«Туристов от этих „калинок“ уже тошнило»: каково работать гидом поезда Москва-Владивосток с билетами от 400 тысяч рублей
Рассказ о двухнедельном путешествии по Транссибу с иностранцами.
@vozhataya_tanya
Гид-переводчик Татьяна Сергеева рассказала в своём твиттере и в Telegram-канале о 14-дневном путешествии из Москвы во Владивосток по Транссибирской магистрали. С середины июля по начало августа она работала с испаноязычными иностранцами на поезде «Императорская Россия» — и в итоге осталась недовольна организацией тура.
Сергеева в разговоре с TJ сравнила такой поезд с «люксовым отелем на колёсах». Он комплектуется в зависимости от количества туристов, но в этот раз состоял из семи жилых вагонов, двух вагонов-ресторанов и одного вагона-бара. Жилые вагоны в поезде делятся на четыре категории — от «первого класса» до VIP. Судя по сайту тура, билет на одного человека стоит от 6055 до 10700 евро (от 438 до 775 тысяч рублей).
«РЖД-Тур», организатор поездки и «дочка» РЖД, обратила внимание на Татьяну благодаря её инстаграму — там гид предлагает свои услуги. Она не является сотрудницей железнодорожной компании, а в поезде работала как волонтёр. По её словам, туристам сказали обратное — будто бы те оплатили услуги сопровождающих.
Татьяна вела группу из пяти испанцев. В одном поезде с ними ехали около 20 французов и столько же англоговорящих путешественников, примерно десять поляков и шесть словаков. «Все люди очень обеспеченные, в основном дипломаты, серьёзные бизнесмены, врачи. Разные люди. Общая черта — это люди, которые могут себе это позволить», — описала туристов Сергеева.
TJ узнал у Сергеевой, каким ей запомнился тур и почему его организация оставила негативные впечатления как у гидов, так и у туристов.
Вы спрашивали иностранных туристов, зачем им это — ехать через всю Россию на поезде?
Конечно, спрашивала. Им интересно. Многие уже объездили пол-света: Азию, Северную и Южную Америку, Европу. Осталось только в России побывать. Африку не хотят, там страшно. А в России страшно не настолько.
Пара женщин из Испании прочитали в детстве книгу про освоение Сибири и лет с 12 загорелись мечтой проехаться от Москвы до Владивостока, посмотреть на все города. Что мне понравилось, они довольно начитанные люди. Они знали, куда едут, что их ждёт, какие реки у нас протекают и так далее.
Судя по вашим соцсетям, вы даже раздали некоторым прозвища. Расстались с ними друзьями?
Если вы читали мой последний пост о том, как мы доехали до Владивостока, то видели, что мы там уже просто плакали. Была радость от того, что мы доехали — то есть прощание с проводницами проходило с рыданиями в три ручья. Это тяжело. Потом уже, в последний вечер с туристами уже прощалась я, обменялись контактами.
Что для вас оказалось самым сложным за две недели в поезде?
Сложно с часовыми поясами. Каждый вечер тяжело переводить часы на час вперёд. Мы же не только ехали в поезде, но и выходили ради экскурсий, так что у нас было чёткое расписание: в 8-9 утра завтрак, днём гуляем по городу, вечером садимся и едем дальше. Туристам и нам было сложно: мы каждый день всё меньше и меньше спали.
Вагон-ресторан Фото Татьяны Сергеевой
Вы написали в твиттере, что «РЖД-Тур» портит имидж российского туризма. Почему вы так думаете?
Тот случай, когда за державу обидно. Идея для привлечения богатых туристов классная, Транссиб только у нас. «РЖД-Тур» пользуется этой идеей, но оставляет сервис на уровне «и так сойдёт».
Классные вагоны вроде как класса «Люкс» на самом деле были достаточно старыми, как нам сказал наш механик. В них подвели какую-то электронику, но она то и дело ломалась. То дверь у кого-то захлопнется, то кнопки заедают. У меня сломался душ, потому что стал неисправен насос сверху. И я была вынуждена ходить в душ в соседний вагон. В тамбуре в соседнем вагоне текла крыша. С Иркутска уже у нас начались шутки про проливные дожди.
Первое, что сразу же возмутило туристов, это отсутствие в поезде Wi-Fi. Это смешно, потому что уже даже обычные регулярные поезда пытаются снабдить Wi-Fi, а такой поезд...Извините, люди едут по чужой стране и по факту на две недели остаются без связи?
Просто подумайте, сидят в Испании чьи-то родственники и думают: уехал кто-то в дикую Россию и две недели не выходит на связь. Организаторы говорили: «Ой, это такое дорогостоящее, это спутниковое оборудование». Не смешите, для РЖД, монополиста, снабдить связью один поезд — это не такие большие деньги.
Во всех вагонах в каждом купе висело по плазменному телевизору. Вопрос — зачем он там, если он в принципе не работает? Чтобы показать: «Смотрите, вот сюда вы деньги свои потратили»?
Куча недостатков в плане организации досуга людей. У нас были три дня без выходов из поезда. Сначала, между Екатеринбургом и Новосибирском всё было хорошо: пригласили скрипача, был прекрасный концерт.
А когда мы ехали два дня от Улан-Удэ до Хабаровска, мы читали лекции по поводу Транссиба, истории России, династии Романовых. И там начались непонятности. За два дня до отправления мне и моему напарнику прислали лекции, которые вроде как должны читаться. Хотя мы не обязаны были их переводить, это не входит в наши обязанности. Лекции про историю России — 50 страниц формата А4.
Затем к нам приходит приглашённый историк из Улан-Удэ. У него свой вариант лекций, у нас — свой. Ему говорят: «Знаете, 50 листов — это много, мы должны в 45 минут уложиться, сократите как-нибудь». А нужно уложить всю историю России — что называется, от сотворения мира до 2019 года. В итоге получилась ерунда.
Сложилось ощущение, что это рассчитано на дураков: приедут сейчас дремучие иностранцы, и им и так сойдёт. В итоге на нас, гидов, и на бедного историка из Улан-Удэ свалилось много вопросов: а почему вы это не рассказали, вы нас за дураков что ли держите. Они же все умные люди с образованием. То же самое было с династией Романовых на следующий день.
Если лекции мы ещё как-то пережили, то самым ужасным стал концерт баяниста. Два дня игралось одно и то же — все эти «калинки-малинки» и «катюши» и «ай люли». В Хабаровске мы прогуливались по реке Амур, где был тот же самый баянист, только с ансамблем и теми же песнями. Туристов от всех этих наших «калинок» и «катюш» уже просто тошнило.
Потом туристы делились с вами отзывами о поездке?
Там было 66 человек, почти что от всех была обратная связь. К нам подходили и благодарили. Они были в восторге именно от страны и городов, но все говорили, что организация тура отвратительная. В выражениях они не стеснялись. Многие сказали, что своим друзьям они не порекомендуют ехать в этом туре.
Вы бы сами ещё раз поехали из Москвы во Владивосток на поезде? Даже если не «Императорской Россией».
Да, поехала бы. Я сама бы ещё посетила несколько городов из этого маршрута. Тот же Екатеринбург нам полностью не показали, там нам не повезло с экскурсией. На каждый город одного дня мало, а я человек любознательный. Тем более хочется ещё раз на Байкал, потому что мы попали на шторм и из-за пелены дождя почти ничего не увидели.
Больше впечатлений от поездки:
В ответ на запрос TJ руководитель отдела рекламы, PR и маркетинга «РЖД-Тур» Илья Морозов отметил, что «не хотел бы комментировать» рассказ Сергеевой, поскольку, по его мнению, «человек явно задался целью выплеснуть отрицательные эмоции». «Могу сказать только то, что наша компания получает много положительных отзывов от туристов», — добавил Морозов.
По словам представителя «РЖД-Тур», отдел въездного туризма «Императорская Россия» анкетирует туристов и собирает отзывы во время каждой поездки. Часть их них представлена на сайте организации.
#личныйопыт #интервью #ржд #туризм #треды