Гид по «Евангелиону»: как смотреть культовое аниме, разобраться в мемах и подготовиться к последнему ребилду
Вместе с поклонниками культового аниме изучаем, почему сериал про боевых роботов уже 25 лет влияет на поп- и интернет-культуру, не отпуская фанатов.
Кадр из «Конца Евангелиона»
12 августа в стриминговом сервисе Amazon вышел последний фильм по «Евангелиону» — финальная часть тетралогии ремейков сериала 25-летней давности. Аниме об огромных боевых роботах, в котором жанр меха смешивается с мистицизмом, христианским символизмом, психоанализом и подростковыми переживаниями, изменило как японскую анимацию, так и повлияло на американскую поп-культуру — например, вдохновило Гильермо дель Торо на «Тихоокеанский рубеж» .
Несмотря на то, что оригинальный сериал завершился ещё в 1996 году, его поклонники до сих пор спорят о значении и подтекстах сериала, попутно создавая тонну фанарта и мемов. TJ пообщался с участниками русскоязычного фан-сообщества культового аниме и разобрался, как смотреть сериал, стоит ли пытаться отыскать единственно «правильный» смысл сюжета и почему фандом «Евангелиона» до сих пор жив и активен.
Оглавление:
Как появился «Евангелион»
В 1981 году группа хардкорных фанатов аниме и манги (позже таких людей назовут «отаку») собрались в крошечном домике в Осаке и, не имея никакого опыта в анимации, создали свой первый фильм с помощью подручных инструментов, целлулоидной плёнки и 8-миллиметровой камеры. Короткометражку DAICON III тепло приняли в индустрии, а следующая часть, более профессиональная DAICON IV, оказалась ещё более успешной. Одним из её создателей был Хидэаки Анно — он анимировал здания, которые разрушаются под действием ударной волны.
После этого Анно отправился в Токио, где устроился работать над «Навсикаей из Долины ветров» Хаяо Миядзаки. Аниматор был известен тем, что ночевал на студии. Несмотря на то, что Миядзаки смеялся над Анно, который не успевал помыться и скупал аниме-мерч, между ними установилось наставничество, которое переросло в тесную и долгую дружбу.
В 1984 году Анно и аниматоры, которые работали над серией DAICON, создали студию Gainax. Gainax стала одной из первых студий, созданных самими фанатами аниме. Они сразу же приступили к работе над амбициозным полнометражным фильмом Royal Space Force: Wings of Honneamise. Тогда аниматоры, мечтающие создать крупнобюджетное аниме, впервые столкнулись с корпоративным давлением и финансовыми проблемами.
Во время сложного периода компания держалась благодаря полупорнографическим видеоиграм. Однако Анно мечтал о полноценном проекте – так и появилось шестисерийное меха-аниме Gunbuster, ставшее первым профессиональным режиссёрским дебютом Хидэаки. Как и «Евангелион», Gunbuster рассказывает о подростках, которые пилотируют огромных боевых роботов, чтобы спасти планету от вторжения извне.
Кадры из Gunbuster
Следующим проектом Анно стал сериал Nadia: Secret of the Blue Water, изначально задуманный Миядзаки. Во время производства шоу аниматоры называли работу «адом» из-за проблем в Gainax. Процесс показался Анно настолько кошмарным, что он отказался от участия в разработке нескольких серий, а после провала сиквела Royal Space Force Honneamis перестать работать в течение четырёх лет. Тогда Анно зациклился на идее побега от себя и захотел создать произведение, которое бы исследовало эту тему. Так и появился «Евангелион».
О чём «Евангелион»
На первый взгляд, «Евангелион» — это меха-аниме об огромных роботах, которые сражаются с гигантскими монстрами. Действие сериала разворачивается в недалеком будущем после катастрофы, из-за которой изменился климат, а часть суши ушла под воду. Защищённый город Токио-3 по неизвестной причине атакуют таинственные огромные существа — Ангелы. Единственным эффективным оружием против них оказываются Евангелионы (или Евы) — гигантские биороботы, которыми могут управлять только 14-летние подростки, способные синхронизировать своё тело с машиной.
Евангелион-01 Кадры из «Евангелиона»
Обычно меха-аниме рассказывает про героя-недотёпу, который преодолевает трудности и уничтожает соперников. Но «Евангелион» деконструирует жанр. Главный герой — стеснительный и замкнутый подросток Синдзи Икари, которого отправляют в подземную исследовательскую базу по просьбе его строгого отца. Все надеются, что Синдзи сможет сделать то, на что неспособны объединённые военные силы ООН — победить нападающего Ангела с помощью биоробота. Однако пассивный Синдзи не хочет следовать приказу.
Синдзи Кадр из «Евангелиона»
Синдзи постоянно убегает от обязанностей пилота и проводит много времени в одиночестве. Во время производства «Евангелиона» Анно писал: «Я пытался включить в сериал всего себя — сломленного человека, который четыре года не мог ничего делать. Человека, который четыре года убегал. Человека, который просто не умирал. Потом появилась мысль: „Ты не можешь убежать“, и я занялся производством. Моей единственной мыслью было — записать свои чувства на пленку».
От одиночества Синдзи спасают окружающие его девушки. Координаторка боёв Мисато и учёная Рицуко, как могут, поддерживают и воодушевляют героя на битвы с Ангелами, а тоже пилотирующие боевых роботов девочки-подростки Аска и Рей смущают парня и сбивают его с толку. Все они работают на возглавляемую отцом Синдзи организацию Nerv, которая, на первый взгляд, борется с Ангелами, но самом деле разрабатывает довольно мрачный план.
Рей, Синдзи, Аска Кадр из «Евангелиона»
Как отмечают критики, «Евангелион» — это не просто экшн про боевых роботов, а наполненное символизмом произведение, где бои отходят на задний план. На самом деле шоу рассказывает про травмированных людей, столкнувшихся с проблемами взросления, попытками соответствовать ожиданиям родителей, потерей близких, алкоголизмом и многим другим. Сами Ангелы и «Евы» оказываются не просто бездушными монстрами и роботами, а нечто большим — Синдзи постоянно задаётся вопросом, за правильную ли сторону он сражается.
Евангелион-01 Кадр из «Евангелиона»
Как «Евангелион» столкнулся с производственным адом, но выжил и стал культовым
Разработка сериала шла в сжатые сроки на протяжении всего производства — первые эпизоды закончили всего за три месяца до того, как их показали по телевидению. Уже к 13 эпизоду сериал начал отклоняться от оригинального сюжета, количество Ангелов сократили на девять, а серии доделывали, едва успевая к дедлайнам.
По словам Анно, в Gainax не хватало сотрудников для производства сериала, поэтому серии часто приходилось отдавать на аутсорсинг. Выделенный на проект бюджет заканчивался, поэтому аниматоры прибегали к уловкам, чтобы сократить затраты на производство: они повторно добавляли кадры из предыдущих серий, закрывали лица персонажей руками, чтобы не анимировать губы, а также часто использовали статичные изображения.
Известная статичная сцена, в которой Аска и Рей, не двигаясь, стоят в лифте несколько минут Кадр из «Евангелиона»
Во время съёмок 16 эпизода, примерно к середине сериала, Анно столкнулся с творческим кризисом. Он не знал, как продолжать линию Рей, поэтому пытался найти что-нибудь о психических заболеваниях, чтобы лучше понять героиню. Когда режиссёр прочитал о депрессии, то впервые в жизни осознал, что всё эти годы страдал от этого диагноза. После этого «Евангелион» изменился — сериал стал более мрачным и апокалиптичным, а Анно углубился в психоанализ персонажей, написал новые сюжетные линии, а старым добавил твисты.
Рей Кадр из «Евангелиона»
Финал в итоге пришлось переписать — последние два эпизода содержали абстрактную анимацию, флешбеки, рисунки простым карандашом, фотографии и статичные сцены с озвучкой. Некоторые критики посчитали, что к концовке подошли так из-за проблем с финансированием, но продюсер Gainax Тосио Окада заявил, что трудности были связаны не только с графиком и бюджетом — по его словам, Анно «не мог придумать концовку, пока не вышло время».
Кадр из «Евангелиона»
Многие фанаты «Евангелиона» концовку приняли негативно — настолько, что Анно стали угрожать убийством, а студию Gainax разрисовывали граффити, требуя «нормальный» финал. «Последние эпизоды точно отражают моё настроение в то время. Я очень доволен. Ни о чём не жалею», — говорил Анно в первом интервью после завершения сериала.
На фоне популярности «Евангелиона» и возмущений фанатов Gainax выпустил в кинотеатрах альтернативную концовку сериала, где, судя по всему, воплотились изначальные идеи Анно. В сети не прекращаются дискуссии и споры о том, почему режиссёр решил переделать финальные эпизоды — он никогда прямо не говорил о своих намерениях.
Кадры из «Конца Евангелиона»
Несмотря на все производственные проблемы, «Евангелион» добился широкой популярности — сериал получил кучу наград, финальный эпизод собрал у экранов 10% населения Японии, а уже в конце 90-х шоу назвали «аниме, которое нужно помнить в 21 веке». Спустя два года после релиза сериала мерча продали на 400 миллионов долларов. В течение последующих лет в честь юбилеев шоу, а также перед выпуском ребилдов студия выпускала видеоигры, телефоны, компьютеры, фигурки, игрушки и даже коллекционные монеты.
Коллекция мерча фаната сериала из Австралии Figure.FM
Как правильно (или неправильно) смотреть «Евангелион»
Казалось бы, сериал один — его и стоит смотреть по хронологии выхода эпизодов. Однако из-за переделок последних серий и выходов нескольких полнометражных фильмов есть нюансы.
Что есть во вселенной
- Neon Genesis Evangelion (NGE) — оригинальный сериал, который транслировали с октября 1995 года по март 1996 года. Состоит из 26 серий, доступен на Netflix;
- Evangelion: Death — 70-минутная компиляция первых 24 серий NGE. Фильм делится на четыре акта, каждый про Синдзи, Аску, Рей и Каору. В Death появились новые сцены, которые добавляют не только новую предысторию, но и две сюжетных линии, важные для финала;
- Evangelion: Rebirth — незавершённая версия первых 25 минут 25' серии (в фанатских кругах к режиссёрским версиям серий добавляют апостроф). Вместе Death и Rebirth показывали как полнометражный фильм в кинотеатрах в марте 1997 года;
- The End of Evangelion — альтернативная концовка NGE, которую прокатывали в кинотеатрах в июле 1997 года. Фильм делится на эпизоды 25' и 26', которые должны одновременно и заменить, и дополнить последние серии (их действие в основном происходит в сознании Синдзи) информацией о том, что происходило в реальности. Одни считают, что это «правильная» концовка, которую всегда задумывал Анно, а другие, что «Конец Евангелиона» — это своего рода месть недовольной финалом аудитории. Доступен на Netflix;
- Revival of Evangelion — переиздание фильмов, которое состоит из Death (пересказала сериала) и The End of Evangelion (альтернативной концовки);
- Режиссёрские версии эпизодов 21'-24' — к отредактированным сериям добавили дополнительные сцены из Death;
- Death(true)² — отредактированная версия Death, к которой добавили несколько новых сцен. Доступна на Netflix.
Для тех, кто хочет углубиться — все релизы «Евангелиона»
И как это всё смотреть?
- Вариант «Обычный» — весь сериал, а потом «Конец Евангелиона». Позволяет увидеть весь сюжет и две концовки по хронологии их выхода. На это уйдёт чуть больше 12 часов;
- Вариант от подсайта «Аниме» — 1-24 эпизоды сериала, затем «Конец», а потом 25-26 серии. Администраторы подсайта предлагают сначала посмотреть «правильную» концовку, а потом уже снятую с ограниченными ресурсами;
- Вариант «режиссёрская версия» — 1-20 эпизоды сериала, режиссёрские версии эпизодов 21'-24', оригинальные эпизоды 25-26, «Конец». Позволяет посмотреть вместо телевизионных режиссёрские версии последних серий и увидеть две концовки;
- Вариант для харкордных фанатов — смотреть всё в хронологическом порядке. Весь сериал, затем режиссёрские версии 21'-24' эпизодов, потом «Конец». Так можно оценить разницу между оригинальными телевизионными эпизодами и их режиссёрскими версиями;
- Вариант для тех, кто не хочет погружаться, но хочет быть в контексте — посмотреть только Revival of Evangelion с пересказом всего сериала (Death) и альтернативной концовкой («Конец Евангелиона»). Займёт меньше трёх часов.
Кадр из «Евангелиона»
А что с ребилдами?
Rebuild of Evangelion — это четыре фильма, которые частично повторяют и расширяют сюжет сериала. В фильмах изменился визуальный стиль — в боевых сценах теперь используется 3D-графика. Многие поклонники сериала, с которыми пообщался TJ, не рекомендуют начинать знакомство с «Евангелионом» с ребилдов, поскольку считают их дополнительными и не заменяющими оригинальной истории.
Ребилды — это не совсем ремейки. Вернее, совсем не ремейки. Это такие хитрые полупродолжения-полупереосмысления, в которых воедино сошлись сюжетные линии оригинального сериала, «Конца Евангелиона» и нечто совершенно новое. Потому для полноты картины лучше перед ребилдами посмотреть сериал и «Конец».
Хидэаки Анно анонсировал проект ещё в 2002 году. Изначально планировалось, что все четыре фильма выйдут с 2007 по 2008 год. Первый фильм действительно показали в кинотеатрах осенью 2007 года, но из-за постоянных переносов второй получил релиз только в 2009 году, а третий — 2012-м. Выход финала и вовсе затянулся до 2021 года.
- «Евангелион 1.11: Ты (не) один» (Evangelion: 1.0 You Are (Not) Alone) пересказывает около шести первых серий сериала. Некоторые сцены полностью скопировали, другие — переосмыслили или убрали;
- «Евангелион 2.22: Ты (не) пройдёшь» (Evangelion: 2.0 You Can (Not) Advance) сильнее отходит от оригинала, адаптирует части сериала с седьмого по 23 эпизод, добавляет сюжетные линии и пять новых персонажей;
Мари, новый пилот «Евы», которой не было в оригинальном сериале Кадр из «Евангелион 2.22: Ты (не) пройдёшь»
- «Евангелион 3.33: Ты (не) исправишь» (Evangelion: 3.0 You Can (Not) Redo) полностью отходит от сюжета сериала, отчасти перекликается с End of Evangelion;
- «Евангелион 4.44: Финал» (Evangelion: 3.0+1.0: Thrice Upon a Time) — новая концовка истории.
Кадр из «Евангелион 4.44: Финал»
Изначально создатели говорили, что перезапуск нужен для того, чтобы познакомить с «Евангелионом» широкую аудиторию, которая не смотрела оригинальное шоу. Перед мировой премьерой четвертого ребилда Анно рассказал, что решил вернуться к проекту, потому что его так и не отпустила история, а интерес публики к шоу оставался: «Думал, что у меня больше не будет такой возможности». Он также хотел углубиться в психику несовершенного и травмированного главного героя, а также и окружающих его эксцентричных персонажей.
В анимации нет ничего реального. Но я хотел привнести больше ощущения реальности в этот выдуманный мир — хотел сделать персонажей более человечными. Есть разница между тем, как люди говорят в реальной жизни, и тем, что они действительно имеют в виду. В анимации, если только персонажи намеренно не лгут, они всегда говорят то, что имеют в виду. Герои «Евангелиона» не всегда говорят то, что имеют в виду.
На вопрос о том, каково было прощаться с «Евангелионом» спустя 25 лет Анно отметил, что не ощущает «потребности встречаться с Синдзи и другими персонажами в ближайшее время». «Но это не значит, что я не захочу увидеть их снова. Возможно, настанет время», — добавил он.
Подождите, есть ещё манга?
Да, но манга — это не первоисточник, а побочный продукт, который создавали во время производства сериала, чтобы привлечь внимание к будущему проекту. Первый том выпустили ещё до выхода сериала на телевидение, а последующие выходили параллельно с шоу и после его завершения. Мангу создавал аниматор и дизайнер персонажей «Евангелиона» Ёсиюки Садамото, не консультируясь с Анно или другими участниками команды.
Манга расшивает сюжет и бэкграунды персонажей, а также продолжается после событий «Конца Евангелиона». Она завершилась в 2013 году — за 18 лет вышло 14 томов. Её рекомендуют читать после сериала при желании сильнее погрузиться в лор.
Как понять «Евангелион» (и стоит ли)
Ещё с середины 90-х поклонники сериала обсуждают смысл концовки и пытаются разобраться в символизме сериала — это становится поводом для бесконечного количества теорий о том, что же на самом деле произошло в «Евангелионе».
Мем о фанатских теориях по «Евангелиону» (осторожно, спойлеры)
Сериал содержит множество отсылок к христианству, кабалле, иудаизму — в шоу упоминается Древо жизни, суперкомпьютеры называются Мельхиор, Бальтазар, Каспар, Ангелам даны имена Адам, Лилит, Сихаил, Сандальфон, Рамьель, а их повержение часто заканчивается взрывом в виде христианского креста.
Кадр из «Евангелиона»
После выхода сериала аниматор Кадзуя Цурумаки отрицал религиозную трактовку шоу, заявляя, что символы добавили, чтобы сделать шоу более «экзотическим». Уже в нулевых Анно отмечал, что религиозный символизм всё же несёт смысл: «Евы неслучайно произошли от ангела по имени Адам — любой идиот может понять, что это отсылка к Адаму и Еве. Лилит распнена на кресте, пронзенная копьём Лонгина, куда ещё очевиднее?»
Кадр из «Евангелиона»
«Евангелион» также интерпретируют с помощью психоанализа, находя в развитии персонажей отсылки к работам Зигмунда Фрейда и Артура Шопенгауэра — влечение к смерти, оральная стадия, тревожное расстройство, вызванное разлукой. Считается, что Синдзи страдает от Эдипова комплекса и характеризуется конфликтом либидо-деструдо, Рэй — репрезентация его бессознательного, пилотирование Евы-01 — это фрейдистское «возвращение в утробу матери», а борьба героя за освобождение от робота — это «обряд перехода» к зрелости. В этом смысле рассматривают как личную борьбу Анно с депрессией, где персонажи представляют разные части его личности.
В сериале также увидели метафору того, каково быть отаку в социальном плане — пока одноклассники женятся и живут взрослой жизнью, герой страдает от социальной неадаптированности и продолжает проводить время в раздумьях о боях огромных роботов в маленькой спальне.
Как отмечают поклонники «Евангелиона», с которыми пообщался TJ, истинной трактовки не существует. «Психология — сфера крайне тонкая, её проявления уникальны для каждого человека. Потому раз аниме концентрируется на ней, то и у разных зрителей оно может вызвать разные отклики и мысли», — отмечает Никита Казимиров, давний фанат сериала.
Кадр из «Евангелиона»
«Я не большой ценитель людей с синдромом поиска глубинного смысла, хотя знаю большой пласт фанбазы, который пытается найти и отсылки на идеи „Человечество — восемнадцатый ангел“, и библейские мотивы, и много чего ещё. Считаю „Евангелион“ в первую очередь хорошим психологическим триллером с мозговыносящей концовкой», — рассказала автор телеграм-канала «Вестник третьего удара» Лена Ленина.
«Как бы я не трактовал „Еву“, найдутся люди, которые скажут, что я несу бред или вообще не смотрел аниме. Наверное, в этом и есть одна из прелестей сериала — каждый понимает его по-своему», – подчёркивает автор фанатского паблика «Mildly Evangelion» (бывший «Я везде вижу отсылки к „Евангелиону“») Артемий Колесов. С поклонниками соглашается и сам Анно.
«Евангелион» — это головоломка. Любой может найти свои ответы. Мы предлагаем зрителям подумать самим. Возможно, фанаты ждут от нас руководства «Всё о Еве», но его не существует. Не ждите, что вы получите ответы. Не ждите, что вас всё время будут обслуживать. Вы должны найти ответы сами.
Как «Евангелион» повлиял на индустрию
«Евангелион» вышел во времена, когда аниме-индустрия находилась в застое из-за экономического коллапса в Японии, который сопровождался кризисом идей. На этом фоне шоу установило новые стандарты для аниме-сериалов — режиссёры получили больший контроль над своими проектами и подходили к аниме как к съёмкам кино, а студии сделали ставку на меньшее количество эпизодов, но более качественных. В том числе и благодаря «Евангелиону» к аниме и косплею начали проявлять интерес вне Японии, а культура отаку стала массовым явлением. Отсылки к сериалу можно встретить в «Обычном шоу», «Гравити Фоллз», «Рике и Морти», «Вселенной Стивена» и другом.
«Евангелион» в своё время задал вектор развития не только аниме о роботах, но и восточной анимации (да и весомой доли мирового кинематографа) в принципе. Многие приёмы и ходы из него успешно и не очень адаптировали десятки и сотни раз. Потому когда фанаты улавливают очередную отсылку в стороннем произведении, то это снова возвращает их к «Еве». Вот и получается, что «Евангелион» живёт не только сам по себе, но и в других работах — так он постоянно находится в инфополе.
Сериал также популяризировал традицию «фан-сервиса» — так называют включение необязательных для сюжета сцен с сексуализированными женскими телами. Gainax активно использовал такой приём для маркетинга и коммерциализации сериала. «Японская анимация — это индустрия, которая в большинстве является мужской. Очевидно, что всё делается для их удовлетворения... В этом смысле японская анимация очень близка к порноиндустрии. Ваши физические потребности удовлетворены. Вы можете найти всё, что пожелаете», — говорил Анно в 1997 году.
Благодаря двум центральным героиням в аниме укрепились соответствующие им архетипы. В аниме начали копировать типаж Рей — загадочной и социально неадаптированной девочки с тяжёлым прошлым и неестественным цветом волос, которая обычно выступает любовным интересом главного героя.
Рей
Канаде Тачибана из Angel Beats!
Майа Цукиганэ из
Рен из
С помощью Аски создатели переосмыслили архетип цундэрэ — вспыльчивой и эмоциональной героини, у которой жестокость по отношению к объекту привязанности сменяется на милость. Аска оказалась не совсем типичной цундэрэ, поскольку создатели воспринимают её всерьёз — она ведёт себя вызывающе, поскольку это единственный известный для неё способ привлечения внимания. Теперь её называют одной из самых запоминающихся и ненавистных героинь такого типа.
Кадр из «Евангелиона»
Как разбираться в мемах по «Еве»
На фан-сайтах обсуждали разночтения концовок и делились своими теориям. По мере развития аниме-фандома «Евангелион» стал одним из главных сериалов, обязательных для просмотра новичками. Вскоре появились мемы, фанкамы, фанарт и фанфики — только на Fanfiction.net доступно более девяти тысяч, а первый из них появился в 1999 году.
Имиджборд 4chan, известный в раннюю эпоху интернета отчасти благодаря сообществу фанатов аниме, породил множество по мемов «Евангелиону». Одним из популярных стала вымышленная реплика Гендо, которую используют, чтобы высмеивать главного героя: «Полезай в е**ного робота, Синдзи!». Обычно пользователи под ней имеют в виду «Повзрослей и перестань ныть».
На заглавную тему сериала Cruel Angel’s Thesis делают бесконечные ремиксы и каверы, по четвергам в фанатских сабрредитах публикуют бегущую Аксу с пожеланием «Счастливого четверга!» (цитата не имеет отношения к сериалу), а позу Гендо косплеят и фотошопят под неё других персонажей поп-культуры. В 2015 году, когда в «Евангелионе» произошёл апокалиптичный «третий удар», поклонники шоу шутили о конце света, а потом отмечали своё выживание. А отсылки к сериалу даже находили в официальной олимпийской документалке о золотой медали сборной Чехии по хоккею в Нагано-1999.
Мемная поза Гендо
Среди десятка шаблонов популярным стал кадр с постера «Конца Евангелиона», где огромную голову Рей заменяли на другие мемы. В последние годы в рунете его популяризировали в сообществе «йобангелион нового поколения» — крупнейшем русскоязычном мемном паблике по «Евангелиону».
Создатель сообщества Егор Миллер рассказал, что сделал паблик в 2018 году, когда после просмотра сериала захотел его обсудить: «Он произвел на меня очень сильное впечатление. В какой-то степени даже помог разобраться и ответить на некоторые внутренние вопросы, которые меня тогда терзали. Наверное, ключевое, что я понял — не убегать от себя».
Миллер отмечает, что за три года ведения паблика он не устал от тематики: «„Евангелион“ надоесть не может — это для меня теперь неотъемлемая часть жизни. Ты её можешь не один раз посмотреть и всегда что-то новое и интересное находишь. Это сериал про наши проблемы и про то, что пора бы их уже наконец-то решать».
Кадры из «Евангелиона»
Создатель сообщества считает российский фандом сериала активнее западного: «Иногда поглядываю за сабреддитом „Евы“ и некоторыми западными коммьюнити — они скатились в самоповтор опостылевших шуток про „Лезь в робота“ и пожелания „Счастливого четверга“. Наше сообщество остаётся очень активным — порой захожу в комменты и вижу споры про лучшую девочку „Евы“ или обсуждение ребилдов. Сериал очень любят».
Живучесть фандома сериала 25-летней давности объясняют как тем, что создатели «Евангелиона» постоянно подогревают интерес к шоу — выпускают переиздания, дополнительные фильмы и ребилды. С другой стороны, обсуждения смыслов и концовки не заканчиваются до сих пор. «В „Еве“ очень много комплексных и неоднозначных моментов, а также „белых пятен“ сюжета. Их попросту интересно обсуждать в попытках прийти к самой правдоподобной версии, так как создатели не спешат ничего объяснять. Отсюда регулярные новые теории и трактовки сюжета, которые и подогревают дискуссии», — отмечает Казимиров.
Я думаю, что в этом и есть секрет актуальности «Евы». Каждый находит для себя свой смысл, он никого не оставляет равнодушным. Кого-то он взбесит, кого-то он поразит до глубины души, а кого-то оставит в недоумении. За это я и люблю «Еву». Она очень многогранна.
#соцсети #мемы #разборы #сериалы #аниме #евангелион