Новости
Александр Фаст

«Как об Cтену горох»: почему Израиль замораживает сотрудничество с ЮНЕСКО

Обновлено 12 октября 2017 года: Израиль объявил о выходе из ЮНЕСКО.

Западная стена на Храмовой горе в Иерусалиме

14 октября 2016 года израильское правительство сообщило о приостановке сотрудничества с ЮНЕСКО — подконтрольным ООН учреждением по вопросам образования, науки и культуры. Причиной этого решения стал опубликованный днём ранее проект резолюции, не признававший связь еврейского народа (т.е. около трёх четвертей населения Израиля) с расположенной в Иерусалиме Храмовой горой — главной святыней иудаизма.

Документ, предложенный представителями Египта и Палестинской национальной администрации, поддержали 24 из 58 членов исполнительного комитета ЮНЕСКО (в том числе Россия). Большая часть административного органа — 26 стран — воздержалась от голосования. Против инициативы выступили шесть государств: США, Великобритания, Литва, Нидерланды, Эстония и Германия.

В тексте резолюции, принятой ради «охраны культурного наследия Палестины и отличительного характера Восточного Иерусалима», говорится о «значении Старого города Иерусалима и его стен для трёх монотеистических религий». При этом в документе Храмовая гора обозначается исключительно исламским названием Харам Аль-Шариф («Благородное святилище»).

Сегодня на Храмовой горе в Иерусалиме находится третья по важности святыня ислама — «Купол скалы» (камень внутри неё во всех авраамических религиях называется «краеугольным») и главная на сегодня иудейская святыня — Западная стена разрушенного римлянами Храма, или Стена плача

Большинство тезисов резолюции сводятся к обвинениям Израиля в неправомерном использовании силы и ограничении доступа археологов и последователей ислама к Храмовой горе. В документе 15 раз упоминается, что Израиль оккупировал палестинские территории, к которым ЮНЕСКО относит и восточную часть Иерусалима.

Резолюция вызвала серьёзное возмущение среди израильских политиков. Лидер второго по величине политического объединения страны, блока «Сионистский лагерь» Ицхак Герцог уличил ЮНЕСКО в «наглом вранье» и попытках переписать историю. Эту же позицию заняла лидер другой, но уже светской и либеральной партии «Ха-Тнуа» («Движение») Ципи Ливни, которая обвинила структуру ООН в грубых нарушениях и разжигании конфликта.

К критике ЮНЕСКО присоединился и премьер-министр Израиля — лидер главенствующей в израильском парламенте национал-консервативной партии «Ликуд» («Консолидация») Биньямин Нетаньяху. Он сравнил Храмовую гору с другими историческими строениями, неотделимыми от национальных культур.

Утверждение, что еврейский народ не имеет отношения к Иерусалиму и Храмовой горе, так же абсурдно, как и утверждение, что Китай не имеет отношения к Великой китайской стене, а Египет — к пирамидам.

Биньямин Нетаньяху, премьер-министр Израиля

Между тем Набиль Абу Рудейна, пресс-секретарь президента Палестины Махмуда Аббаса, поддержал резолюцию ЮНЕСКО, указав на значимость подобных решений.

Это важное послание Израилю, который должен прекратить оккупацию и признать палестинское государство со столицей в Иерусалиме.

Набиль Абу Рудейна, пресс-секретарь президента Палестины

Причины конфликта Израиля, иудейского на государственном уровне, и в целом мусульманской Палестины лежат не только в разнице их религий, обе из которых заявляют свои исключительные права на Храмовую гору, но и их сравнительно недавней истории — в кровавом и жестоком 20-м веке.

Ещё в 1917 году Великобритания, которая тогда контролировала Ближний Восток, в знак признательности за еврейскую поддержку в Первой мировой войны приняла так называемую «декларацию Бальфура». Этот документ гарантировал создание «еврейского национального очага в Палестине».

Политические обещания британского правительства дали новый толчок начавшейся ещё в конце XIX века иммиграции еврейского населения («алия», буквально — «восхождение») на Ближний Восток, вызванной массовыми гонениями на евреев в Российской империи: согласно переписи 1897 года, там проживали более пяти миллионов иудеев.

Несмотря на принятые британцами ограничения на количество евреев, которым позволяли вернуться на Ближний Восток, третья алия приняла ранее невиданные масштабы: в течение нескольких лет на подмандатную территорию приехало около 90 тысяч человек — больше, чем когда-либо, и в два раза больше по сравнению с довоенной алиёй

В середине 1930-х годов еврейская иммиграция ещё больше усилилась из-за возросших в Европе антисемитских настроений и национальной политики нового германского правительства под руководством Адольфа Гитлера. В итоге еврейская доля населения в подконтрольной Великобритании Палестине к концу десятилетия увеличилась с 4 до 30%.

Иммигранты активно скупали земельные участки и приспосабливали их для сельскохозяйственных нужд, создавая большие коллективные хозяйства. Эти поселения жили согласно традиционным еврейским трудовым принципам, а потом неевреи не допускались до обработки земли.

Этот подход привёл к быстрорастущей безработице среди арабов. Ещё сильнее по ним ударил мировой финансовый кризис: существенное обесценивание ближневосточной продукции на мировых рынках в короткие сроки вызвало обнищание арабского населения региона.

Несмотря на то, что приехавшие на Ближний Восток евреи учреждали сельскохозяйственные банки для поддержки местного населения (в том числе и арабов), напряжение продолжало расти. Усугубляла положение и британская администрация, подавлявшая любые демонстрации.

В 1933 году в Яффе прошли столкновения между протестующими арабами и британской полицией. Погиблили 27 местных жителей и один полицейский. Арабские активисты призвали к новым протестам, в том числе семидневной забастовке на территории всего британского ближневосточного мандата

Восстания продолжались до конца 30-х годов и унесли жизни более пяти тысяч арабов, около 400 евреев и 200 британцев. В 1939 году Великобритания, предчувствуя приближение войны и желая навести порядок на контролируемых территориях, согласилась на требования протестующих.

Итогом стала «Белая книга» — проект документа, который не только должен был ограничить иммиграцию евреев на ближайшие пять лет, но и гарантировал создание двух независимых национальных государств.

Хотя решение не понравилось ни еврейскому населению, ни международным сионистским организациям, британский парламент всё же принял неоднозначный законопроект. Его не признала Лига Наций, в которой документ назвали несоответствующим условиям мандата на управление территорией, выданного Великобритании .

После Второй мировой войны арабо-еврейский вопрос передали наследнице Лиги Наций — ООН. Организация попыталась найти решение совместно с созданной незадолго до этого Лигой арабских государств (ЛАГ), но ЛАГ в одностороннем порядке прекратила сотрудничество с ООН по вопросу Палестины.

Генеральный секретарь ЛАГ Абдул Рахман Хассан Аззам заявил, что свою землю евреи смогут получить только в результате кровопролитной бойни.

Это будет война на уничтожение и молниеносная резня, о которых будут говорить наравне с нашествием монголов и крестовыми походами.

Абдул Рахман Хассан Аззам, генеральный секретарь Лиги арабских государств

На следующий день после воинственных заявлений Аззама еврейская организация «Хагана» («Оборона», позднее преобразована в Армию обороны Израиля) срочно призвала под свои знамёна всех юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет. «Под ружьё» встали примерно 35 тысяч человек, включая членов городских ополчений и молодёжных организаций.

4 декабря 1947 года отряд вооружённых арабов напал на одно из поселений к северо-востоку от Тель-Авива. Местные жители при поддержке подоспевших добровольцев отбили атаку, а перейдя в контрнаступление оружием взяли крупнейшие города на полагавшейся им территории.

Вскоре стало известно, что арабы снова планируют масштабное наступление сразу после ухода британских войск из Палестины — также, как и регулярные армии пяти арабских государств. Их задачей стало полное уничтожение зарождающегося еврейского государства.

За восемь часов до окончания действия британского мандата, члены Народного совета утвердили разработанную вспешке декларацию о создании независимого «еврейского государства на земле Израиля»

На следующий день после создания Государства Израиля началась война за его независимость. Армии пяти арабских республик, общая численность которых составляла около 50 тысяч человек, встретили отпор примерно 40 тысяч израильских солдат только что созданной Армии обороны Израиля (АОИ).

Противостояние, которое израильтяне называют «Войной за независимость», а арабы «Катастрофой», продолжалось больше года и стало самым кровопролитным в истории Израиля: около шести тысяч евреев и, по разным данным, от пяти до 15 тысяч арабов.

В ходе израильского контрнаступления удалось не только отбить наступление пяти арабских армий, но и захватить почти половину обещанных территорий. Главным завоеванием АОИ стала западная часть Иерусалима. Восточную часть города захватила и до 1967 года контролировала Иордания.

В восточной части Иерусалима находился местный Старый город, включащий Храмовую гору. Несмотря на подписанные в 1949 году соглашения, Иордания ограничила доступ израильтян в пределы Восточного Иерусалима и позднее объявила его своей второй столицей

Борьба за Иерусалим продолжилась в 1967-м — между арабскими государствами и Израилем снова вспыхнула война. Она получила название «Шестидневная», поскольку именно за шесть дней арабские войска потеряли большинство своих позиций, а также 15 тысяч солдат (против менее тысячи со стороны АОИ).

Город освободили и объединили на третий день войны. Ещё 13 лет потребовалось, чтобы израильский парламент принял закон о том, что «Иерусалим, единый и неделимый, есть столица Израиля».

ООН тогда назвала незамедлительно назвала объединение Иерусалима аннексией, а Израиль — страной-агрессором. Большинство государств перевели свои посольства из Иерусалима в Тель-Авив. Израиль же не отреагировал на обвинения — правительство и парламент еврейского государства остались в объединённой столице.

В 1999 году МИД Израиля заявил: «с 1004 года до нашей эры, когда царь Давид основал Иерусалим как столицу еврейской нации, в городе продолжалось постоянное еврейское присутствие, равно как и духовная привязанность к нему [изгнанных с Ближнего Востока евреев]».

По данным опроса 2011 года, 66% израильтян выступают против какого-либо разделения Иерусалима, в особенности — его передачи Палестинской национальной автономии. 91% респондентов назвал Иерусалим исторической и духовной столицей еврейского народа.

#политика #израиль #золотойфонд