в начале ВПП — в середине полосы самолёт ещё не коснулся её колёсами, и экипаж начал «прижимать» борт к земле. Перед приземлением лётчики резко увеличили режим работы двигателей и одновременно опустили нос самолёта. Именно этот манёвр стал причиной катастрофы, считают эксперты;
  • SSJ 100 сел с существенно завышенными приборной и вертикальной скоростями и приземлился «на три точки». Сжавшаяся передняя стойка шасси подбросила его вверх и обеспечила серию ещё более мощных отскоков от полосы. Второй удар создал самолету динамическую перегрузку около 5G, при том, что нагрузка 3,75G является предельной для воздушного судна этого типа. Крылья остались целы, но задние стойки шасси продавили топливные баки, из-за чего вытек керосин и произошёл пожар. Нормативные документы по SSJ предписывают лётчикам уже после первого отскока прекратить посадку и начинать экстренный взлёт.

#новости #пожарсуперджета