Интернет
Даша Лейзаренко

Minecraft 2.0: как игровая платформа Roblox благодаря успеху среди детей стала одной из самых прибыльных в индустрии

Благодаря пандемии пользовательские игры с упрощённой графикой, лего-человечками и микротранзакциями принесли компании миллионы долларов.

Фото Roblox

10 марта Roblox вышел на биржу при капитализации почти в 42 миллиардов долларов, хотя ещё в начале 2020 года компанию оценивали в 4 миллиарда долларов. В первый день торгов акции компании взлетели на 54%, а инвесторы-любители с Reddit уже планируют вкладываться в игровую платформу.

Roblox, который сравнивают с Minecraft, обогнал своего конкурента по ежемесячной аудитории ещё в марте 2019 года. TJ разобрался, что представляет из себя игровая платформа, как компания зарабатывает на независимых разработчиках и микротранзациях, почему Roblox привлёк в основном детскую аудиторию и с какими проблемами столкнулся.

Платформа с бесконечным количеством игр

Roblox — это не одна игра, а коллекция из более чем 10 миллионов игр, созданных сообществом. Встроенный редактор позволяет делать собственные проекты из уже готовых игровых объектов, чтобы затем делиться ими с другими пользователями.

Платформу часто сравнивают с ютубом — это такая же огромная библиотека контента, сгенерированного пользователями. Только в случае Roblox контент — это игры, а не видео.

Официально Roblox запустился в 2006 году. Платформу разработали Дэвид Башуцки и Эрик Кассел на языке Lua. С тех пор Roblox стал доступен на iOS и Android, в него добавили социальные функции вроде голосового чата с игроками.

В Roblox пользователи создают персонажей, напоминающих фигурки Lego, и подбирают для них одежду и аксессуары. Этот персонаж перемещается по разнообразным играм платформы, где встречается и взаимодействует с другими игроками.

На платформе доступны игры в разных жанрах, включая гонки, симуляторы или квесты. Самый популярный проект — это MMO Adopt Me!, в которой игроки ухаживают за питомцами и обмениваются ими. К июлю 2020 года пользователи Roblox запустили игру десять миллиардов раз.

Магазин игр в Roblox

Среди других игр с большой аудиторией: экшн Jailbreak про полицейских и грабителей; аналог тамагочи MeepCity; игра в духе «Мафии» Murder Mystery 2, где шериф должен поймать убийцу, а тот — убить всех горожан; симулятор выживания Natural Disaster Survival, который сравнивают с PUBG; хоррор про Свинку Пеппу в сеттинге зомби-апокалипсиса Piggy и симулятор Work at a Pizza Place, где игроки вместе готовят пиццу.

Встречаются и более «взрослые» игры — например, большое внутриигровое сообщество воссоздало в Roblox мир с глубокой системой глобальной политики. Страны объявляют выборы, заключают союзы и ведут между собой войны, а игроки активно участвуют в жизни своих государств.

Собрание Палаты лордов в Roblox 

Заработок на микротранзациях

Большинство игр в Roblox доступно бесплатно, но некоторые разработчики берут плату за доступ к их проектам. Компания продаёт цифровую валюту под названием Robux, с помощью которой пользователи могут покупать одежду для персонажей, виртуальные товары и дополнительные функции.

В Roblox также есть подписка стоимостью от 450 рублей в месяц. Игроки с премиумом каждый месяц получают определённое количество «робаксов», которое зависит от проведённого в играх времени. Они также могут продавать виртуальные предметы — пользователи без премиума имеют право только покупать вещи.

Как отмечают в Gizmodo, Roblox склоняет игроков покупать внутриигровые предметы, которые стали статусными символами в сообществе.А премиум побуждает пользователей и дальше платить за ежемесячную подписку, чтобы получать ещё больше «робаксов», поскольку так выходит дешевле, чем покупать валюту напрямую.

«Робаксы» невозможно получить за выполнение внутриигровых заданий или передать другому игроку, поэтому пользователи часто жалуются на мошенников, которые раздают «бесплатные робаксы».

Сотрудничество с разработчиками игр

Все игры для платформы создают независимые разработчики с помощью бесплатного инструмента Roblox Studio. Компания также предоставляет курсы по созданию игр без навыков программирования. По данным The New York Times, всего на площадке действует около двух миллионов разработчиков, 345 тысяч из которых зарабатывают и делят прибыль с компанией.

Roblox выплачивает разработчикам процент от потраченных в их играх «робаксов» и продажи вещей или премиум-функций вроде суперспособностей или джетпаков. По данным журналистов, процент может составлять 25% до 30%. Создатели игр получают прибыль в виде «робаксов», которые могут вывести в доллары. В течение 2020 года разработчики таким образом получили 250 миллионов долларов. Сама компания за год заработала более двух миллиардов долларов.

Разработкой популярных проектов в Roblox занимаются как компании, так и энтузиасты. Так, создатель Jailbreak, 21-летний Алекс Балфанц, оплатил учёбу в колледже благодаря прибыли с игры; разработчики Boat Ride, братья-близнецы Хортон, к 20 годам начали зарабатывать около 132 тысяч долларов в год; а 25-летний автор MeepCity Алекс Биделло поддерживает свою семью и нанимает сотрудников для разработки проекта. Молодые люди не обучались гейм-дизайну или программированию, а с детства создавали любительские игры на платформе.

Однако далеко не всем разработчикам удаётся заработать — с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года более 99% создателей игр получили меньше тысячи долларов, и только три человека заработали более 10 миллионов долларов. При этом курс обмена «робаксов» для вывода низкий — за один «робакс» разрабочики получают 0,0035 доллара, тогда пользователи платят за покупку 0,01 доллара.

Популярность благодаря детям

В первые годы существования платформа не привлекала внимания широкой публики, но к 2015 и 2016 годам активность начала набирать обороты благодаря выходу Roblox на смартфонах. Играми на платформе и тогда интересовались дети и подростки, но в последние годы это вышло на иной уровень: по данным компании, в сентябре 2020 года 67% пользователей было младше 13 лет, а 25% — меньше девяти.

Количество пользователей Roblox возросло во время пандемии — в марте 2020 года число активных игроков подскочило на 82% по сравнению с февралём. Дети и подростки начали использовать платформу для общения во время самоизоляции — они встречались в играх и проводили там дни рождения. На этом фоне компания запустила функцию приватных комнат специально для вечеринок.

Вечеринка в Roblox 

«Roblox стал для современного поколения аналогом похода в торговый центр со своими друзьями, и пандемия усилила этот эффект», — отмечал венчурный капиталист Крейг Шерман.

Секс-контент, экстремисты и некачественные игры

Платформу критикуют за систему фильтрации контента. Несмотря на то, что в Roblox работает полторы тысячи модераторов, а компания позволяет установить родительский контроль, в чаты часто попадают неприемлемые для детей сообщения.

Издание FastCompany обнаружило на платформе сексуальный контент, несмотря на то, что он запрещён правилами. Создатели виртуальных стриптиз-клубов и борделей, в которых персонажи могли «употреблять» алкоголь, управляли играми через сторонние программы, которые не проходят модерацию Roblox. Журналисты сравнивали попытки модераторов бороться с таким контентом с «тычком пальцем в небо».

«Секс-клуб» в Roblox

Журналисты NBC находили в Roblox экстремистский контент: по их данным, неонацисты пытались завлечь детей на канал в Discord антисемитскими и расистскими высказываниями. После публикации статьи модераторы удалили более ста аккаунтов и пообещали продолжить борьбу с таким контентом.

В игровом сообществе Roblox не воспринимают всерьёз. Платформа считается исключительно детской, в том числе из-за низкого качества игр и странного контента, который генерирует сообщество.

Будущее Roblox

Деловые издания отмечают, что Roblox уникален в своём роде. В отличие от других издателей игр вроде Activision Blizzard или Electronic Arts, которые тратят миллионы на разработку игр и создание обновлений, платформа полагается исключительно на пользователей, которые создают весь контент. Это и привлекло внимание инвесторов, считают в Yahoo! Finance.

«Сильная сторона этого бизнеса заключается в том, что на платформе действует целое поколение новых создателей контента. Они сделали платформу для разработки игр, которые потенциально нельзя создать нигде больше», — полагает директор инвестиционной фирмы Battery Ventures Роджер Ли.

При этом компания может столкнуться с трудностями, считают журналисты. Руководству предстоит придумать способ удержать на платформе пользователей, большинству из которых сейчас меньше 13 лет. Ведь в будущем разработчики-энтузиасты могут перейти на более «серьёзные» игровые движки вроде Unity, а игроки — переключиться на другие игры.

#игры #соцсети #разборы