Подкасты Konstantin Koloskov
427

Как запустить собственный независимый подкаст

Всем привет, меня зовут Костя, я продюсирую подкасты и решил поделиться своим опытом. Статья может быть интересна как новичкам, которые мечтают начать записываться, так и тем, кто уже занимается своим проектом.

В закладки

Вот уже почти год мы с моей подругой и коллегой Аней Ковалевой делаем подкаст "180 градусов" - берем интервью у людей, которые не боятся смело менять свою жизнь. Разговариваем с нашими героями о переменах, успехах и неудачах, поиске себя, своего предназначения и страхах, которые приходится преодолевать на этом нелегком пути. За это время наш подкаст послушали десятки тысяч людей, и мы регулярно получаем благодарные сообщения от тех, кто вдохновляется на новые свершения рассказанными нами историями. Также я продюсирую подкаст «Monday Фарш», в котором мы с друзьями обсуждаем актуальные новости в юмористическом ключе.

В последнее время мне все чаще задают вопрос: "Как запустить свой независимый подкаст?" - поэтому я решил поделиться своим опытом в этой статье и рассказать об основных моментах, связанных с запуском.

Замысел и тематика подкаста

Первое, что нужно сделать, — определиться с темой вашего будущего подкаста. Подумайте о том, что вам по-настоящему интересно, в каких сферах вы хорошо разбираетесь или хотите разобраться. Почему слушателю будет интересно слушать именно вас? Не заскучаете ли вы сами через десяток выпусков, и хватит ли вам мотивации заниматься этим и выпускать регулярный контент? Помните о том, что придется достаточно долго работать бесплатно.

Разобравшись с тематикой, вы неизбежно столкнетесь с вопросом: как лучше раскрыть выбранную тему? Какой формат выбрать? Я разделяю существующие аудио-форматы на три группы: «говорящие головы», нарратив и самостоятельное аудиопроизведение.

«Говорящие головы» — это шоу, построенные на обсуждении какой-то темы с неограниченным количеством людей. Под эту категорию попадают все аудио-блоги, интервью, ток-шоу, лекции. Главное, чтобы хотя бы один человек что-то говорил! Хороший пример - наш подкаст “180 градусов”, в котором мы с Аней Ковалевой берем интервью у вдохновляющих нас (и вас) людей. Приглашаем в студию интересных гостей, болтаем с ними о жизни в формате дружеской беседы и расспрашиваем о том, как найти себя и стать счастливее.

Отличительная черта любого нарратива – наличие сюжета. В процессе прослушивания в голове слушателя должна сложиться полноценная картина происходящего: так, слушатель оказывается полностью погружён в историю. Вы наверняка слышали про главный хит последнего времени — подкаст "Serial". Это самый настоящий детективный сериал, где вместо полицейских расследование ведет журналистка, а вместо вымышленного преступления — реальная история. Подробный нарратив, на протяжении которого автор обращается к различным источникам, комментариям и интервью, превращается в остросюжетную драму, от которой совершенно невозможно оторваться.

Самостоятельные аудиопроизведения — это радиоспектакли и аудиокниги. В моей классификации они попали в отдельную группу, так как в их основе лежит художественный вымысел, а не документальная составляющая.

Кайф создания собственного подкаста состоит в том, что можно не ограничиваться одним форматом: смело смешивайте разные форматы в рамках одного подкаста и не стесняйтесь экспериментировать.

Подготовка

Что касается подготовки, то это, в первую очередь, работа над сценарием. По опыту моего подкаста «Monday Фарш», могу смело сказать, что наличие осмысленной структуры выпуска значительно облегчает жизнь: становится проще сформировать план записей в части локаций, действующих лиц и звуковых эффектов; появляется возможность оперативной замены неудавшихся элементов. В подкасте “180 градусов” мы с Аней тоже тщательно готовимся к каждому интервью – стараемся все узнать о герое, читаем и смотрим все интервью, просматриваем социальные сети.

Оборудование

На уровне практикующего подкастера обрисую разные варианты, которые можно без труда реализовать с не очень большим бюджетом. Прежде, чем ступить на землю раздора мнений по поводу оборудования, оговорюсь: многие вещи можно вытянуть на стадии монтажа, но желательно изначально ответственно подойти к записи качественной аудиодорожки. При этом на качество записи стоимость аппаратуры не влияет критически, во многом оно зависит от внешних факторов и условий, в которых записывается звук.

Самый простой и бюджетный вариант: записывать свой голос и/или голос собеседника на смартфон, используя внешние микрофоны, которые подсоединяются через разъём для наушников. От себя хочу добавить, что использовать встроенный микрофон можно, но лучше это делать только в экстренных ситуациях, когда под рукой больше ничего нет. На рынке много альтернатив, но самые ходовые опции — это Boya-M1, RODE Smartlav+ и Audio-Technica ATR 3350IS. Это так называемые петличные микрофоны: крепятся на одежду поближе к источнику звука, стоят до 4–5 тыс. руб., выдают довольно среднее качество звука. За адекватную цену подкастер получает мобильность (не нужно с собой носить тяжелую аппаратуру и можно оперативно записаться в любой точке земли), адекватную аудиодорожку и относительную свободу движений во время записи. Отличное решение ещё предлагают Boya и RODE: у них есть специальные комплекты с двумя петличками и адаптером под смартфон для проведения интервью. Они стоят дороже, но зато в руках сразу появляется инструмент для работы в поле.

Переходя на ступеньку повыше, предлагаю заменить смартфон на продвинутый диктофон (рекордер). Можно выделить двух лидеров: Zoom и Tascam. Мне нравится Zoom: Zoom H4n или Zoom H5 подойдут для записи двух человек и помогут воссоздать атмосферу записи. Например, интервью с Ильей Куснировичем (Bosco Fresh Fest) мы записывали в баре - в подкасте воссоздана атмосфера шумного пространства, это добавляет аутентичности. К рекордерам легко подключаются петлички, другие микрофоны, телефон (если нужно записать звонок), компьютер (для записи Skype) — при этом звук из каждого источника будет записан на отдельную аудиодорожку, что значительно упростит монтаж. Помимо этого, можно легко записать свой голос в высоком качестве, без использования дополнительных приборов. Стоимость такого улучшения составит где-то 15–23 тыс. рублей.

Я выбирал базовый набор аппаратуры, исходя из планов записывать до 4-х человек за раз. Поэтому изначально купил Zoom H6 — это более продвинутая модель описанных выше рекордеров с большим функционалом. Стоит порядка 30 тыс. рублей, но зато помогает справиться почти со всеми подкаст-задачами.

Петлички — это, конечно, классно, но они записывают слишком много внешнего шума, поэтому в людном месте они теряют свою привлекательность. На мой взгляд, для начинающих подкастеров идеально подходит микрофон Samson Q2U. Его фишка в том, что его можно подключать напрямую к компьютеру или к более профессиональному оборудованию через специальный разъём. У него отличное качество записи и, несмотря на то, что он снимает много окружающих звуков, с ним очень удобно работать. В связке с Zoom он становится прекрасным инструментом. Я купил в самом начале набор из микрофона, подставки, наушников и провода за 5 тыс. руб., до сих пор пользуюсь.

Что ещё нужно? Наушники. У меня они шли в комплекте с микрофоном, но можно использовать любые — лучше, конечно, большие лопухи, которые полностью закрывают уши. Почему это важно? В наушниках слышно все аспекты будущей аудиодорожки: свой голос, голос гостя, уровень внешнего шума, любые иные источники (о наличии которых можно даже не догадываться, если не мониторить процесс). Соответственно, плотно прилегающие наушники позволяют снизить вероятность получения бракованной записи.

Для базового набора подкастера этого вполне достаточно. Ни в коем случае не забывайте о батарейках/аккумуляторах. Все устройства разряжаются, причём происходит это в самый ответственный момент.

Запись

Что касается самого процесса записи, не забывайте о следующем:

- постарайтесь обеспечить запись отдельных аудиодорожек для каждого участника (это же касается звонков по Skype, в идеальных условиях собеседник запишет со своей стороны свой голос и пришлёт файл);

- нужно максимально подготовить помещение для записи (старые добрые ковры на стенах снижают уровень эха, забитые книжные полки тоже хорошо подойдут для этой цели, можно постелить что-то мягкое на пол, ещё можно найти маленькую, максимально изолированную от лишних шумов комнату);

- не забывайте про батарейки/зарядки и слушайте, что записываете

Монтаж

Это самый важный и самый сложный процесс. В моем случае монтаж каждого эпизода занимает очень много времени (порядка 5–6 часов на создание 40–50 минутного выпуска при изначальной записи в 1,5–2 часа). Накопившийся опыт и появление звукорежиссёра значительно упростили этот процесс, но монтаж всегда требует большого вовлечения.

Существуют много разных программ для монтажа — нужно найти ту, которая подходит именно вам. Я монтирую в родной для продукции Apple программе Garageband. Там очень простой интерфейс, всё интуитивно понятно, поэтому она идеально подходит для новичка. Для Windows есть даже более функциональное и, как мне кажется, уважаемое на рынке решение — это Audacity (можно бесплатно скачать с сайта разработчика). В YouTube и просто в интернете можно найти очень много обучающих материалов на все случаи жизни — такие обучалки очень выручают, когда появляется желание что-то усложнить на уровне монтажа. Если уже есть опыт работы с аудио, то можно настроиться на более сложные решения – Reaper, Logic, Adobe Audition, Pro Tools.

Наличие сценария значительно упрощает процесс монтажа, так как у вас сразу есть чёткое понимание, что за чем должно идти и какая мысль закреплена за каждым элементом. Переслушивая, фокусируешься на этих моментах и быстро отбраковываешь всё, что выбивается и не отвечает первоначальной цели. Во-вторых, я советую делать заметки во время записи, особенно, если это долгая беседа, а на выходе планируется получить долгую аудиодорожку. Этот подготовительный этап значительно сокращает процесс, так как упрощает навигацию среди кусков, которые надо точно вырезать, среди удачных и неудачных дублей, помогает быстрее искать спорные моменты и вообще служит прекрасным инструментом для работы со звукорежиссёром, которого, например, не было на записи. Надо начинать мыслить тайм-кодами (по сути временными интервалами), потому что разделение на смысловые блоки позволяет выжимать из них только самое нужное.

Много вопросов вызывает обработка звука. Здесь можно обратиться к звукорежиссёру, помощникам из интернета или сторонним сервисам. После монтажа я задаю стандартные параметры аудиодорожкам, сохраняю их в формате .wav, а потом прогоняю через платный сервис Auphonic (облачное решение для базовой настройки звука). Этот же сервис позволяет сжать изначальный файл в .mp3, задать главы подкасту, разместить обложку и добавить необходимые элементы: указать название, производителя, год, добавить всякие теги к файлу и прочее.

Размещение

Заветный выпуск готов, он лежит в уютной папочке на компьютере и ждёт своего часа. Чтобы слушатели могли получить к нему доступ, нужно его куда-то сохранить. Список хостингов (хранилищ аудиофайлов) довольно стандартный: Libsyn, Simplecast, Blubrry, Podbean, Anchor, Buzzsprout, Spreaker. Кто-то ещё вспомнит про Soundcloud и Podomatic. Первый не рекомендовали использовать в качестве хостинга ребята из Apple, а второй мне не понравился в ходе работы. Что касается всех остальных, то нужно помнить, что почти все они, кроме Anchor, платные. Оплачивается либо объём файлов, либо время – например, я оплатил 1 ГБ, поэтому могу залить на хостинг 10 файлов по 100 мегабайт и ещё немножно останется; или я оплатил 9 часов, поэтому могу сохранить 9 часовых выпусков. Все хостинги плюс/минус выдают одну и ту же статистику, дают один и тот же набор дополнительных функций, так что выбирать нужно под конкретные нужды и предпочтения.

Хостинги настроены таким образом, что они дают возможность плеерам подкастов забирать себе нужную информацию и отображать все данные у себя, включая возможность прослушивания лежащего в основе выпуска аудиофайла. Такие плееры как Apple Подкасты, Google Podcasts и Spotify требуют прохождения процедуры одобрения и допуска. Обычно это выглядит так: либо хостинг сам всё организует и тебе нужно нажать две кнопочки и какое-то время подождать; либо из хостинга копируешь RSS (уникальный идентификатор твоего подкаста, это неправильное описание, но зато составляет чёткое понимание природы этого термина) и вставляешь где-то на сайте плеера (все инструкции и требования обычно прописаны). Когда основные плееры одобрили подкаст, он появляется в поиске и его можно слушать. Плееры поменьше и попроще не потребуют сложной процедуры одобрения и будут показывать их всем желающим.

А что еще?

О твоём подкасте должны узнать люди, поэтому помимо работы над содержанием нужно задуматься о красивой обложке, отличном джингле, цепляющей подаче, уникальном стиле, каналах вещания о своей работе и ещё о куче других вещей.

Слава Богу, я делаю подкасты не один.

Если остались вопросы, подписывайтесь на TG, пишите там или в FB. Всегда рад обратной связи.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать
{ "author_name": "Konstantin Koloskov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 5, "favorites": 8, "is_advertisement": false, "subsite_label": "podcasts", "id": 105081, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 05 Jul 2019 15:02:57 +0300" }
{ "id": 105081, "author_id": 225123, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/105081\/get","add":"\/comments\/105081\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/105081"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 217979, "last_count_and_date": null }
Комментариев нет

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "i", "ps": "cndo", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "disable": true, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "clmf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byswn", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "cndo", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223677-0", "render_to": "inpage_VI-223677-0-130073047", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=cndo&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudv", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "ccydt", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "cndo", "p2": "fzvc" } } } ]
Действительно важные push-уведомления
Подписаться на push-уведомления