«Вероятно, самый успешный бумажный стаканчик»: почему из него пьют кофе Питер Паркер, Тони Сопрано и Люди в чёрном
Предупреждаем — после этого материала вы, скорее всего, всегда будете обращать внимание на стаканчики Anthora в фильмах и сериалах про Нью-Йорк.
Стаканчик Anthora Рисунок Sphaera Magazine
Стаканчики для кофе в греческом стиле – такой же неотъемлемый атрибут «киношного» Нью-Йорка, как жёлтое такси, Статуя Свободы, Бруклинский мост или захватывающие дух небоскрёбы. По любому из этих элементов можно безошибочно определить, где разворачиваются события фильма или сериала.
Внешний вид стаканчиков Anthora не меняется — бело-голубые цвета, нарисованный кувшин и надпись «античным» шрифтом: «Мы рады вас обслужить» (We are happy to serve you).
Очередной миг славы Anthora в соцсетях наступил благодаря фильму «Человек-паук: Нет пути домой». Фанаты со всего мира мгновенно занялись поиском скрытых смыслов, хотя в действительности дизайн стаканчика не содержал никаких отсылок к другим событиям и персонажам комикс-вселенной.
Фотографии ниже скрыты из-за спойлеров к фильму «Нет пути домой»
Тот самый стаканчик в фильме «Человек-паук: Нет пути домой». Сцена в конце картины с участием Питера Паркера и Эм-Джей в кафе
Тот самый стаканчик в фильме «Человек-паук: Нет пути домой». Финальная сцена, в которой показано, что Питер Паркер сам сделал себе новый костюм
Это появление – далеко не дебют для культового артефакта. Аналогичные стаканчики появлялись в «Законе и порядке», «Друзьях», «Клане Сопрано», «Безумцах», «Как я встретил вашу маму», «Бруклине 9-9», «Людях в чёрном», «Сорвиголове» и множестве других популярных сериалах и фильмах, действие которых происходит в Нью-Йорке. Один из последних примеров — фильм «Тик-так...бум!» с Эндрю Гарфилдом, который в начале года получил за эту роль «Золотой глобус».
Тот самый стаканчик в фильме «Тик-так, бум!» Netflix
Тот самый стаканчик в фильме «Тик-так, бум!» Netflix
Для многих людей стаканчик Anthora — это всего лишь кусок картона, который отправится в урну вскоре после покупки кофе. Для жителей главного американского мегаполиса это, напротив, важный символ и негласный объект культурного наследия.
Дизайн стаканчика копируют для обычных кружек и стаканов, а число вариаций зашкаливает: когда в середине 2000-х производство оригинальной версии приостановили, практически каждая забегаловка выпустила отдельную версию. Коренной житель Нью-Йорка, вероятно, искренне удивится, если по пути на работу пешком или на метро не увидит ни одного стаканчика-«последователя» Anthora.
Кадр со стаканчиками Anthora из сериала «Безумцы» AMC
Популярность этих бумажных стаканчиков не выглядит очевидной, ведь какое вообще отношение античная символика имеет к Нью-Йорку? Благодаря чему стаканчики сохраняют такой уникальный статус спустя 56 лет после производства первой партии? Что они символизируют? TJ изучил историю стаканчиков и биографию человека, который их придумал.
Создатель Anthora потерял родителей в концлагерях и пережил Холокост
Дизайн появился благодаря выходцу из еврейской семьи Ласло Бюху. Он родился в 1922 году в городе Хуст, который тогда входил в состав Чехословакии, а теперь относится к Украине. Во время Второй мировой войны Ласло лишился обоих родителей, а сам побывал в Освенциме и Бухенвальде. После поражения нацистской Германии и освобождения узников концлагерей Ласло с братом Юджином перебрался в США. Там он скорректировал фамилию и превратился в Лесли Бака.
В конце 1950-х братья обосновались на новой родине и запустили первый бизнес — компанию по производству бумажных стаканчиков Premier Cup в городе Маунт-Вернон, штат Нью-Йорк. Лесли показал себя талантливым управленцем и в начале 1960-х занял должность менеджера по продажам в более крупной компании Sherri Cup в Коннектикуте. Вскоре его повысили до директора по маркетингу.
Тогда же Бака посетила гениальная идея – создать для нью-йоркцев особенные стаканчики с античными элементами. Культурная отсылка должна была привлечь местных жителей: в то время большинство кофеен в городе принадлежали иммигрантам из Греции. Бак кропотливо подошёл к продукту: дизайн выполнили в цветах греческого флага, а надпись – в традиционном национальном шрифте.
Создатель стаканчиков Anthora Лесли Бак AP
Единственная неточность заключалась в названии – Лесли специально исковеркал слово «амфора» (изящный античный сосуд, также изображённый на стаканчике). Так появилось легендарное Anthora, ставшее одним из самых узнаваемых локальных брендов.
Импульсом к созданию Anthora послужило желание выйти на рынок закусочных. Они были главным источником еды и горячих напитков на вынос. Отец придумал внешний вид стаканчика в кабинете у себя дома.
Помню, как мы проверяли в энциклопедии название классической греческой урны, а затем искали её изображение. Anthora – это переделанный вариант настоящего названия. Рамку для слов и узор внизу стаканчика также исполнили в национальном стиле.
Нью-йоркцам понравился их вид, выделявшийся на фоне безликих картонок, которые тогда использовали в кафе и забегаловках. При этом они не смотрелись вульгарно или вызывающе. К тому же Anthora оказались первыми одноразовыми стаканчиками без ручек. Так что стремящиеся к удобству и комфорту местные жители оценили лаконичную эстетику.
Эти маленькие стаканчики как родимые пятна. Каждый из них служит доказательством, что мы в Нью-Йорке, а не где-то ещё. Заменить их на пафосные стаканчики из современных сетевых кофеен – то же самое, что решиться на пластическую операцию в надежде повысить социальный статус.
Двумя годами раньше Лесли Бак ушёл на пенсию. В его честь компания выпустила 10 тысяч стаканчиков с изменённым девизом – вместо «Мы рады вам служить» на них написали «Для нас было удовольствием служить вам». Несмотря на уход создателя, Anthora оставались популярны до начала 2000-х, когда набрал популярность Starbucks со своим дизайном кружек, а традиционные американские закусочные постепенно уступили место модным кофейням. В The New York Times написали, что «существование артефакта оказалось под угрозой».
Падение и возвращение легендарных стаканчиков
В 2004 году компания Solo Cup, производящая не менее известные, но не такие притягательные красные стаканчики, поглотила Sherri и сократила фабричное производство. Новые хозяева проанализировали падение продаж Anthora (с 500 до 200 миллионов в год) и свернули легендарный бренд Лесли Бака. С тех пор владельцы исключительно продавали лицензию на античные стаканчики отдельным заведениям и сувенирным магазинам.
Anthora, которые когда-то славились индивидуальностью, получили десятки разновидностей. Одни подражатели выпустили стаканчики со Статуей Свободы вместо амфоры, другие заменили греческий сосуд на одну из самых известных античных статуй – «Дискобол».
Множество вариаций отвлекли внимание от упадка оригинала. Менялись даже слоганы — вместо оригинального варианта отдельные производители печатали на стаканчиках «Рады служить вам», «Служим вам с удовольствием», «Служить вам — удовольствие» и другие схожие фразы, каждая из которых оказывалась не такой запоминающейся.
Раньше продукция Sherri Cup оставалась уникальной. Затем за ними последовали другие. Теперь похожие стаканчики производят крупные производители по всей стране. Если они ходят продавать стаканчики в Нью-Йорке, им приходится копировать для них греческий дизайн.
Одной из самых популярных разновидностей Anthora стала версия компании Premier Cup из округа Уэстчестер в штате Нью-Йорк. Если набрать номер на стаканчике, включится запись с обращением президента компании Арни Баума о том, что их версия с дискоболом впервые появилась в 1967 году, а продажи в городе до сих пор составляют более миллиона в месяц. В 1995 один из стаканчиков Premier Cup представили на выставке, посвященной античной культуре — среди скульптур и других древних произведений искусства.
Амфора — сосуд, в честь которого назвали легендарные стаканчики
Оригинальные Anthora сами по себе обрели историческую ценность — например, Нью-Йоркское историческое общество отобрало творение Лесли Бака для выставки «Краткая история Нью-Йорка в 101 объекте». Музей современного искусства запустил продажу стаканчиков в керамическом варианте, а в сувенирных лавках и арт-галереях появились сумочки, часы и запонки с изображением амфоры и оригинальным слоганом.
В 2015 компания Dart Container, в состав которой входила Solo Cup, возродила легенду. Это произошло после многочисленных запросов о возвращении настоящих Anthora и спустя пять лет после смерти Бака. Представительница производителя Линда Гринман сказала: «Anthora – символ Нью-Йорка. Продавцам и любителям кофе больше не нужно опускаться до подражателей. Оригинальные стаканчики Anthora готовы к возвращению».
Несмотря на возвращение первой версии, в Нью-Йорке сохранилось многообразие греческих стаканчиков. Альтернативы остались на рынке, поэтому сосчитать, сколько разновидностей Anthora сейчас продаётся в городе, невозможно. Dart Container не бьётся за эксклюзивность: подобное обилие лишь дополнительно подчёркивает влияние и важность оригинала.
Леонардо Ди Каприо со стаканчиком Anthora на съёмках фильма «Волк с Уолл-Стрит» Фото Getty
Чтобы воссоздать атмосферу и эстетику Нью-Йорка 1990-х, в фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-Стрит» художник-постановщик Боб Шоу специально настоял на использовании тех самых стаканчиков. Приятный и не кричащий дизайн – не единственная причина популярности творения Бака даже спустя полвека. Как бы пафосно это ни звучало, Anthora действительно имеет для Нью-Йорка важное историческое значение.
Anthora напоминает, что обаяние и сила Нью-Йорка – в переплетении разных культур
Нью-Йорк — это, вероятно, самый мультикультурный город мира, где гармонично существуют разные традиции, от латиноамериканских до восточноевропейских. С одной стороны, стаканчики с античными узорами — это маркетинговый хит, эксплуатация образа 1960-х и фантомной ностальгии молодых горожан по эпохе, которую они даже не застали. С другой, Anthora напоминает, что особенности устройства США олицетворяют не только брутальные монументы, но и вроде бы незначительные мелочи.
Казалось бы, обычные бумажные стаканчики Anthora отсылают к иностранным корням большинства граждан. Одни перебрались через океан в надежде отречься от прошлого и исполнить мечты, другие сбежали от тоталитарных режимов, войн и репрессий. Для каждого из них Нью-Йорк стал новым домом.
Кадр со стаканчиками Anthora из сериала «Сопрано» HBO
В том же «Человеке-пауке» акцент на таком символе сделан неслучайно. Авторы провозглашают одной из главных ценностей дом — это слово есть в названиях всех трёх «Пауков» с Томом Холландом. Нью-Йорк выступает домом для Питера Паркера и некоторых других персонажей, каким бы ни было их происхождение, цвет кожи и личные убеждения.
Сам «дружелюбный сосед» близок к обычным людям по характеру, духу и настроению больше, чем другие супергерои – миллионеры, божества, мутанты. Он служит горожанам без лишнего пафоса и не считает свои достижения подвигами — в полном соответствии с девизом Anthora.
Конечно, в Нью-Йорке популярны бумажные стаканчики не только в античном стиле. В 2005 они составляли примерно 40% от всех одноразовых стаканчиков, покупаемых в городе, но с тех пор бренд пережил падения и возрождение с более скромных масштабах.
После теракта 11 сентября 2001 года в дизайне усилились патриотические тренды, появилось больше стаканчиков с надписями «Я люблю Нью-Йорк», флагами, а также памятниками архитектуры и искусства. В 2002 стаканчики с витиеватым абстрактным узором художника Райана Макгиннеса ознаменовали переход от уютной эпохи «Друзей» к модному и эстетичному городу.
Но, несмотря на обилие конкурентов, Anthora остаётся, пожалуй, главным одноразовым стаканчиком в Нью-Йорке. Он воплощает многообразие, простоту и доброжелательность, ровно как и Человек-паук, который в очередной раз признался в любви своему городу и одновременно обеспечил новую волну рекламы его незаметному, но важному символу.
#кино #истории #сша #лонгриды #лигаавторов