Мнения
Mikhail Temnov vs fascism

Про депрессивную псевдо-оппозиционную повестку и её вред

Мы все давно привыкли к шизо-шоу на федеральных каналах. Давно не удивляемся засилью прокремлёвского говна в даже неподконтрольных властям социальных сетях. Машинально пропускаем мимо глаз различные медиапомойки навроде «ФАН» и «LifeNews». Всё это — явная пропаганда. Однако есть ещё и неявная. И речь даже не о Тёме Лебедеве или Сёме Слепакове. Речь о том, что с первого взгляда может даже показаться про-оппозиционным...

Начнём с констатации того, что пропаганда может быть представлена в разнообразных формах и направлена на различные виды целевой аудитории. Упомянутые выше телешоу направлены на окучивание скудоумных пенсионеров с недостатком критического мышления и приобретённой в счастливом советском детстве привычкой верить телевизору (или же на приравненных к ним лиц).

Артём Шейнин и субстанция, которой он поит аудиторию Первый (к)анал

Прокремлёвское говно в соцсетях — на тех, кто познал радость интернета, но при этом не признаёт альтернативные источники информации, а несогласных с происходящим нарекает иностранными агентами и пятой колонной.

Всякая мерзость навроде «ФАН» и «LifeNews» — на таких же неразборчивых граждан, которые вполне могут допустить, что по зомбоящику иногда лукавят, но при этом жадно пожирают аналогичную телеконтенту гадость из пригожинских или сурковских источников.

Так вот. Может показаться, что вся эта мерзость ставит перед собой одну цель: подчинить сознание доверчивого обывателя мысли о том, что Владим Владимыч — красавчик и всё делает правильно. Вот только это не совсем так.

Ребёнок, которого нельзя втягивать в политику, исполняет хитяру «Владимир Путин — молодец!» Автор песни — тамада из Татарстана, который в 2019 году всё же отрёкся от Путина

Ситуация в стране далека от обстановки того же самого 2012 года, когда протестное движение едва ли не впервые показало массовость и стало реальной угрозой для кремлёвских геронтократов.

Тогда протестующих можно было просто обозвать хипстотой, вышедшей на улицы от скуки, и обвинить в отсутствии поддержки всего движа у населения — а уж тем более обывателей из отдалённых регионов. Тогда можно было похвастаться вполне благоприятной экономической ситуацией: доллар по 30, никаких санкций, стабильный рост ВВП. Тогда репрессии не носили массового и бессистемного характера, а законы лишь начинали ужесточаться. Про дворец Путина знали разве что местные экологи, а «домик для уточки» ассоциировался в общественном сознании разве что с непосредственно строением для птиц из семейства утиных. В конце концов, страна не была в международной изоляции.

Тогда действительно можно было агитировать за абстрактный «план Путина» и склонять несознательного обывателя к поддержке президента. Ведь он страну поднял, не предал, да и вообще: кто, если не Путин? Однако за эти годы произошло много интересного:

  • «возвращение Крыма в родную гавань», которое дало президенту кратковременный всплеск поддержки, но рассорило страну с внешним миром и способствовало ухудшению ситуации в экономике;
  • война в Донбассе, которую Россия как минимум поддержала, а как максимум — развязала;
  • заморозка пенсионных накоплений и пенсионная реформа, прямо коснувшаяся многих из тех, кого можно отнести к «ядерному электорату»;
  • продолжительное падение реальных доходов населения;
  • многочисленные последовательные атаки на права и свободы граждан России;
  • переписывание Конституции для обнуления сроков Путина по классическому пост-совковому сценарию;
  • возобновление протестной активности после затишья 2013—2016 годов, расширение географии протеста до масштабов всей страны;
  • появление популярных гражданских организаций, блогов/каналов и СМИ ярко выраженной оппозиционной направленности.

Все эти события и явления пропаганда, конечно, пытается представить в выгодном для режима свете, однако даже не самый сознательный житель страны уже давно может задать себе банальный вопрос: «Раз Путин делает всё правильно, то почему всё дорожает и падает в качестве?»

Поэтому о «хорошем Путине» говорят уже не так часто. Гораздо активнее пропаганда мочит оппозицию и пытается дискредитировать тех, кто ей сочувствует. Пытается натолкнуть на мысль о том, что даже если Путин не шибко хорош, то хвалёная оппозиция в два раза хуже. Об этом я писал в прошлое воскресенье.

Принцип сегодняшней кремлёвской повестки можно сформулировать следующим образом:

Пусть люди не поддерживают Путина. Главное — чтобы не поддерживали оппозицию.

Акценты сместились, потому что сейчас режим волнует не падение поддержки дяди Вовы, а рост поддержки оппозиции. Падение рейтинга текущего президента всерьёз волновало бы его приспешников, только если бы система являлась поистине демократической — с честными выборами и конкурентной борьбой кандидатов. В условиях, когда можно невозбранно переписать под себя основной закон, рейтинг имеет чисто косметическое значение. А вот нарастание массы людей, которые готовы поддержать оппозицию в борьбе с воровской властью, — это уже актуальная для этой самой власти проблема.

* * *

Как можно погасить протестные настроения и нейтрализовать (запомните это слово) сочувствующих оппозиции граждан? Решить волнующие народ проблемы система неспособна, так как многие из этих проблем и обеспечивают существование системы. Запугать народ и репрессировать особо активных деятелей — это пожалуйста, но едва ли это хоть как-то гасит протестный потенциал. Подкупить — разве что отдельно взятых лидеров движухи, но никак не миллионы несогласных.

Тут-то и приходит на помощь депрессивная повестка. Если угодно, депрессивная оппозиционная повестка.

Что есть «депрессивная оппозиционная повестка»? Вот есть повестка кремлёвская: «защитим страну от развала, дадим национальному лидеру все полномочия, задавим иностранных агентов, не дадим в обиду ветеранов и память о войне». Есть оппозиционная: «вскроем все косяки власти, разоблачим пропаганду, будем бороться за смену власти и демократические ценности». А есть оппозиционная депрессивная: «да, в стране всё плохо, но несогласных всего 2 процента, бороться бессмысленно, пора валить».

Именно такая повестка способна нейтрализовать и демотивировать— то есть отвадить от активных действий — тех, кто способен на хоть какую-то оппозиционную деятельность, будь то выход на митинг или пожертвование в адрес ФБК. Внушить людям, что их борьба обречена, а лучший выход — уехать из страны или хотя бы не выходить на улицы, подставляясь под дубины. Она не склоняет на сторону Путина, а лишь неявно нейтрализует тех, кто потенциально может так или иначе помогать оппозиции.

И вот это, на мой скромный взгляд, крайне опасная штука.

* * *

В основном вышеописанная повестка транслируется в Твиттере. Возможно, что-то подобное существует на других площадках и в иных формах, но сегодня речь пойдёт именно о синенькой соцсети с левым уклоном.

В Твиттере, бесспорно, представлен весь спектр политических взглядов: от ядерно-квасных запутинцев до ультралибералов-западников русофобской направленности. Но мейнстримом — по крайней мере, в российском сегменте — там безусловно является оппозиционная повестка.

Существуют мастодонты оппозиционно-политического Твиттера: Навальный, Ройзман, Яшин. Существуют их сторонники и соратники рангом пониже. А есть и совершенно не связанные с оппозиционными политиками странички, имеющие ярко выраженную оппозиционную направленность.

Это может быть кто угодно: блогеры, обычные люди, писатели, публицисты, общественные деятели или даже абсолютные анонимы. И интерес для нас представляют прежде всего последние — анонимные деятели с заметной аудиторией, чуть ли не ежедневно публикующие твиты на злободневные темы.

Если абстрагироваться от конкретики, то общая картина наблюдается следующая: данные твиттер-деятели постоянно поддерживают антипутинскую/оппозиционную повестку, причём практически всегда в желчно-саркастической чернушной форме.

При этом периодически эти ребята продвигают опасные тезисы о том, что бороться надо либо с коктейлем наперевес либо вообще никак.

Либо классическое «не нравится — валите в США», но в несколько иной форме.

Интересный момент здесь уже достаточно давно обнаружил исследователь интернет-пропаганды под ником 4 the masses: часть аккаунтов подобного рода в нужные моменты чуть ли не одновременно атаковала стратегию «Умного голосования» Навального.

Ещё сетка таких аккаунтов в определённый момент стала как по указке мочить кандидата в президенты Украины Зеленского. При этом, как отмечает 4tm, общественного спроса на такую повестку в тот момент явно не наблюдалось.

Но главное доказательство нечистоплотности исследуемых аккаунтов — их скоординированные атаки на российскую оппозицию. При, казалось бы, явной антипутинской и про-оппозиционной направленности оных.

* * *

Резюмируем:

  • в Твиттере существуют относительно популярные в оппозиционных кругах аккаунты, преимущественно транслирующие оппозиционную/антипутинскую повестку;
  • эти аккаунты практически ежедневно в токсично-саркастичной форме комментируют актуальные новости (чаще — именно российские);
  • в некоторых из них лейтмотивом проходит тезис о том, что мирная борьба с режимом малоэффективна или вовсе бесполезна;
  • некоторые из подобных аккаунтов были замечены в практически одновременной атаке на стратегию «Умного голосования», причём её дискредитация время от времени продолжается;
  • некоторые из подобных аккаунтов открыто нападают на российскую оппозицию в целом или её отдельных представителей, а также обесценивают или дискредитируют их действия;
  • некоторые из подобных аккаунтов были замечены в атаке на Владимира Зеленского перед выборами президента Украины в 2019 году.

Я не утверждаю, что данные аккаунты специально созданы около-кремлёвскими деятелями и раскручены как оппозиционные, чтобы на постоянной основе транслировать негатив, вызывая у читателя чувство безысходности и бессмысленности борьбы, и в нужный момент публиковать вбросы на заданную тему. Тем не менее, возникает серьёзный вопрос:

Почему якобы оппозиционные Твиттер-аккаунты периодически мочат оппозиционных деятелей? Кто и зачем их ведёт?

Вместе с тем я с уверенностью заявляю, что около-кремлёвские деятели являются как минимум бенефициарами всей этой движухи, так как под её влиянием оппозиционно настроенные граждане вполне способны потерять веру в свои силы и отказаться от «бесперспективной», как им постоянно рассказывают нечистоплотные циники, борьбы.

Уже упомянутый выше 4tm называет поведение описанных аккаунтов «индуцированием депрессии». Индуцирование в нашем случае — постоянное транслирование депрессивной повестки, её навязывание читателю.

Всё плохо, бороться бесполезно, нас меньшинство, лучше спасать свой зад на тракторе, Навальный — второй Путин, оппозиция страдает хернёй вместо вооружённого восстания.

Примерный набор тезисов, неявно проталкиваемых псевдо-оппозиционными аккаунтами
* * *

Какие выводы я рекомендую из этого сделать:

  • не проявлять слепого доверия к Твиттер-аккаунтам и подобным им сомнительным источникам информации лишь на основании того, что те транслируют с виду оппозиционную повестку;
  • не забивать ленту в соцсетях потоком чернушного циничного негатива;
  • не впадать в депрессию, забивая голову негативом;
  • не обесценивать старания гражданских активистов и оппозиционных политиков;
  • трезво оценивать ситуацию и не преуменьшать свои силы.

Читайте проверенные источники с хорошей репутацией. Даже если источник долгое время публикует материалы оппозиционной направленности — это не значит, что он однажды не устроит постановочный скандал и на поверку окажется далеко не тем, за кого себя выдаёт. Так в прошлом году произошло с «оппозиционным» блогером Петром Баталовым, который сообщил об угрозах в свой адрес и блокировке счетов, но довольно скоро был разоблачён и оказался злостным неплательщиком коммунальных услуг, а в прошлом — организатором митинга в поддержку Владимира Путина.

И главное — соблюдайте информационную гигиену. Это очень важно.