Новости
Сергей Звезда

В центре расследования пропажи саудовского журналиста — его Apple Watch. СМИ полагают, что часы записали момент убийства

Репортёр исчез после посещения генконсульства своей страны. К версии про «умные» часы есть вопросы.

Джамаль Хашукджи и его невеста Хатиджа Дженгиз. Фото из их личного архива

Хашукджи критиковал политику Саудовской Аравии и писал для The Washington Post

Ещё в июле 2017 года Джамаль Хашукджи покинул Саудовскую Аравию из-за страха попасть в тюрьму на фоне того, что принц Мухаммед бен Сальман ограничил свободу слова. «Пока мы с вами говорим, саудовские интеллектуалы и журналисты попадают под арест. Сегодня никто не вправе критиковать реформы, если им это вздумается», — говорил репортёр. Он фактически стал жить на два дома, в Вирджинии и Стамбуле, также проводя время в Лондоне. Хашукджи — резидент США.

Саудовский журналист за свою карьеру осветил немало громких историй вроде вторжения СССР в Афганистан и восхождения Усамы Бен Ладена. Он работал советником саудовских чиновников, но в какой-то момент перестал соглашаться со взглядами правительства и покинул должность. Работая главным редактором местного издания «Аль-Ватан», он высмеивал чиновников с ультраконсервативными взглядами.

59-летний Хашукджи больше всего известен как автор ежемесячной колонки для одной из главных американских газет — The Washington Post. В одном из последних материалов репортёр заявил, что «репрессии в Саудовской Аравии стали невыносимыми». Он также комментировал политику своей страны для многих других изданий. 4 октября, через два дня после пропажи Хашукджи The Washington Post поддержало публициста, оставив пустую полосу на месте его колонки.

«Здесь должна быть колонка Джамаля Хашукджи, но о нём ничего не слышно с момента, как он вошёл в саудовское консульство в Стамбуле»

Журналист вошёл в консульство своей страны — и больше его никто не видел

2 октября Хашукджи приехал в cаудовское генконсульство в Стамбуле, чтобы подтвердить развод с женой — она живёт в Саудовской Аравии. Документы позволяли ему заключить новый брак в Турции. В диппредставительство журналист прибыл с новой невестой Хатиджей Дженгиз, но её в здание не пустили.

После того, как Хашукджи зашёл в консульство, он не выходит на связь с невестой, коллегами и другими знакомыми. Дженгиз ждала жениха около пяти часов. Когда они истекли, девушке рассказали, что журналист покинул здание. При этом на камеры наблюдения попало только то, как он заходил внутрь.

Кадр с камер наблюдения, на котором Хашукджи заходит в консульство. По версии источника The New York Times, через два часа его убьют. Фото Hurriyet

Власти Саудовской Аравии утверждают, что Хашукджи пропал. Турция обвиняет саудовскую разведку. Анонимный высокопоставленный источник рассказал The New York Times, что журналиста, вероятнее всего, убили, с помощью пилы расчленили и вывезли по частям из страны. Его тело до сих пор не нашли.

Репортёр записал момент допроса и убийства на Apple Watch, утверждают турецкие СМИ

Apple Watch на руке Хашукджи записали голоса во время его допроса и убийства в генконсульстве, сообщила турецкая газета Sabah, известная проправительственными взглядами. Изданию об этом рассказала Дженгиз, которой её жених оставил айфон перед походом за документами.

Согласно этой версии, Хашукджи включил запись непосредственно перед тем, как зайти в консульство. Дженгиз утверждает, что Apple Watch журналиста автоматически синхронизировались с его айфоном.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что Хашукджи допросили, подвергнули пыткам и убили, написала Sabah. Однако с Apple Watch передалось не всё: те, кто разговаривал с журналистом, после его смерти обнаружили диктофонные записи и попытались их стереть.

Как утверждает издание, сотрудники саудовской разведки всё-таки разблокировали часы с помощью отпечатка пальца репортёра (это предположение, как и другие, разберём ниже). Они удалили не все файлы: к тому моменту часть уже сохранилась в облачном хранилище iCloud, а также загрузилась на айфон в руках Хашукджи.

Невеста Хашукджи передала материалы следствию. Неизвестно, те ли это данные, которые имела в виду Турция, говоря о получении аудио- и видеозаписей из консульства, подтверждающих факт расправы. Власти этой страны не раскрывали, каким образом эти материалы были сделаны.

К турецкой версии есть вопросы

Неизвестно, как Хашукджи передал информацию с помощью Apple Watch

Ещё предстоит выяснить, как именно Хашукджи передал аудиозапись на свой iPhone и в iCloud. Apple Watch в Турции, как и в России, продаются без поддержки сотовой связи. Однако где он точно приобрёл умные «часы», непонятно.

Apple Insider предположил, что данные могли автоматически передаться в облачный сервис через iPhone или напрямую через Wi-Fi — второй вариант куда менее вероятен, учитывая конкретную ситуацию в посольстве.

Не слишком ли далеко Apple Watch находились от iPhone

IT-эксперты по ряду причин усомнились в том, что часы могли передать данные в iCloud. К примеру, для Apple Watch требуется быть на расстоянии до 9-15 метров от iPhone, чтобы соединение через Bluetooth не прерывалось. Конечно, если часы и смартфон подключены к одной сети Wi-Fi, то они синхронизируются в любом месте — но вряд ли этот вариант подходит к ситуации с Хашукджи и Дженгиз.

Как именно саудовская разведка якобы разблокировала Apple Watch

Sabah утверждает, что саудовская разведка разблокировала часы с помощью отпечатка пальца репортёра. Но такой функции в Apple Watch нет. Конечно, есть возможность настроить автоматическую разблокировку часов с помощью разблокировки iPhone. И можно было бы предположить, что эти люди конфисковали смартфон журналиста у его невесты, но такая версия даже не приводилась.

Не ясно, каким приложением пользовался Хашукджи

В материалах турецких СМИ не уточняется, каким именно приложением пользовался Хашокджи для диктофонной записи через Apple Watch. В стандартном наборе «из коробки» таких программ нет. К тому же неизвестно, какая именно модель часов была у журналиста.

#разборы #политика #технологии #хашукджи