Новости
Никита Лихачёв

Что обсуждал Медведев с руководителями из «Яндекса» и Mail.Ru Group

В MRG предложили сделать свою платформу для школьников и вычитать НДС при производстве игр, а в «Яндексе» — помочь возвращать ценные кадры в Россию.

Встреча с Медведевым в Mail.Ru Group

29 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев проводил в офисе Mail.Ru Group встречу с руководителями крупнейших российских IT-компаний. Это первый визит премьера в офис Mail.Ru Group и первая его встреча подобного формата.

Помимо главы самого Mail.Ru Group Бориса Добродеева, на встречу с Медведевым пришли первый заместитель Добродеева Дмитрий Сергеев, вице-президент Mail.Ru Group Владимир Габриелян, управляющий директор «ВКонтакте» Андрей Рогозов. Основателя «Яндекса» Аркадия Воложа не было: от его компании приехали гендиректор «Яндекса» Елена Бунина, технический директор «Яндекса» Михаил Парахин и гендиректор «Яндекс.Такси» Тигран Худавердян.

Помимо руководителей IT-компаний, в Mail.Ru Group приехали два министра из кабинета Медведева — его заместитель Максим Акимов и глава Минкомсвязи Константин Носков. К визиту гостей здание Mail.Ru Group окружили бойцы Росгвардии, а внутри здания разместились сотрудники ФСО и кинологи с собаками. Проход в башню, где проходит мероприятие, ограничен.

TJ следил за их встречей и выбрал главные темы из обсуждения в виде пересказа и цитат.

Вступление от Медведева: выжимаем интернет

Премьер начал с истории интернета — за 25 лет, что появился .ru-сегмент, многое поменялось.

Рунет раньше был очень маленьким. Интернет был завязан на известные источники, поиск и все ресурсы были такими же, а русскоязычный сегмент появился в 1994 году и был незначительным дополнением стремительно развивавшейся сети. За 25 лет всё очень сильно поменялось: выросло целое поколение людей, для которых компьютер, интернет и свободный доступ ко всем сервисам — обыденность и неотъемлемая часть повседневной жизни.

Дмитрий Медведев

Теперь в интернете есть разные сервисы, заметил Медведев — образовательные, информационные, финансовые, государственные и коммерческие. Это приносит деньги — как компаниям, так и экономике страны, и их нужно выжать по максимуму, заявил премьер.

Экономика рунета, по мнению аналитиков, растёт до 15% в год, что, как вы все понимаете, существенно выше, чем рост нашей экономики в целом, где мы боремся за каждый процент и считаем, что 3% [роста] — это уже очень хорошо. В прошлом году было 2,5% роста, не совсем плохо, а тут 15%. Конечно, мы должны, что называется, выжать из этого — вы, ну и государство в конечном счёте тоже — всё возможное.

Дмитрий Медведев

Медведев объявил, что в развитие цифровой экономики государство собирается вложить порядка «2 с лишним триллионов рублей», что составляет 2% ВВП РФ. «С одной стороны, это очень много, с другой стороны — мало, потому что чтобы не отстать ни от кого, нужно вкладывать больше».

Дмитрий Медведев

Медведев: Пока мы ходили по офису Mail.Ru, говорили с коллегами, что очень важно, что наша страна имеет и собственные поисковики, и собственные социальные медиа. Этим похвастаться может ограниченное число стран, включая очень технологически развитые. Государство должно сохранить преимущества этого и помогать бизнесу это всё сохранить.

Есть целый ряд вопросов, что государство должно сделать для развития IT-компаний и рунета, и что государство вообще-то не должно делать. Вмешательство государства — это самое сильное оружие, которое только может быть в отношении любого бизнеса.

Дмитрий Медведев

Своё вступление Медведев завершил пояснением организационных моментов: «У нас сегодня есть публичная часть, где вы что-то скажете, и есть непубличная, где вы скажете всё, что хотели сказать, или что хотели знать, но боялись спросить».

Mail.Ru Group предложил сделать платформу для школьного онлайн-образования и вычитать НДС при производстве игр

Габриелян: У нас нет заводов, станков, у нас есть только люди. Мы чрезвычайно зависим от кадров, а на рынке кадровый голод. Мы раньше конкурировали друг с другом, а сейчас со всем рынком. Мы отличаемся от других стран лидерством в технологиях, а причина в том, что со времён СССР было хорошее образование в точных науках.

Проблема в том, что образование развивается. Нужно успеть за развитием, иначе завтра уже не будет образовательной базы. Высшему образованию мы в последние 5 лет много уделяли внимания, у нас семь образовательных программ в лучших вузах страны. Нужно обратить внимание на школьное образование.

Со своей стороны Mail.Ru Group готова разработать единую образовательную платформу для школьников и все необходимые технологии, которые позволят сделать обучение в школах по-настоящему современным и цифровым.

Владимир Габриелян

Владимир Габриелян, вице-президент Mail.Ru Group

Медведев: А что от нас нужно конкретно?

Габриелян: Ваша поддержка и внедрение системы по всей стране.

Медведев: Это возможно, и мы будем стараться помогать коллегам. Но нужен сам продукт, видимо, раз вы говорите, он есть или вы готовы его предложить. Должна быть готова среда. Помню, как 12 лет назад я занимался внедрением интернета в школы. Педагоги были морально не готовы — они оказались в ситуации, когда ему было труднее погрузится во что-то, чем ребёнку. Чем раньше это [внедрение продукта] будет происходить, тем лучше.

[…]

Добродеев: Вопрос по экспансии. Одна отрасль в рунете, которая действительно её успешно осуществляет — это игровая индустрия. Речь и о Mail.Ru Group, и о других компаниях, но у Mail.Ru Group 60% игровой выручки идёт из-за рубежа — в годовом выражении это 230 миллионов долларов. Это самый успешный развлекательный продукт, который мы когда-либо экспортировали.

Но есть проблема у отрасли. По текущему налоговому кодексу мы не можем вычитать входящий НДС, в отличие от конкурентов с других рынков.

Если ты управляешь игрой из России, то ты за маркетинг, за покупку трафика платишь на 20% больше. Это делает нашу юрисдикцию неконкурентоспособной, огромное количество студий уходит в другие юрисдикции и де-юре, и де-факто.

Борис Добродеев

Добродеев: «Сколково» разработало инициативу возврата НДС, и она очень важная. Она находится сейчас в правительстве, мы просили помочь — важно то, что создано, не только приумножить, но и не потерять.

Борис Добродеев, гендиректор Mail.Ru Group

Медведев: Согласен. В какой стадии дело? Я думаю, это не очень сложно.

Акимов: Законодательное решение готово. Там речь не только про игровую индустрию, вообще в целом о возврате НДС, потому что бизнес трансграничен. Дадим поручение.

Медведев: Понимаю, что есть опасения у Минфина. Можно по итогам встречи и поручение дать, но главное не в поручении. Вы поговорите с коллегами из Минфина. Если не получится достичь консенсуса, а это вполне вероятно, ко мне зайдите, чтобы окончательно определиться.

«Яндекс» рассказал, что был первым в поиске. Медведев сказал, что на «Яндекс» ему жаловались киношники

Бунина: Когда мы начинали «Яндекс», мы воспринимали себя как поисковик в интернете. Лет пять назад мы осознали себя и игроком в офлайне — мы стали большим концерном, появились «Такси», «Драйв». Таким сервисам проще выходить на иностранные рынки. Хочется поговорить и про поиск, в котором появились голосовые помощники, и про беспилотный транспорт.

Елена Бунина, гендиректор «Яндекса»

Медведев: На беспилотном транспорте вашем я катался. Принял на себя этот риск. Вот, живой сижу.

Парахин: Поиск трансформируется. Мы любим хвастаться, что первый поиск вырос из поиска 1989 года, когда Аркадий Волож сделал с коллегами поиск по базе патентов. Первый продукт для пользователей появился в 1997 году, на год раньше Google, а потом появились и конкуренты, например, AltaVista.

Медведев: Вы мне напомнили, да. Конечно, была такая AltaVista.

Парахин: Но «Яндекс» отличался качеством — понимал русский язык и морфологию.

Медведев: «Яндекс» был главным, конечно.

Парахин: Сейчас Google рассказывает про machine learning, но они значительно позже пришли к этому. У нас появилась «Музыка», другие медийные сервисы.

Медведев: Одно из важнейших достижений рунета — что от пиратства перешли к цивилизованному использованию. Не во всём, правда. Я недавно встречался с кинематографистами, они на вас жаловались.

[…]

Парахин: Сейчас фактически во всём мире есть две компании, которые ведут борьбу за голосовые помощники — Amazon и Google. Мы очень сильно вкладываемся, чтобы не пропустить этот момент, это такой важный опыт — управления голосом.

Михаил Парахин, технический директор «Яндекса»

Медведев: Во многих вещах мы всё уступаем нашим детям, потому что для них это органическая часть жизни. Вы ещё, наверное, набираете [на клавиатуре]? (стучит пальцами по столу)

Парахин: Я в основном набираю, да, но у меня дети уже разговаривают с [помощниками], для них кнопки уже не нужны.

Медведев: Это вопрос привычки, но это действительно важно.

[…]

Бунина: У меня ещё есть вопрос по кадрам, в том числе по тем, кого мы возвращаем из-за рубежа. Очень много есть таких уехавших, мы за последние 3 года вернули больше 120 человек — это всё высококвалифированные кадры. Мы думали — может, стоит запустить какую-то программу совместную, бизнеса и государства, по возврату этих кадров, упрощения налогообложения для таких высококлассных специалистов, что-то такое разработать?

Медведев: Такая повестка есть, и программы есть. Но это всегда индивидуальные истории. Бытует мнение, что уезжает вся молодёжь — это, конечно, враньё. С чем-то бороться можно, а с чем-то очень сложно.

Мы понимаем, молодёжь хочет посмотреть мир, а если это ещё и сопровождается хорошим денежным возмещением, то остановить это тяжело. Но надо возвращать, вы правы. […] Всё равно объективно через несколько лет человек хочет вернуться домой, потому что привык жить в России. Это не только зарплата, это сложная история.

Дмитрий Медведев

Дмитрий Медведев

#медведев #яндекс #mailrugroup