• ПопулярноеПоп.
  • Свежее
  • За неделю
  • Твиты

Сериал недели: «Мистер Робот»

24 июня на американском кабельном канале USA стартовал сериал «Мистер Робот» (несколькими неделями раньше его выложили на сайте канала, чтобы подстегнуть интерес). Шоу с банальной на первый взгляд завязкой про хакеров, сражающихся с глобальной корпорацией, практически сразу получило от СМИ статус «современной классики», заработало крайне высокий пользовательский рейтинг на IMDB и было продлено на второй сезон ещё до выхода в эфир второй серии. Шеф-редактор TJ посмотрел первый эпизод новинки и присоединился к хору её обожателей.

Поделиться

Кабельный канал USA Network, принадлежащий NBC Universal, нечасто создаёт мировые сенсации. Его самые известные шоу вроде «Белого воротничка» (White Collar) едва ли можно назвать обязательными к просмотру: скорее приятным дополнением к портфолио заядлого сериаломана.

Однако «Мистер Робот» (Mr. Robot) — работа совершенно другого калибра. Такую у себя с радостью приютил бы даже HBO.

Начать разговор о качественном прорыве USA следует с неизбежного сравнения: минут через пятнадцать после начала зрителя словно током бъёт осознание «Да это же "Декстер" про хакеров!». После этого шоу начинает казаться знакомым и уютным.

Главный герой «Робота» — нью-йоркский социопат Эллиот Алдерсон, трудящийся в качестве специалиста по компьютерной безопасности в крупной охранной фирме. Как и Декстер, свою работу он не любит и использует в качестве прикрытия, чтобы выглядеть нормальным членом общества. Эллиот предпочитает сокращать общение с людьми до минимума, плохо понимая значение секса и отношений. Единственная его связь с человечеством — это подруга детства, которую он по привычке оберегает, и личный психолог.

Подобно Декстеру Эллиот общается со зрителем с помощью закадрового голоса, и базовое обаяние сериала строится на разнице между тем, что он говорит и тем, что на самом деле думает. Например, главный герой терпеть не может бойфренда своей единственной подруги, но не отпугивает его, потому что знает, что после него может прийти кто-то похуже. А в эпизодах с участием психолога по его внутренним монологам становится понятно, что Эллиот нужнее своему терапевту, чем терапевт ему: во время сеансов он думает над тем, как решить её проблемы, а не свои.

На одном из таких визитов Алдерсон (у себя в голове) произносит мощный манифест о том, что современное общество строит себе ложных кумиров (например, Стив Джобс, «пользовавшийся детским трудом»), погрязло в консьюмеризме и хочет только одного — забыться, отвлечься от реальности. У авторов «Робота» оказывается достаточно такта, чтобы дать Эллиоту понимание: построенная им картина мира банальна. Но банальна в той же мере, что и любая другая истина.

Понимая, что никогда не сможет изменить ситуацию, главный герой придерживается политики малых добрых дел. В свободное от работы время он пользуется своими хакерскими способностями, выступая в качестве этакого vigilante — народного мстителя, который находит какого-нибудь продавца детского порно и сдаёт его полиции. Эллиот мог бы заниматься шантажом и быстро разбогатеть, но ему не нужны деньги: он бежит от них как от огня, втайне наблюдая за тем, как растут долги по кредитам его знакомых.

Из неприязни Эллиота к консьюмеризму вырастает и основной сюжет сериала: он знакомится с таинственной хакерской группировкой во главе с неким Mr. Robot (его играет изрядно постаревший Кристиан Слейтер), которая поставила перед собой задачу взломать гигантскую корпорацию, тем самым перезагрузив глобальную финансовую систему и стерев долги всех людей.

Несмотря на такое нарочито комиксовое устройство мира, тема хакерства в сериале показана с уважением к предмету. Герои не просто так бросаются словами вроде «Tor», «Linux» и «Gnome»: сценаристы понимают, о чём говорят.

Даже сцена мощной DDoS-атаки в «Роботе» выглядит не как простой стук по клавиатуре с напряжённым лицом, а как ночной перелёт в дата-центр. Портал PCMag попросил посмотреть первую серию специалиста из антивирусной компании Avast, и тот похвалил шоу за реалистичность, так что оно не должно вызывать отвращения даже у близких к вопросу людей.

«Мистер Робот» — безусловно сериал не для всех, и объяснить, чем он так «торкает», довольно сложно. Возможно, это по-настоящему умные монологи главного героя, возможно приятный и спокойный голос актёра Рами Малика, который, судя по всему, нашёл главную роль в своей жизни, возможно, тягучая атмосфера с минималистичной электронной музыкой в стиле восьмидесятых, возможно, умение авторов увлекательно и правдоподобно рассказывать о людских судьбах с помощью их страничек на Фейсбуке и заказов на eBay.

Учитывая историю USA, «Мистер Робот» имеет все шансы стремительно сдуться, потерять своё кинематографическое качество режиссуры и превратиться в фарс, но пока что он служит живым доказательством того, что из приевшихся составляющих можно сделать нечто по-настоящему свежее, если подойти к вопросу с умом. Ещё пару недель назад все думали, что снять хороший сериал про хакеров — невыполнимая задача, а уже сегодня у зрителей есть как минимум такой один.

Я — заляпанная клавиатура Эллиота,
Вадим Елистратов,
TJ

Поделиться

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

3 лучших комментария

Судить по одному эпизоду - это уж как-то очень опрометчиво. Тем более присваивать всякие-там статусы «современной классики». Это смешно просто. Даже полный первый сезон не будет показателем. История знает примеры, когда вторые сезоны оказывались и полным провалом и новым дыханием для сериала. А уж ставит диагноз по пилоту... Тем более это USA. Мой прогноз: 9 к 1 что сольют в унылый процедуал еще до конца сезона

33

Всё-таки ГГ не социопат, а социофоб, и в этом его большое отличие от Декстера. Декстер свои тараканы тщательно скрывал всю жизнь и адаптировался, мимикрировал под окружающую действительность; весь сериал, собственно, и рассказывает как он пытается выйти из этого порочного круга, каждый раз закапывая себя всё глубже. Эллиот же хоть и пытается скрыть свои мысли и мотивы от других, но совершенно непригоден к социальному взаимодействию, неспособен этим путём добиваться своих целей.
Декстер - зрелая личность с конкретными целями;
Эллиот - мальчик, формирование личности которого нам и собираются показать, насколько я понял из первой серии.

13

Разве Декстеру не нравилась его профессия ?

8
67 комментариев доступны только владельцам аккаунта TJ+
Наверх