Мнения
Том Джоуд

Что на самом деле производил СССР?

Я очень часто слышу от старшего поколения – такую страну про-теряли. Все заводы обанкротились, раньше то у нас все свое было, а сейчас импортное, китайское. И мне захотелось разобраться, что же все-таки мы потеряли.

Тут и там возникают факты, о том, что Советский Союз был крайне несостоятельным в плане промышленности, да конечно оборонка у нас была что надо, с эти спорить глупо, но вот все остальные хромало, причем на две ноги.

Для начала небольшой экскурс в историю, а откуда это всё взялось то изначально? Я надеюсь сейчас уже не для кого ни секрет, что добрая половина индустриализации обеспеченна из-за рубежа, я лишь приведу несколько примеров. Вот список подрядчиков при строительстве ДнепроГЭС:

Другой пример: Сталинградский тракторный завод, построенный по проекту Кана в 1930 году, был изначально сооружен в США, а затем был размонтирован, перевезен в СССР и собран под наблюдением американских инженеров. Он был оснащен оборудованием более чем 80 американских машиностроительных компаний и нескольких немецких фирм.

Причем помощь была оказана не только в период индустриализации, но и после войны:

Американская компания General Electric поставила в 1946 году новые генераторы для ДнепроГЭСа взамен разрушенных во время войны. Вес генератора составил около 1020 тонн; диаметр — свыше 12 м; мощность генератора — 90 МВт, против мощности 77 МВт старых генераторов.

Других примеров можете найти сколько угодно. Сейчас разбираем не эту тему. Тем более, нет ничего зазорного в том, чтобы на начальном этапе воспользоваться помощью. Но ведь ситуация не сильно изменилась в будущем, переходим к сути вопроса. Я не буду долго расписывать каждый отдельный случай, хочется привести максимально много примеров из разных областей, а уж выводы каждый сделает сам.

Самым ярким примером служит конечно автомобилестроение. В 1980 году автомобилизация достигла СССР 45 авто/на 1000 чел. При этом в европейских странах этот показатель составлял уже более 300 авто/ на 100 чел. Во второй половине 1960-х производство автомобилей «Москвич» едва достигало 100 тысяч в год. А ведь это одна из крупнейших марок того времени, 100 тысяч в год, при населении в 200 миллионов. И это не говоря про безумную стоимость автомобиля, в размере 50-80 месячных зарплат. Не забываем о том, что большинство моделей советского автопрома было копиями западных, всем известные примеры: Fiat 124 – Жигули, Simca-Chrysler 1307 – Москвич.

Подобная картинка была во всей бытовой технике. Удивительная вещь, в Советском Союзе, по словам ностальгирующих, были десятки-сотни заводов-гигантов, лучшее образование, медицина, промышленность и вообще мы были первые во всем, а на деле у большинства советских граждан постоянно сталкивалось с товарным дефицитом. Например, один из первых советских видеомагнитофонов Электроника ВМ-12 стоил порядка 1200 рублей, это около 10 месячных окладов того времени.

Вы можете сказать, что в то время это был пик технологического прогресса, и потому такая высокая цена была оправдана. Во-первых, видеомагнитофоны были известны еще с начала 70х, так что хайтеком того времени это назвать нельзя. Во-вторых, сравним цены на электронику того же времени в США:

Три самых популярных модели домашних компьютеров начала 80х:

IBM PC – 1500$

Apple II – 2000$

Commodore VIC-20 (Без монитора)– 500$

Средняя зарплата в США тогда составляла около тысячи долларов. Получается, чтобы купить компьютер, требовалось 2-3 месячных зарплаты, сколько же надо было зарплат рабочего СССР, чтобы купить персональный компьютер? А нисколько, Союз так и не освоил массовое производство домашних компьютеров. Едем дальше.

В 1980 году телевизор был у 60% семей, чуть больше половины, и, конечно, большая часть приходилась именно на городское население. Но много ли это или мало? Сравним с другими странами.

Как видно, здесь все не так плохо как с автомобилестроением, но все равно заметно отставание, даже не от самой передовой Франции. Такие виды бытовой техники как стиральные машины, холодильники и пылесосы — производились в явно недостаточном количестве, вызывая порой ажиотажный спрос. К 1980 году холодильник был у 78% семей, пылесосы – 55%, стиральные машины – 30%.

На протяжении большей части 20 века быт советского человека был суров и скуден. Мужчины брились опасными бритвами и латунными бритвенными станками с лезвиями «Восход». Женщины пользовались марлей или рвали на лоскуты старые простыни. Красивого, эротичного, кружевного нижнего белья не существовало, колготки часто были в дефиците, парфюмерия и средства по уходу за собой – тоже.

Дети играли на пустырях и помойках, или с простейшими деревянными игрушками дома. Гигиенические прокладки, спортивные тренажеры и бритвенные станки, вместе с импортными игрушками пришли к нам только в 90-е годы — вместе с перестройкой. Между тем на Западе люди уже почти век как пользовались благами цивилизации, изобретенными ещё после Первой мировой.

Из-за неразвитости бумажной промышленности в «самой читающей» стране мира был дефицит книг. Обладание хорошими книгами в красивых обложках в условиях дефицита стало также мерилом престижа и благосостояния. Прямо как в средневековье, когда книгопечатный станок не был изобретен, только мы в середине 20 века. Вот еще интересная зарисовка:

С 1974 для подавления дефицита на книги стала выпускаться также специальная «макулатурная» серия книг классиков художественной литературы, которые продавались только «за талоны», полученные за сданную макулатуру (обычно 20 килограммов за книгу). Но их тоже не хватало на всех, выполнивших условие, поэтому на книги из этой серии сразу образовался дефицит, и при появлении книг в продаже появлялись очереди из желающих сдать макулатуру на книги.

Все дефицитные книги с большой переплатой конечно можно было достать у перекупщиков. Кроме того, существовали элитные клубы книголюбов, члены которого имели возможность получать талоны на дефицитные книги и покупать книги, обычно с «нагрузкой» из невостребованных книг, в специальных киосках.

Если вы далеки от литературы, то поговорим о более насущном – о еде. Существует очень распространенный миф, якобы в СССР еда была невероятно качественная и натуральная, без этих всяких добавок, загустителей и глутоматриев. А достигалось всё это благодаря чудотворному ГОСТУ. Вот только всё это именно что миф.

На самом деле никакого отношения к качеству ГОСТы не имели — это просто описание различных составляющих и их процентных соотношений, которые могут использоваться в продукте. Подчеркиваю — МОГУТ. Помимо первых строчек текста, где указывалось, например, что колбаса должна содержать 75% мяса, существовали ещё весьма обширные примечания, в которых указывалось, на что можно заменить мясо. По ГОСТу таким заменителем мяса могла быть смесь из выварки костей, крахмала и пищевой плазмы, чем успешно и пользовались производители. Вот, например, известный ГОСТ 23670-79 от 1979 года в редакции года 1980:

Допускается взамен говядины, свинины, баранины совместное использование стабилизатора белкового, массы мясной говяжьей или свиной, или бараньей, пищевой плазмы (сыворотки) крови, крахмала или муки пшеничной

Вполне официально, по ГОСТу, в колбасе могло практически не быть мяса. И это только по официальным нормам, не считая воровство на местах и всякие «производственные схемы». В сосисках по ГОСТу допускалось 10%-е содержание мяса; что же там было в реальности — остается только гадать. А для колбасы попроще – сорта «Для завтрака» – ГОСТ допускал изготовление из казеината натрия, пшеничной муки, картофельного крахмала.

Был период, когда можно было использовать и перемолотые в порошок кости животных, и сухожилия, и прочие непривлекательные части животных. Список «улучшителей» и заменителей в одних только колбасах был огромный. ГОСТы официально разрешали использовать в колбасах вместо жилованного мяса щековину, выварку копыт, мочевые пузыри, коровьи проходники. О качестве кондитерских изделий скажет советский ГОСТ 240-85 на маргарин, кулинарные и комбинированные жиры, который позволял производить жиры из того же пальмового масла, пальмового стеарина, хлопкового пальмитина.

Почему такое в принципе было возможно? А очень просто, дело в том, что эти самые «государственные стандарты», переписывались чуть ли не ежегодно. Какой смысл в любом стандарте, если его по желанию, могут изменить в любой момент? Кстати, помимо ГОСТов существовали и ТУ, столь ненавистные для ностальгирующих людей.

Причем во многих республиках существовали собственные ТУ, которые различались в зависимости от ситуации с урожаем, мясной и молочной промышленностью в регионе. По ТУ так же производили всеми любимое советское мороженное, которое делали из растительных жиров, комбижира, вместо агар-агара добавляли крахмал и муку, а в начале 1980-х сливочные сорта мороженого заменили молочными: сливочный пломбир остался только в Москве и Ленинграде, провинцию же кормить жирно никто не собирался.

За пределами областных центров с 1970-х годов не продавали никакого мороженого, кроме томатного, потому что все молочные продукты из сельхозрегионов подчистую вывозили в Москву. В Тюмени третий сорт мороженого появился только в конце 1980-х, а до этого были только молочное в стаканчике и молочное на палочке.

* * *

Окей, может быть в легкой промышленности в СССР все было плохо, но, может, в других сферах картинка изменится к лучшему?

Думаю, всем знаком этот трамвай – имя ему Татра-3. T3 — трамвайные вагоны, изготовлявшиеся предприятием ЧКД Прага с 1960 по 1999 год. Всего произвели 14 113 вагонов, включая прицепные безмоторные. Более 1000 таких трамваев поставили в Прагу, Москву и Киев. Татра T3 (с учётом модернизированных вагонов) до сих пор является основным типом подвижного состава во многих чешских, российских и украинских городах.

Получается, что даже такую простую в производстве вещь как трамвай, в Советском союзе закупали в дружественных странах. Маленькая Чехословакия обеспечивала весь огромный Союз.

Знаете, что это? Конечно знаете! Ikarus-250 был одним из самых распространённых автобусом в СССР и России, в 1970-1995 гг. Произведены эти автобусы были одноименной Венгерской компанией.

Самая популярная электричка на всем постсоветском пространстве – ЭР2 и различные её модификации.

Производилась Рижским вагоностроительный заводом в период с 1962 по 1984 годы. И все бы то ничего, вот только Рига и Латвия — это не то, чтобы «очень СССР». На бумаге конечно да, в состав советских республик входила, но все прибалтийские республики были весьма обособленными, «самый доступный зарубеж» для советских граждан. Да и сам завод был построен 1895 году немецко-балтийским предпринимателем Оскаром Фрейвиртом как акционерное общество «Fenikss». Никаким Советским Союзом и не пахнет.

Так что же вообще производил сам Советский Союз? Что не было куплено/скопированно с Запада, Может быть то, от чего непосредственно должна зависеть экономика страны? Сделка века «газ — трубы», — долгосрочное соглашение заключенное 1 февраля 1970 года между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии о поставке в СССР труб большого диаметра и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с платой за поставленные трубы и оборудование газом с месторождений Западной Сибири.

Получило такое название из-за того, что являлось самым крупным за всю историю советско-германских/российско-германских и советско-европейских/российско-европейских соглашений, предполагающим сотрудничество в течение многих десятилетий. Во многом благодаря этой сделке ФРГ сразу получила огромный бонус в экономическом развитии. Тут тебе и долговременная загрузка своих металлургических предприятий, и очень дешевый газ в огромных количествах. Но зачем вообще понадобился такой казалось бы невыгодный для СССР,и крайне выгодный для ФРГ контракт?

Дело в том, что до самого своего распада СССР так и не научился делать трубы высокого давления большого диаметра. Это достаточно сложная и высокотехнологичная продукция. Более простые технологически спиралешовные-одношовные и прямошовные-двухшовные умели делать, помогли специалисты из Чехословакии. Одношовные-прямошовные трубы небольшого диаметра и невысокого давления — умели делать.

А вот чтобы всё сразу — одношовные прямошовные высокого давления большого диаметра (которые как раз и нужны для больших трубопроводов) в СССР производить не умели вообще. СССР вынужден был импортировать эту стратегически важную продукцию из-за рубежа, в колоссальных количествах. Причем не из социалистической ГДР, так как там тоже не умели делать такие трубы, а из более развитой в техническом плане Западной Германии.

Получается, даже стратегически важную технологию Союз освоить не смог, а ведь на импорт сырья приходилось большая часть ВВП страны. Кстати, проклятые капиталисты, что развалили страну, все-таки смогли освоить эту технологию и начиная с 2005 года в России открылось сразу несколько новых цехов по производству этой сложной высокотехнологичной продукции — прямошовных одношовных труб высокого давления большого диаметра.

Сейчас Россия полностью самообеспечена своими трубами большого диаметра и даже поставляет их на экспорт. «Сила Сибири», «Турецкий Поток», «Северный Поток-2» и многие другие газопроводы строятся именно из российских труб.

* * *

Подведем итоги: CCCР не мог обеспечить своих граждан автомобилями, простой бытовой техникой, книгами, общественным транспортом, качественными продуктами питания, электроникой. Даже стратегически важные отрасли - жд-транспорт, газопроводы, ГЭС и прочее были частично или полностью приобретено заграницей.

Чем же занимались все эти мега-заводы которые любят вспоминать ностальгирующие? Что производила страна, которая занимала 1/5 всей суши на планете? Где те самые экономические показатели, по которым мы должны не просто догнать, но и перегнать загнивающий запад? Что именно разграбили, развалили, распродали треклятые капиталисты в 90е? Может они добили то, что уже медленно умирало лет тридцать?

#лонгриды #ссср #разборы