Профессиональные химики провели разбор ключевых моментов сериала Breaking Bad
Прямо под выход свежей серии Breaking Bad профессор химии университета Оклахомы и научный консультант сериала Донна Нельсон рассказала для издания GigaOm, почему мет на самом деле не получится синим и каков лучший способ незаметно избавиться от трупа.
Школьный учитель химии Уолтер Уайт, более известный как Хайзенберг, и его помощник, начинающий «повар» Джесси Пинкман — главные герои популярного сериала «Во все тяжкие». Сериал стал популярен не столько из-за провокационной темы (герои богатеют, промышляя изготовлением тяжёлых наркотиков), а скорее из-за мощнейших диалогов и впечатляющих ситуаций, из которых Хайзенберг выпутывается благодаря знанию химии.
Сегодня ночью на торрентах появилась свежая серия Breaking Bad. Если вы еще не скачали ее, вам следует задуматься, а зачем вы вообще живете?
— Ярослав Свиридов (@yasviridov) 12 августа 2013
Подгадав время к выходу второй части последнего сезона Breaking Bad, автор GigaOm решила разобраться, насколько правдивы некоторые знаковые моменты сериала с научной точки зрения, и взяла комментарии у зарекомендовавших себя химиков: профессора химии из универститета Оклахома Донны Нельсон, председателя факультета химии университета Нью Мексико Стивена Кабанисса и главы химфака университета Орегона Майкла Хейли.
Осторожно, в этой статье очень много спойлеров и сносок на Википедию.
Действительно ли мет получается ярко-синего цвета?
По сюжету изначально Уайт и Пинкман изготавливали метамфетамин из подручных средств: в качестве основы использовался медикамент псевдоэфедрин, продающийся в аптеках, но таким образом они не могли наращивать объём производства — скупка медикамента в слишком больших количествах выглядит подозрительно. К концу первого сезона они стали вместо псевдоэфедрина использовать пестицид метиламин, продающийся в промышленных мастштабах, который и придавал синий цвет, сделав его фирменной меткой продукта Хайзенберга. Как утверждает Уайт в сериале, ярко-синий цвет был получен благодаря исключительному качеству и чистоте его продукта.
Нельсон утверждает, что переход с псевдоэфедрина на метиламин не оказывает практически никакого эффекта на цвет метамфетамина: «Иногда некоторые особо чистые кристалы кажутся нам слегка синеватыми, потому что наше сознание пытается сравнить их с расхожим низкокачественным продуктом, который отдаёт жёлтым цветом. Изменение цвета вряд ли бы повлияло на положение Хайзенберга на рынке: в шоу синий цвет просто ассоциируется с его мощным продуктом. Согласно данным Управления по борьбе с наркотиками, цветной мет обычно ароматизирован».
Почему плавиковая кислота проедает керамическую ванну, но не трогает стенки пластиковой бочки?
Одна из самых отвратительных сцен сериала происходит во втором эпизоде первого сезона. Джесси не следует указаниям мистера Уайта, и вместо того, чтобы растворить тело драгдилера Эмилио фтороводородом в пластиковой бочке, он использует для этого ванну в своём доме. Плавиковая кислота разъедает стенки ванной, прожигает межэтажное перекрытие, и всё содержимое ванны вместе с ней самой падает сквозь образовавшуюся дыру на первый этаж.
Хэйли подтверждает эффективность фтороводорода: «Керамические материалы состоят из множества атомов кремния. Фтор образовывает прочное соединение с кремнием, поэтому плавиковая кислота будет “проедать” керамику, стекло — любой материал, в состав которого входит много кремния».
Нельсон сомневается, что в этот раз Уолтер Уайт выбрал самое эффективное решение: «Обычно плоть растворяют при помощи основания, чаще всего — гидроксида соды, то есть раствора щёлочи. Его часто используют для прочистки забившихся труб, как и для утилизации жертв ДТП. Раствор щёлочи в данном случае был бы гораздо безопаснее: в отличие от гидроксида соды, плавиковая кислота имеет ядовитые испарения. Хоть Джесси и был в маске, когда начал операцию, но пары должны были распространиться по дому, и к моменту, когда кислота проела ванну, должны были уничтожить большинство открытых поверхностей».
Насколько мощным получается взрыв гремучей ртути?
В шестом эпизоде первого сезона Хайзенберг посещает крупного наркобарона по кличке Туко. Тот только что избил Джесси и отнял у него партию мета, и Хайзенберг посылает ему новую партию якобы как жест доброй воли. Когда Туко отказывается платить, Уолтер Уайт делает рокировку: оказывается, в пакете не мет, а взрывоопасная кристализованная гремучая ртуть, которую находчивый школьный учитель незамедлительно пускает в дело. Взрыв вышибает стёкла, но не наносит вреда находящимся в комнате наркоторговцам.
Кабанисс: «Гремучая ртуть издаёт очень громкий и резкий звук при взрыве, и потому часто используется для разного рода опасных розыгрышей. Например, небольшое количество можно нанести на ободок унитаза, и когда жертва опустит его, раздастся громкий хлопок. Я бы не стал носить её в кармане, потому что она может сдетонировать от любой тряски. Странно, что от «представления» Уолта не взорвалась остальная часть гремучей ртути, лежавшей в пакете на столе».
Хэйли: «Пусть это преувеличение останется на совести создателей шоу. Взрыв того масштаба, что был показан в сериале, должен был оставить людей глухими или тяжело ранеными. Нужно быть дураком, чтобы положить такой пакет себе в карман, особенно учитывая размах разрушений, показанный в сериале».
Нельсон: «В реальной жизни, пакет с уолтеровским модифицированным химикатом должен был сдетонировать гораздо раньше, чем было запланировано, и с гораздо более жестокими последствиями — вряд ли бы кто-то выжил в той комнате».
Можно ли сделать термитную смесь из «волшебного экрана» и прожечь ей замок?
В заключительном эпизоде первого сезона Джесси и Уолт пробираются внутрь промышленного склада, чтобы украсть бочку метиламина. Вход в склад закрыт на мощный замок, но Уолт прожигает его при помощи термитной смеси (температура горения 2300—2700 °C). Химик снова находит решение в подручных средствах: он закупает большое количество детских «волшебных экранов» для рисования и добывает из них алюминиевую крошку, из которой и изготавливают термитную смесь.Нельсон: «Алюминиевая пыль, конечно, является основным компонентом термитной смеси. Но Уолт и Джесси легко могли купить большой объём такой пыли, если бы просто зашли в хозяйственный магазин: по нашим подсчётам, им бы потребовалось разломать около 200 экранов для того, чтобы заполнить плошку из сериала».
Кабанисс: «Термитная реакция действительно плавит металл и может использоваться для сварки. Это одна из любимых демонстраций для учителей по химии, включая меня — искры, дым, пламя и т. д., но в контролируемом, не взрывоопасном стиле. Не знаю, почему больше людей не носят с собой алюминивую пыль, чтобы открывать замки».
Нельсон: «Уолту и Джесси нужно было отойти подальше от двери, они бы не могли смотреть на пламя огня без специальной защиты для глаз, а дверь не успела бы остыть за короткий промежуток времени настолько, что за неё можно было браться руками».
Кстати, по поводу последней серии: известный сайт по инфографике visual.ly выпустил аналитику реакции Твиттера на свежую серию (девятый эпизод пятого сезона). По графику интенсивности твитов легко определить самые напряжённые моменты серии.
Время варить,
Никита Лихачёв,
TJournal
#Статья #Во_все_тяжкие