Разбор полётов: Пепперони на дроне

21 июня российская компания «Додо Пицца» заявила о первой коммерческой доставке пиццы с помощью дрона — о том, что ещё недавно казалось уделом далёкого будущего. TJournal разобрался, действительно ли первенство стоит за отечественной сетью пиццерий, и насколько близко на самом деле находится будущее с вездесущими дронами, приносящими еду и другие товары домой.

Поделиться

Что такого сделала «Додо Пицца»

21 июня сеть российских пиццерий «Додо Пицца» совместно с компанией «Коптер Экспресс» совершили доставку пиццы с помощью дрона. Случилось это в Сыктывкаре, республике Коми — там, где находится главный офис сети пиццерий (работает ещё в 15 городах России).

При помощи дрона компания доставила приготовленную пиццу прямо в общественный парк: прилетев на точку, управляемый удалённо дрон завис в воздухе и на тросе сбросил вниз коробку. За происходящим наблюдали десятки зрителей, снимавших видео на собственные смартфоны и камеры.

Однако на земле коробка была подобрана не клиентами, а агентом компании в специальной форме и защитной каске. Соединяясь с базой по рации, он контролировал спуск коробки на тросе, а затем при помощи мобильного приложения на iPad рассчитывался с клиентами — с кем картой, а с кем наличными.

Ролик выглядит странно: это совсем не то, что рисует воображение после фразы «доставка пиццы при помощи дрона». Почему коробку спустили вниз на верёвке, а не приземлились дроном на землю? Зачем там нужен был агент, если клиент может самостоятельно забрать коробку с пиццей и «отпустить» беспилотник на базу? Разве это первая доставка пиццы дроном в истории? Да и всё-таки 2014 год на дворе, почему это выглядит не так впечатляюще?

На эти вопросы есть разные ответы.

В своём официальном пресс-релизе представители «Додо Пицца» упирают на то, что это первая коммерческая доставка пиццы с помощью роботов в истории — то есть такая, при которой пиццерия заработала реальные деньги на живых клиентах. От предыдущих случаев доставки пиццы дронами гендиректор «Додо Пицца» Фёдор Овчинников отмахнулся.

Эксперименты с коптерами американской Domino's Pizza и индийской пиццерии — это постановочные рекламные ролики, не имеющие ничего общего с реальной доставкой.Фёдор Овчинников, основатель и гендиректор «Додо Пицца»

Свою инновационность «Додо Пицца» объясняет оригинальной бизнес-моделью: пиццу отправляют не по предварительному заказу клиента, а выбрав точку массового скопления людей — университеты, пляжи и парки. Летящий коптер и агент в фирменной спецовке, принимающий парящую по воздуху коробку, создают эффект шоу в реальном времени, и это привлекает клиентов, утверждает компания.

Парящие дроны с пиццей стали совместным проектом «Додо Пицца» и компании «Коптер Экспресс». Последняя занималась технологиями: инженеры создали опускающее устройство, специальную аэросумку с открывающимися дверцами и систему крепления коробки с пиццей.

За первый день работы доставки дронами «Додо Пицца» выполнила 6 заказов на общую сумму 3270 рублей.

Примечательно, что некоторые издания сконцентрировались на совершенно других возможностях доставки «Додо Пицца», которые пока только планируются: якобы заказ можно будет сделать по телефону, а пиццу доставят по адресу на дом, определив выход хозяина на улицу при помощи встроенной веб-камеры.

Индийская пиццерия в центре скандала

Эрудированный читатель заметит: «Это далеко не первая доставка пиццы дроном!» — и будет прав. 11 мая подобный PR-трюк проделала индийская Francesco's Pizzeria в Мумбае: компания успешно доставила «заказ» при помощи удалённо управляемого дрона на расстояние в 1,5 километра. Это заняло всего 10 минут, хотя обычная доставка пиццы в таких населённых городах, как Мумбаи, будет длиться не менее получаса.

Дрон доставил пиццу прямо в руки «клиенту», находившемуся на открытой площадке крыши 21-этажного здания. Пиццерия опубликовала впечатляющий промо-ролик, демонстрирующий, как дрон начинает свой полёт в считанных метрах от печи, в которой и приготовили пиццу.

Слова «заказ» и «клиент» находятся в кавычках потому, что на самом деле ролик был постановочным. «Клиент» оказался другом гендиректора Francesco's Pizzeria Михеля Раджани (Mikhel Rajani), так что по сраведливости произошедшее нельзя назвать коммерческой доставкой, отмечает издание Times of India.

Более того, коммерческая доставка при помощи дронов в Индии вообще запрещена. Полиция Мумбаи потребовала от компании предъявить разрешение от ведомства гражданской авиации на полёт над такими высокими объектами, сообщает агентство PTI. Как заверил публику Раджани, это был всего лишь тестовый полёт.

По словам представителей компании, они постарались соблюсти закон: дрон летел на разрешенной высоте 80-150 метров, а также не оказывался над зонами повышенной безопасности. В Индии дроны в основном используются для съёмок фильмов, но во Francesco's Pizzeria надеются, что в следующие 4-5 лет правила станут более свободными.

Эффект Domino's

Ещё одним запоминающимся случаем доставки пиццы с помощью дрона, о котором упомянул Овчинников, является история от американской сети Domino's Pizza. В начале июня 2013-го компания продемонстрировала доставку пиццы при помощи квадрокоптера и фирменной сумки компании.

Из видео становится понятно, что квадрокоптер также управляется живым человеком (а не автоматизированной системой на основе GPS и данных с камер, как хотелось бы): беспилотник ловко облетает деревья, лавируя на разной высоте, и приносит пиццу прямо в руки клиенту.

Однако видео являлось всего лишь концептом, разработанным внутри британского рекламного агентства. «Не стоит ожидать доставку горячей пиццы к вашей двери при помощи дрона в обозримом будущем», — отмечали аналитики телеканала CNN. Проблема заключалась в том, что коммерческая доставка дронами в США была запрещена законом.

Проба почвы, как оказалось, была сделана ещё в мае 2012 года: тогда появился сервис TacoCopter, обещавший доставку тако при помощи беспилотных дронов и мобильного приложения. На гениальный маркетинговый ход «купились» многие издания, включая PCWorld и Cult of Mac, однако стартап оказался всего лишь концептом.

Как выяснило издание Wired, проект был придуман выпускником MIT Старом Симпсоном (Star Simpson), некогда арестованным за ношение на своём теле фейковой бомбы, изготовленной из зелёных лампочек и компьютерных плат. По словам Симпсона, возможно, когда-нибудь в будущем такой проект и будет воплощён в реальность, однако по состоянию на 2012 год он был не реализуем. Для этого нужно было получить лицензию на использование дронов от Федерального управления гражданской авиации США (FAA), что было на тот момент практически невозможно.

Проблески света и Amazon

2 декабря 2013 года о своём начинании с дронами торжественно объявила компания Amazon. Новый сервис Amazon Prime Air, как утверждалось, позволит покупателям получать товары уже через полчаса после заказа, а доставлять их будут специальным образом устроенные дроны.

Компания признала, что сервис пока находится на стадии разработки и предварительного тестирования, а его реализация возможна только в том случае, если FAA смягчит регулирование этой сферы. Согласно оптимистичному прогнозу, Конгресс США обещал решить этот вопрос к сентябрю 2015 года.

Тогда Amazon подвергли обструкции все, кто только мог. У дрона Amazon появился пародийный аккаунт в Твиттере, а остальные занялись сочинением шуток и рисованием фотожаб, обыгрывая неуклюжесть беспилотников и просчитывая то, как изменится внешний вид привычного городского ландшафта с запуском в воздух сотен квадрокоптеров.

Глава eBay Джон Донахью назвал планы Amazon нереализуемыми «далёкими фантазиями», подчеркнув, что в eBay занимаются тем, что улучшит жизнь клиентов уже сегодня. Представители сервиса просмотра видео Netflix, который в 2014 году всё ещё занимается доставкой DVD, обсмеяли планы Amazon в пародийном ролике.

Тем не менее, позже критикам пришлось посыпать головы пеплом. Ещё в конце февраля FAA жёстко отзывалось о необходимости получения разрешения на коммерческие запуски беспилотников, и разрешало их свободное использование только в личных целях и для демонстрации возможностей.

Однако уже в начале марта Нацсовет по безопасности на траспорте США (NTSB) отклонил иск FAA к одному из владельцев квадрокоптера: его хотели оштрафовать на 10 тысяч долларов за то, что он использовал дрон для съёмок рекламного ролика. Своим решением NTSB дал понять: FAA не вправе штрафовать за коммерческое использование дронов, что развязало руки многим испытателям и компаниям.

В апреле Amazon запустила ещё один сервис — небольшое устройство Amazon Dash для заказа продуктов и товаров из дома без использования компьютеров. А уже в июне FAA разрешило первый полёт коммерческого дрона в США — им оказался квадрокоптер компании BP.

Так что же наши

В феврале газета «Коммерсантъ» рассказывала о случае в Ульяновске: неизвестный беспилотник якобы промчался над городом на скорости 500 километров в час, заставив некоторые воздушные судна изменить курс, а затем скрылся с радаров. Тогда начальник ульяновского центра организации воздушного движения Николай Белов заявил, что «подобное появление воздушного судна в зоне С несет серьезную угрозу безопасности полетов и наказывается как в административном, так и в уголовном порядке».

На самом деле, российское законодательство в теории разрешает полёт беспилотных аппаратов. В постановлении правительства РФ о правилах использования воздушного пространства есть соответствующая статья №52.

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов А, С и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.

Использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом осуществляется посредством установления временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений в интересах пользователей воздушного пространства, организующих полеты беспилотным летательным аппаратом.

Проще говоря, если для беспилотника создать «зелёный коридор», в котором гарантированно не окажется других летательных средств, можно считать, что требования к его эксплуатации соблюдены. Видимо, по этой причине «Додо Пицца» оградила зону приземления специальными лентами и снарядила своего агента защитным обмундированием.

Однако устраивать персональные «коридоры» при массовом использовании квадрокоптеров не представляется возможным, и что по этому поводу думает Росавиация, неизвестно. Основатель «Додо Пицца» Фёдор Овчинников в разговоре с TJournal признался, что на данный момент коммерческое использование дронов в РФ не определено: «Это не разрешено и не запрещено. Это пока дырка в законодательстве».

Реальных случаев доставки товаров дронами в России до сегодняшнего дня не было, но теоретически это легально.

Но даже при создании необходимых условий с юридической точки зрения, техническое оснащение дронов всё равно не даёт красивого решения, позволяющего доставлять пиццу полностью автоматически и без участия человека-посредника.

Пока дрон не может лететь на неизвестный адрес. Это слишком опасно. Могут быть радиопомехи, которые нарушат сигнал с базой, провода, также надо выбирать место посадки. Ещё один момент — это приём пиццы. Мы можем оставлять пиццу на земле — сейчас даже коробки специальные с ножками тестируем, но пока не придумали решения, как сделать так, чтобы пиццу забрал именно тот, кто её заказал, а не случайный прохожий. Вопросов очень много, мы пока нашли одну точно работающую модель.Фёдор Овчинников, основатель и гендиректор «Додо Пицца»

Фёдор Овчинников

Факт остаётся фактом: ни одна компания в мире сегодня не доставит пиццу от двери до двери — или от окна до окна — при помощи дрона. Не сегодня, но в обозримом будущем.

Интересно, а что чувствует пицца, летя над Землёй,
Никита Лихачёв,
TJournal

Поделиться

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter.

3 лучших комментария

Уже представляю как буду через пару лет так себе девушку заказывать, которую сделают на 3D принтере

6

в индийском варианте было бы круче, если бы свежеприготовленную пиццу прямо от печи доставлял бы дрон прямо здесь же распечатанный на 3D принтере

6

Квадрокоптер вместо этого

4
47 комментариев доступны только владельцам аккаунта TJ+
Наверх