Новости
Никита Лихачёв

Изоляция либералов: в чём заключается новая повестка после выборов-2018

Диванная аналитика от главного редактора TJ.

Путин на митинге 18 марта после победы на выборах (по предварительным результатам). Фото пресс-службы Кремля

Сразу попрошу прощения у читателей за то, что нет настроения писать долгие красивые подводки о том, чем стали выборы президента РФ в воскресенье 18 марта. Ни у кого никаких иллюзий по поводу результатов не было, и неожиданностью они не стали. Но лично для меня интересно зафиксировать следующее наблюдение: главный вывод по выборам делается не из голосов за Путина, а из голосов за «оппозиционных либеральных кандидатов».

Главная интрига периода с сентября 2017 года заключалась в том, кто будет представлять оппозиционную элиту на этих выборах. Именно поэтому таким резонансом стало выдвижение Ксении Собчак: в понимании Алексея Навального, которое он озвучил на дебатах в эфире «Навальный Live», всё это было частью одной грандиозной махинации по фальсификации выборов. Речь не шла о количестве голосов: в восприятии Навального проблема в том, что Собчак не являлась настоящим оппозиционным кандидатом, а лишь играла роль карикатурного либерала — как и другие представители «системной оппозиции».

Можно по-разному относиться к противостоянию Навального и Собчак, но давайте смотреть на выводы из прошедших выборов (какими бы «честными» они не были — их признали состоявшимися), которые останутся с нами на грядущие годы. Сначала перечислю, что в результатах:

  • Путин получил ещё большую поддержку, чем на выборах-2012. В Крыму ему отдали 92,15% голосов — гораздо выше, чем по России в среднем;
  • Единственный кандидат, который набрал существенный процент — Павел Грудинин, шедший при поддержке традиционно мощной КПРФ. Он признал победу Путина, и пока что-то не чувствуется, что Грудинин рассчитывает как-то воспользоваться полученной поддержкой;
  • Жириновский набрал ещё меньше, чем на выборах-2012. Остальные кандидаты — ещё меньше, чем Жириновский;
  • Главное: кандидаты, представляющие интересы либеральной части общества (Жириновского таким, несмотря на политическую ориентацию ЛДПР, считать трудно) — Ксения Собчак и Григорий Явлинский — набрали всего 1,67% и 1,04%.

Несмотря на развёрнутую с 2011 года активную политическую кампанию Навального, либеральные кандидаты на выборах-2018 в сумме набрали меньше 3% (если считать с Жириновским, то порядка 8%). Понятно, что это напрямую связано с тем, что сам Навальный на выборы не попал, но именно из этих результатов уже транслируется следующий вывод: либералов в России мало.

Это сказала сама Собчак в эфире Первого канала, как только стали известны предварительные результаты выборов. Комментируя нарезку из её последних выступлений (в том числе этого), Навальный написал, почему он был резок с ней на дебатах: «Посмотрите, пожалуйста, этот ролик, а потом идите к чертовой матери».

Мы видим аномальную явку, но это не является нарушением закона. Путину удалось мобилизовать свой электорат. Мы, либералы — нас сегодня, к сожалению, пока ещё меньшинство — в будущем тоже сможем мобилизовать все наши ресурсы, объединиться и идти на выборы.

Ксения Собчак

Опять же, из дебатов Навального и Собчак можно сделать вывод: в понимании основателя ФБК, именно ради такого высказывания и затевалось участие телеведущей в президентской кампании. И этот вывод уже подхватила главный редактор телеканала RT Маргарита Симоньян, разразившись обращением на четырнадцать твитов к «западным друзьям» — СМИ и чиновникам.

Для простоты чтения я приведу его сплошной цитатой. У меня нет сомнений в том, что это не просто эмоциональный выпад — это важный, программный текст, который собран из многочисленных разговоров Симоньян со всем российским политическим истеблишментом: это, если хотите, агрегированное популярное мнение в кремлёвской среде, отражающее настроение после выборов.

Вообще, Запад сейчас должен быть в ужасе не от 76% Путина. А от того, что на выборах в России консервативно-патриотические, коммунистические и националистические идеи поддержало 95% населения. Оставив либеральным идеям убийственные 5%.

И виноваты в этом вы, май вестерн френдз. Это вы включили в нас режим «русские не сдаются».

Я давно говорила вам, найдите уже нормальных советников по России. Гоните в шею этих дармоедов. Своими недальновидными санкциями, бессердечным унижением наших спортсменов (включая инвалидов), своими скрипалями и показным наплевательством к базовым либеральным ценностям вроде презумпции невиновности (при этом оно у вас лицемерно соседствует с насильственным насаждением в ваших собственных странах ультра-либеральных идей), своими припадочными массовыми истериками, вызывающими у здорового человека лишь вздох облегчения, что он живёт-таки в России, а не в Голливуде, своим поствыборным бардаком — что в Штатах, что в Германии, что в Брекзит-зоне, своей травлей RT, которому вы не можете простить, что он воспользовался вашей свободой слова и показал всему миру, что пользоваться ей, оказывается, нельзя, что эта свобода не для пользы, а для красоты придумана, как какая-нибудь хрустальная швабра — издалека-то сверкает, но для чистки ваших конюшен наглухо не годится — всеми вот этими несправедливостями и жестокостями, инквизиторским лицемерием и враньём вы заставили нас перестать вас уважать. Вас и ваши соу коллд ценности.

Мы больше не хотим жить как вы. Лет пятьдесят — тайно и явно — мы хотели жить как вы, а больше не хотим. Мы вас больше не уважаем. И всех, кого вы у нас поддерживаете. И заодно ещё тех, кто у нас поддерживает вас. Отсюда искомые 5%.

И виноваты в этом вы сами. Западные политики и аналитики, газетчики и разведчики. Наш народ вообще много чего способен простить. Но мы не прощаем высокомерия. Впрочем, как и любой нормальный народ.

Единственной пока еще остающейся среди вас империи стоило бы поучить историю своих союзников — бывших империй. И то, как они свои империи профукали. Исключительно благодаря своему высокомерию. White man's burden, my ass.

Но единственная остающаяся у вас империя историю не уважает, преподают её там из рук вон, и кончится это так, как всегда кончается в таких случаях. А пока вы сплотили нас вокруг вашего врага. Как только объявили его врагом, так сразу нас и сплотили.

Раньше он был просто наш президент и его можно было поменять. А теперь он наш вождь. И поменять его мы не дадим. И вы это сделали своими руками.

Это вы противопоставили у нас патриотизм либерализму. Хотя вообще-то они не должны быть взаимоисключающими понятиями. Это вы сделали так, что в этой ложной дилемме мы выбрали патриотизм.

А ведь многие из нас действительно либералы. Я, например. Обтекайте теперь, чего уж там. Это теперь надолго.

Маргарита Симоньян

С одной стороны, это мнение о том, что Запад сам виноват в усилении (перевыборах с большей поддержкой) Путина. С другой стороны, это ликование над тем, что все попытки Запада усилить либеральные течения в России официально провалились — но при этом сожаление над тем, что «либерал» стало не просто ругательным словом, а реальным отшельничеством. Участвовавшие в выборах либералы — неудачники, они показали ничтожный результат: а Путин — не просто победитель, а бессменный победитель, то есть царь, причём даже в восприятии человека, который называет себя либералом.

Быть либералом в России теперь официально (признано результатами выборов) — быть отшельником, белой вороной, неудачником.

Что дальше? Собчак утверждает, что хочет увеличения числа либералов в России. На дебатах с Навальным она, а затем и её новый партнёр по партии Дмитрий Гудков предложили политику объединяться для совместной работы. Рамки очерчиваются сразу: выборы президента выиграть невозможно (цитата Гудкова), но можно выбрать муниципальных депутатов, можно, в конце концов, снова побороться за кресло мэра Москвы (на что Навальный удивлённо спрашивал — кто будет за него бороться?).

При этом подчёркивается, что объединяться по политическому признаку — бесперспективняк, говорил Гудков: до выборов президента он «дружил» с «Яблоком» (и провёл с ним муниципальные выборы в Москве), а потом дорожки разошлись по инициативе партии. Примечательно, что Путин примерно такие же слова произносил на встрече с кандидатами 19 марта: мол, нам всем нужно обсудить, как объединиться для дальнейшей работы в «конструктивной повестке» и отставить партийные разногласия.

Конструктивная повестка теперь одна, и либералам в ней просто нет места. Выборы-2018 их уничтожили, и родиться новому системному движению не даст обостряющееся противостояние России с Западом, из-за которого имидж либерала становится всё более враждебным.

Собравшиеся в январе на Гайдаровском форуме политологи сошлись во мнении, что следующие шесть лет Россия будет и дальше двигаться в сторону международной внешней изоляции. Есть и второй процесс изоляции: внутри России всех либералов будут загонять в идеологический анклав. Ну, кроме тех, кто умудряется сидеть и на стуле либерала, и сторонника Путина.

#мнения #политика #золотойфонд