Колоссальный гид по «Атаке титанов» — самому востребованному аниме-сериалу десятилетия
Рассказываем о главной работе Хадзимэ Исаямы, её неоднозначной проблематике и сверхпопулярности по всему миру. И поясняем, при чём тут ультраправые движения.
В январе 2022 года начали показывать вторую часть финального четвёртого сезона аниме «Атака титанов» (Shingeki no Kyojin). В этой истории человечество ведёт борьбу с титанами — огромными существами-людоедами. Чтобы спастись, люди построили огромные стены, но однажды они рушатся под напором супертитанов нового вида. Подросток Эрен, чью мать убивает один из них, решает отомстить.
Ажиотаж вокруг премьеры финальных серий аниме оказался настолько велик, что из-за наплыва пользователей упали серверы стримингового сервиса Crunchyroll. Первая серия получила оценку в 9.0 на IMDb, уже третья в день премьеры удостоилась максимальной «десятки». А опенинг The Rumbling менее чем за две недели набрал почти 27 миллионов просмотров на одном только YouTube и забрался на первое место в чарте US Hot Hard Rock Songs от Billboard.
Подобные рекорды «Атака титанов» ставит не впервые. Практически с момента выпуска первой главы только и слышно об очередных достижениях главной работы мангаки Хадзимэ Исаямы и её аниме-адаптации. И манга, и аниме регулярно попадают во всевозможные топы лучших произведений, причём популярность не думает угасать и, вероятно, ещё не достигла пика.
TJ разобрался в феномене «Атаки титанов», вспомнив историю развития манги, аниме, которое и превратило серию в мировой хит, а также другие многочисленные адаптации и тонны мемов. Не обошлось во франшизе без скандалов, связанных с основным антимилитаристским посылом истории и спорной концовкой.
Тернистый путь Хадзимэ Исаямы
Как и многие авторы японских комиксов, создатель «Атаки титанов» Хадзимэ Исаяма пришёл к своей главной работе достаточно рано. Когда стартовала сериализация манги, ему было 23 года. Впрочем, лёгким успехом его путь назвать нельзя, так как до этого мангаке пришлось серьёзно потрудиться и принять пару судьбоносных решений.
Хадзимэ Исаяма
Исаяма родился в 1986 году в городе Ояма (в 2005 его объединили с близлежащими селениями и переименовали в Хита) префектуры Оита. Небольшое селение в плане рельефа представляет собой равнину, окруженную высокими горами. Особенности местности Исаяма использовал для создания мира манги «Атаки титанов».
Но в детстве он о карьере мангаки особо не задумывался. Пускай рисовать монстров ему и нравилось с ранних лет, автор не считал себя особо талантливым. В личных заметках в средней школе он писал, что мечтает стать владельцем магазина.
Будучи стеснительным и слабым физически, Исаяма тем не менее регулярно участвовал в детских турнирах сумо, но постоянно проигрывал. С учёбой у него тоже не ладилось. В один момент Хадзимэ даже мысленно признал, что он хуже остальных сверстников.
Рабочее место Хадзимэ Исаямы
При этом он уважал сильных людей и хотел приблизиться к ним хотя бы в чём-то. Параллельно Исаяма мечтал о побеге в место, где вид не ограничен горами. Те в детстве виделись ему хранителями безопасности, но с возрастом они начали только утомлять юношу. А в бескрайнем небе Исаяма узрел огромную мощь и олицетворение свободы. Поиск свободы в итоге оказался главной идеей сюжета «Атаки титанов».
В старшей школе Хадзимэ начал пробовать рисовать мангу для различных конкурсов, пытаясь через истории выразить своё стремление увидеть мир и стать сильнее. Отец особо не поддерживал его начинания, считая, что сыну необходимо найти стабильную «нормальную» работу. А вот мать автора «Атаки титанов» всегда одобряла его творческие порывы.
Город Хита
После выпуска из школы Исаяма решил улучшить свои художественные навыки благодаря программе Института дизайна Кюсю, нацеленной как раз на создание манги. Выбор места учёбы также связан с желанием автора наконец-то уехать из родного города. Ведь до этого Хадзимэ видел окружающий мир всего лишь «неизвестным местом», в которое ему хотелось погрузиться сполна.
Внутренние терзания стали одним из основных столпов творчества автора. В одном из интервью Исаяма признался, что именно детство помогло ему стать мангакой.
Не будь у меня этого сложного периода, я не смог бы создать «Атаку титанов». Даже больше — у меня вообще не было бы нужды как-то выражать подобные эмоции. И теперь неважно, что будет дальше, ведь я всегда буду рад, что принял замечательное решение стать мангакой.
Первой профессиональной работой Исаямы стала как раз «Атака титанов». Только не та, о которой сегодня знает весь мир. Речь об одноимённой манге-ваншоте 2006 года, в которой особенности мира титанов узнаются лишь отдалённо.
Пример рисунка в прототипе «Атаки титанов»
Согласно сюжету, некая радикальная организация, стремящаяся защитить природу Земли, запустила «Проект уничтожения человечества». В ходе него разработали гуманоидных монстров-гигантов, призванных убить всех людей. Но так как они не могут вредить растениям, остатки человечества укрылись в селениях за густыми лесами. Впрочем, иногда гиганты всё-таки сталкиваются с людьми. Защитить выживших призваны специально обученные воины Авангарда.
Никого из знакомых героев «Атаки титанов» в ваншоте нет, но некоторые черты будущего хита вроде людей, превращающихся в титанов, и города за стеной в нём присутствуют. Сам Исаяма в предисловии к переизданию манги раскрыл, что при её разработке даже не знал, как правильно держать перо для чернил, потому за общее качество ему немного стыдно.
Однако именно ваншот «Атаки титанов» в 2006 году помог Хадзимэ выиграть конкурс для начинающих мангак Magazine Grand Prix от издательства Kodansha. Обычно это почти сразу означает превращение конкурсного ваншота в полноценную сериализацию. Но в этом случае автору понадобилось ещё несколько лет.
Обложка прототипа «Атаки титанов», которую Исаяма нарисовал для её переиздания
Сначала мангака мечтал попасть в популярный журнал Weekly Shonen Jump, в котором выходят хиты уровня «Наруто». Его представители обратились к Исаяме ещё до первой публикации ваншота. Они хотели издавать автора, но при одном условии: он должен был переизобрести стиль своей истории, сделав её более доступной и подходящей под стандарты подростковых сюжетов (сёнэнов).
Исаяма отказался от такого предложения, пускай WSJ и считается самым массовым изданием в Японии, публикация в котором сулит начинающему автору резкий рост популярности. Во-первых, он не хотел изменять своему видению истории. Во-вторых, если бы он согласился, карьера мангаки, о которой он так долго мечтал, превратилась бы в его глазах в очередную рядовую профессию, в которой всё нужно делать по шаблонам.
Мне кажется, лишь полная творческая свобода способна передать авторский талант и шарм.
Мангака пережил множество отказов и шквалы критики. Редакторам издательств не нравились его подход к сюжетам и рисунок. Но Исаяма свои работы любил, потому сдаваться не планировал. Упорство и трудолюбие автора привело к появлению двух ваншотов, вышедших в 2008 году, — Heart Break One и Orz.
Обе истории рассказывают о борьбе людей с монстрами в фантастических сеттингах. Сегодня найти их в интернете невозможно, остались лишь несколько обрывочных изображений. И по ним заметно, что некоторые дизайны персонажей из ваншотов перешли в «Атаку титанов».
Один их уцелевших разворотов манги Orz
Heart Break One и Orz удостоились своих наград для начинающих авторов. Благодаря ним Исаяме удалось установить тесный контакт с издательством Kodansha, которое одобрило сериализацию какой-то из его работ в журнале Weekly Shonen Magazine.
На подготоку ушло ещё полгода. Сначала Хадзимэ создал концепты сразу для трёх абсолютно новых историй. Но в разговоре с редактором мангака пришёл к выводу, что не стоит использовать ни один из них. Вместо этого Исаяма вернулся к своему первому ваншоту — «Атаке титанов». И с этого начался громогласный путь манги к популярности.
Манга «Атака титанов» как сюжет об идейных конфликтах и поиске свободы
Небольшая ремарка для начала. Если разобраться, русскоязычное название «Атака титанов» не совсем корректно, хотя и стало общепринятым. Японское Shingeki no Kyojin дословно означает «Атакующий гигант». Появление английского варианта Attack on Titan («Атака на титанов») до сих пор остаётся предметом споров, пускай именно его издательство «Азбука» использовало для официального издания манги в России.
Пример обложки российского издания «Атаки титанов»
Вариант «Атакующий гигант» обусловлен сюжетом, но это становится очевидно далеко не сразу. Незначительные на первый взгляд моменты, которые в итоге оказываются ключевыми для истории, — это один из лейтмотивов всего сюжета. Второй важный элемент — регулярные шокирующие сюжетные повороты, переворачивающие весь сеттинг вверх дном.
Изначально концепция «Атаки титанов» казалась относительно простой и основывалась на популярном художественном тропе «люди на грани вымирания из-за опасных существ». За сто лет до старта истории человечество столкнулось с нападением титанов — гуманоидных и почти неуязвимых монстров, обладающих высокой регенерацией. Животных гиганты не трогают, но любой человек может стать их жертвой. А вот разумом эти существа обделены.
Это не помешало им почти полностью истребить человечество. Немногочисленные выжившие укрылись в последнем государстве на острове Парадиз за тремя стенами (Мария, Роза и Сина) высотой около 50 метров. Рост титанов варьируется от 3 до 15 метров, поэтому укрепление считалось надёжным. Все государства за пределами стен якобы полностью вымерли.
Так как патрулировать весь периметр стен невозможно, люди в основном сконцентрированы по четырём селениям-«районам». Такое решение помогает следить за титанами, ведь те инстинктивно следуют туда, где больше людей. В итоге защиту можно сосредоточить в конкретных точках.
Главный герой «Атаки титанов» — подросток Эрен Йегер. Он вместе с другом Армином Арлертом и сводной сестрой Микасой Аккерман живёт в районе Сигансина. Мальчик в целом наслаждается относительно счастливой жизнью, но мечтает узнать, какой же на самом деле мир за стенами. Однако в 845 году на Сигансину нападают титаны под предводительством невиданных ранее Колоссального и Бронированного. Первый оказался выше стен, а второго не берёт никакое оружие. И кажется, что оба обладают разумом.
Микаса получила своё имя в честь японского военного корабля, так как Исаяма по опыту героинь «Евангелиона» верил, что такой ход приносит персонажам популярность
В результате нападения Эрен лишается дома, а его маму Карлу пожирает титан. Во время бегства мальчик клянется уничтожить всех вражеских монстров, чтобы отомстить и освободить человечество из-под их гнёта. Ради этого он вступает в Разведкорпус, который специализируется на сражении с титанами и их изучении. Дополнительно Эрен хранит ключ от подвала своего дома, в котором его отец Гриша скрыл некий важный секрет. А ещё со временем выясняется, что Эрен сам способен превращаться в титана — и именно эта способность может стать основой для возрождения человечества.
Пусть вас не смущает обилие информации в этом пересказе начала сюжета «Атаки титанов» — по меркам манги всё ещё довольно скромно. Эти абзацы не раскрывают и десятой доли мироустройства истории, а часть информации в них вообще в итоге оказалась ложной. Исаяма любит заигрывать с читателями подобным способом, сначала заставляя поверить во что-то одно, а затем перечёркивая все догадки и раскрывая поражающую воображение истину.
В этом мангаке помог подход к работе. Главы «Атаки титанов» выходили раз в месяц. Неделю Исаяма тратил на раскадровку и продумывание основных моментов, оставшиеся три недели — на само рисование главы. Отдельно он прорабатывал план развития сюжета на несколько томов вперёд, чтобы грамотно вписать все сюжетные повороты.
Столь кропотливый труд привёл к появлению в манге огромного количества деталей, которые Исаяма подаёт фоном или мимолётом, но именно они намекают на настоящее положение дел в сюжете или тизерят будущие события. Разбор таких отсылок — отдельное увлечение комьюнити «Атаки титанов». Ведь тут даже обычная подвеска может намекать на финального врага.
Сами титаны тоже не так просты, как кажутся. Их комплексный образ основан сразу на нескольких источниках вдохновения. Самый очевидный из них уводит нас в детство Исаямы и отсылает нас к его физической слабости. Мангака видел в других людях могущественных «гигантов», что изобразил в своей работе.
У Ханджи Зое в манге специально не определён пол — Исаяма оставил его на фантазию читателей
Хадзимэ восхищался не только сильными людьми в общем, но и вполне конкретными персонами. Например, бойцами MMA и WWE. Рестлер и борец Брок Леснар стал прообразом для дизайна и стиля ведения боя Бронированного титана. А вид титанической формы Эрена в свою очередь основан на японском бойце Юсине Оками.
На образы гигантов дополнительно повлияла живопись Франсиско Гойи, а конкретно — его работы «Сатурн, пожирающий своего сына» и «Колосс». Первая передаёт ужас и отвращение поедания человека, вторая — трепет перед видом гигантского гуманоида. В сознании Исаямы гиганты благодаря этим картинами начали ассоциироваться с чем-то мерзким и одновременно мифически возвышенным.
Дизайн Эрена в форме титана, к слову, сильно напоминает как раз «Колосса». И само название монстров из манги в английской версии прижилось частично в дань уважения Гойе, ведь Сатурн в его картине — это Кронос, который в древнегреческой мифологии был титаном.
«Сатурн, пожирающий своего сына»
«Колосс»
На создании титанов сказалась и одна необычная ситуация из жизни Исаямы. В молодости он работал в интернет-кафе, где порой собирались экстравагантные и грубые личности. Однажды к будущему мангаке пристал пьяный посетитель и схватил за шиворот, игнорируя все слова и уже не в силах выражаться самостоятельно. Неспособность донести свои мысли до другого живого существа через диалог воплотилась в жестоких титанах.
На них она не остановилась, ведь конфликты на почве непонимания и идейных разногласий встречаются в «Атаке титанов» постоянно. Постепенно гиганты превращаются из главной угрозы в фон для более острых конфронтаций, причины которых кроются в несовершенстве людских душ.
В подобном векторе развития сюжета можно отследить влияние западных фильмов про постапокалипсис и зомби, которые часто показывают людей в не лучшем свете, когда им лучше было бы объединиться ради выживания. Пускай Исаяма и признался, что сам он любит больше хорроры про призраков, чем про оживших мертвецов.
Настроение упадка цивилизации из-за опасного врага мангака почерпнул дополнительно из визуальной новеллы Muv-Luv Alternative, в которой люди вынуждены сражаться с опасными инопланетянами. Хадзимэ понравилась мысль, что и на грани вымирания человечество всё равно будет «вгрызаться друг другу в глотки».
Причём автор старается раскрыть все стороны конфликта, не выделяя однозначных героев и злодеев. Вернее, поначалу и может показаться, что добро и зло разграничено как минимум условно, но со временем черта между ними размывается.
К бывшим антагонистам проникаешься симпатией, а «добряки» оказываются далеко не святыми и способными на чудовищные поступки. Подобная динамика и «серая мораль» делают сюжет более неоднозначным, а его восприятие зависит от личных убеждений каждого.
Сражения в «Атаке титанов» отличаются особой экспрессией, а со временем даже могучие гиганты начинают казаться уязвимыми и даже в чём-то жалкими
Чего у «Атаки титанов» точно не отнять, так это дотошно проработанного сеттинга. Пускай в нём на первый взгляд не так много запредельно фантастических элементов, Исаяма всё равно в подробностях рассказывает обо всех элементах.
К примеру, о снаряжении Разведкорпуса, в основу которого входит устройство пространственного маневрирования для быстрого перемещения и особые клинки, позволяющие рассечь уязвимое место титанов на шее. Манга любит погружаться в тонкости вроде особенностей крепления отдельных деталей и материалов, из которых всё сделано.
Ещё больше внимания Хадзимэ уделяет социальной и политической составляющей своей работы. Так как именно конфликты между людьми по сути и стали причиной всех бед главных героев, автор старается дать для каждой ситуации подробный контекст.
В истории нашлось место для пары десятков разных социальных групп, каждая — со своими мотивами и убеждениями. И одной силой решать вопросы получается далеко не всегда. Внутренние переживания людей и их взаимодействие друг с другом — ещё одна центральная тема «Атаки титанов».
Благодаря этому манга выделяет ещё и подходом к роли героев в истории. Исаяма запросто может посреди главы ввести нового персонажа, который поначалу покажется второстепенным, но в итоге пробудет в истории до самого финала. А отдельные личности так и вовсе порой перетягивают на себя всё внимание с троицы главных героев и активно двигают сюжет вперёд. Поэтому нельзя сказать, что «Атака титанов» — это конкретно история Эрена Йегера и его близких. Ведь в ней важен каждый человек.
Параллельно мангака не стесняется заимствовать элементы из реального мира. Так, стены в «Атаки титанов» — это аллегория политики самоизоляции Японии. Стена Роза названа в честь секретного плана Германии по постройке Берлинской стены. А карта мира «Атаки титанов» напоминает реальную Землю, только перевёрнутую.
Нашлось место и для отсылок на поп-культуру. Персонаж Фалько основан на образе Джесси Пинкмана из сериала «Во все тяжкие». А на одной из страниц можно увидеть сразу нескольких титанов, напоминающих героев «Игры престолов». Исаяме понравился фэнтезийный сериал, потому он решил увековечить его и в своей работе.
Ещё одна отличительная особенность манги — высокая смертность среди основных персонажей. Пускай некоторые из них и защищены «сюжетной бронёй», многие герои, которые казались одними из главных, запросто могут погибнуть в ключевой момент. Из-за этого атмосфера и без того тяжёлой истории становится ещё отчаяннее.
Все комплексные элементы «Атаки титанов» объединены одним вопросом: на что готов пойти человек, чтобы стать свободным? Проблему поиска свободы Исаяма рассматривает с самых разных сторон, и даже неуютная концовка не даёт ответ, стоит ли цена за избавление от оков всех страданий персонажей.
Свобода в «Атаке титанов» — это смертоносная концепция на уровне с религией, она сводит с ума и застилает взор. И всё-таки люди стремятся к ней сквозь все лишения — прямо как сам Исаяма в детстве стремился к чему-то подобному.
«Атака титанов» насчитывает 139 глав, поделённых на 34 тома. История в ней цельная, однако условно её можно разделить на две части. Первая заканчивается на 90 главе, а все последующие отличаются возросшим накалом страстей и ещё более неоднозначными темами. К примеру, Исаяма начал активно исследовать вопросы расовой сегрегации, последствий милитаризации и грехов целых народов, за которые расплачиваются ни в чём не виноватые потомки.
Со временем эволюционировал и рисунок мангаки. В первых главах можно заметить небрежные линии, будто нарисованные обычным маркером, и почти полное отсутствие полутонов, а дизайн персонажей казался немного стереотипным по меркам японских комиксов. С развитием «Атаки титанов» Исаяме удалось выработать свой стиль, который отличается активным использованием оттенков серого и резких штрихов, подчёркивающих эмоциональное состояние героев.
Пример эволюции рисунка «Атаки титанов»
Исаяма одно время хотел завершить сюжет где-то к 20 тому, причём в радикальной манере — просто убив всех персонажей. На это его вдохновил фильм ужасов «Мгла», снятый по повести Стивена Кинга «Туман». Но автор передумал, обеспокоившись мнением читателей. Иронично, что концовка в 34 томе всё равно стала причиной массовых споров.
«Атака титанов» подошла к концу спустя 12 лет после выхода первой главы — в апреле 2021 года, когда о франшизе уже знали практически все. Она стала одной из молодых серий, попавших в топ самой продаваемой манги за всё время, уступив место только «Истребителю демонов» (его сериализация началась в 2016 году). Отметку в 100 миллионов проданных копий работа Хадзимэ Исаямы преодолела ещё в 2019 году.
Героиню Сашу Браус Исаяма сначала хотел убить ещё в девятом томе, но одного из его редакторов эта информация довела до слёз, поэтому мангака передумал
Успехи «Атаки титанов» сказались и на издательстве Kodansha, которое выпускает мангу. История о войне людей и гигантских монстров помогла ему повысить объём продаж впервые за 18 лет, а чистую прибыль — впервые за 19 лет.
Исаяма пока не делился планами о своей следующей работе — и будет ли она вообще в обозримом будущем. В честь наступления 2022-го мангака пообещал не работать весь год. И пока непонятно, шутка ли это или реальное заявление.
Аниме «Атака титанов» — выходя на мировой уровень
Как и любая успешная манга, «Атака титанов» получила свою аниме-адаптацию. Первый сезон стартовал в 2013 году, отвечала за него студия Wit Studio, основанная 2012-м. «Атака титанов» стала её первым аниме-сериалом.
Получить столь выдающуюся лицензию сотрудникам якобы помогли финансовые проблемы издательства Kodansha и связи основателя Wit Studio Дзёдзи Вады. До этого он работал в крупной студии Production I.G и продюсировал хиты вроде «Психопаспорта» и «Короны грешника».
За режиссуру первого сезона отвечал Тэцуро Араки (Death Note, Kurozuka, Highschool of the Dead), а сценарием занималась ветеран аниме-индустрии Ясуко Кобаяси (Yu-Gi-O! , JoJo’s Bizarre Adventure). Основной целью команды стало вывести «Атаку титанов» на новый уровень качества, а также с первой же работы громко заявить о себе.
Столь высокие побуждения привели к проблемам в производстве. У Wit Studio банально не хватало рабочей силы, чтобы воплотить в жизнь все замыслы. Ведущий аниматор «Атаки титанов» Кёдзи Асано даже бросил клич в твиттере, стремясь найти дополнительных аниматоров. Подобный поиск сотрудников — большая редкость для японской индустрии.
Все усилия команды оказались не напрасными. Первый сезон «Атаки титанов» стал главным аниме-откровением 2013 года — а то и последних лет пяти до момента премьеры. Анимационный сериал филигранно адаптировал все важные моменты первоисточника, при этом немного улучшив его сценарную структуру.
Главным достоинством оказалась графика: в Wit Studio не стеснялись использовать динамичные ракурсы и постоянную смену фонов, из-за чего «Атака титанов» почти в каждой экшен-сцене напоминала дорогой голливудский блокбастер. От несколько небрежного рисунка Исаямы не остались ни следа. Возможно, это и помогло аниме стать безумно популярным на Западе.
Важным элементом аниме стала музыка, написанная композитором Хироюки Савано и знакомыми с ним вокальными исполнителями. Савано совмещает в своих работах пафосный оркестр и электронные мотивы, а в песнях с вокалом регулярно экспериментирует со звучанием. Благодаря этому «Атаку титанов» можно узнать исключительно на слух, а количество прослушиваний на саундтреках исчисляется миллионами.
Отдельно стоит выделить песни группы Linked Horizon, ставшие визитной карточкой аниме. Они напоминают военные марши и с первых же минут задают настрой на просмотр серии.
Казалось бы, при таких условиях второй сезон аниме должен был выйти максимально быстро. Но его пришлось ждать целых четыре года. В Wit Studio никак не комментировали столь длинный перерыв.
За этот промежуток студия успела выпустить несколько аниме, включая «Кабанери железной крепости», над которым работала основная команда «Атаки титанов» (отсюда и многие сходства между двумя сериалами). Также в прокат вышли фильмы-компиляции первого сезона «Атаки титанов»: Crimson Bow and Arrow и Wings of Freedom.
У фанатов есть несколько предположений, почему второй сезон «Атаки титанов» пришлось ждать так долго. Самое очевидное — ключевые сотрудники Wit Studio были слишком заняты другими проектами. Ещё одна теория — в манге не успело выйти достаточно глав, чтобы создать в полноценный сезон. А заполнять историю филлерами авторы не желали.
Как бы там ни было, премьера второго сезона состоялась в апреле 2017 года. Он вывел хайп вокруг аниме на новый уровень, так как и без того остросюжетная история начала буквально бомбардировать зрителей сюжетными поворотами. Шестой эпизод второго сезона Senshi до сих пор занимает пятое место в списке лучших серий за всю историю в топе IMDb. Сам сезон стал короче: в нём всего 12 серий против 25 у первого. А все события в итоге ужали в третий фильм-компиляцию The Roar of Awakening.
Третий сезон в Wit Studio решили разделить на две части. Первая на 12 серий вышла в 2018 году, вторая на десять — в 2019-м. Это помогло команде лучше структурировать работу. Да и так аниме получилось разделить на идейном уровне. Ведь первая часть третьего сезона посвящена политическим интригам и сражениям прежде всего с людьми, а вторая — поворотным моментам в вековой войне с титанами, которая на самом деле сложнее, чем простая борьба за выживание.
Третий сезон запомнился ещё и 17-й серией, которая удостоилась «десятки» на IMDb и заняла первое место в топе сайта. То есть уже тогда в восприятии общественности «Атака титанов» обогнала сериалы уровня «Игры престолов» и «Во все тяжкие».
Сейчас, правда, оценка серии упала до 9.9, причём винят в этом фанатов западных сериалов, намеренно ставящих ей «единицы». Впрочем, поклонники «Атаки титанов» поступили аналогично с эпизодом «Во все тяжкие» Ozymandias, у которого раньше тоже была «десятка», но оценку сбили до 9.9.
В создании третьего сезона аниме принимал активное участие сам Исаяма. Он консультировал команду Wit Studio практически по всем вопросам, чтобы адаптация оказалась верна оригиналу, а также активно предлагал идеи по улучшению истории. Как казалось самому мангаке, главы, которые легли в основу первой части сезона, он проработал не на лучшем уровне. Поэтому попросил создателей аниме немного изменить сюжет.
Хадзимэ признался, что изменения в аниме повлияли на развитие характеров персонажей в манге. А интонации актёров озвучки позволили передать моменты, которые из-за ограничений формата комиксов мангака не смог реализовать сам.
Четвёртый сезон, чтобы усилить ажиотаж вокруг серии, анонсировали прямо в день выхода последней серии третьего. Заодно сразу стало известно, что он будет последним. В 2020 году появилась информация, что Wit Studio больше не будет заниматься «Атакой титанов», а последние главы адаптирует студия MAPPA. И это примечательный момент, чтобы немного разобраться в структуре производства японской анимации.
Создание аниме — дело дорогое. Стандартный сериал на 12 эпизодов без особых изысков может обойтись в несколько миллионов долларов. Если же авторы захотят выделиться качеством анимации, сумму можно увеличить в несколько раз. Причём в неё не входит выпуск сопутствующих товаров вроде фигурок, которые также приносят свою прибыль.
Каждый сезон года выходит несколько десятков аниме, но приличную чистую выручку в лучшем случаев приносят 10-20% из них. И если анимационная студия решит самостоятельно проспонсировать сериал, всего один провал может привести к её закрытию.
Подобную смелость могут позволить себе разве что гиганты вроде Studio Khara (Rebuild of Evangelion). Однако в самой аниме-индустрии денег предостаточно: по состоянию на 2020 год её оценили в 23 миллиарда долларов, а к 2030 году значение должно вырасти до 48 миллиардов.
Все деньги распределены между сотнями компаний. И чтобы минимизировать риски при провале аниме, часть из них регулярно объединяется в так называемые производственные комитеты. Именно с создания таких комитетов обычно и начинается любое аниме. Суть в том, что сразу несколько компаний вкладываются в производство. Конечно, прибыль в таком случае делится на всех, но и затраты каждой отдельной компании становятся существенно меньше.
Ирония в том, что непосредственно анимационные студии, создающие аниме, далеко не всегда входят в производственные комитеты. Их место обычно занимают крупные телесети, издательства и конгломераты. А студии зачастую выступают всего лишь в качестве подрядчиков, выполняющих работу за обусловленную контрактом сумму. То есть от успеха их работ прибыль не увеличится.
Так вот, Wit Studio на протяжении всех трёх сезонов не входила в производственный комитет «Атаки титанов». Пока аниме о войне людей и гигантов било все рекорды и становилось частью современной истории, его создатели не получали от таких титулов ничего, кроме эфемерного признания общественности. А ведь силы на «Атаку титанов» тратились колоссальные. В итоге руководство Wit Studio приняло решение не браться за четвёртый сезон.
Состав производственного комитета последнего сезона «Атаки титанов»
Конечно, всё вышесказанное — во многом догадки. Продюсеры «Атаки титанов» официально прокомментировали смену студии новым вектором развития сюжета.
Пока третий сезон был ещё в производстве, мы пообщались с Wit Studio, и тогда приняли решение, что последним сезоном «Атаки титанов» займётся другая студия. Одна из причин заключается в концовке третьего сезона, которая стала поворотной для всего сюжета. И как создатели мы хотели бы, чтобы накал страстей в аниме только рос. По многочисленным разговорам с Wit Studio мы поняли, что продолжить им будет трудно, потому принялись за поиск новой студии.
В Wit Studio видели в качестве своего преемника только студию MAPPA. Она успела хорошо зарекомендовать себя как благодаря оригинальным аниме (Terror in Resonance, Yuri! on Ice), так и качественными адаптациями манги (Dorohedoro). В студии собрались многие ветераны японской анимационной сцены, нацеленные на производство выдающихся работ.
У MAPPA перед Wit Studio оказалось пара преимуществ. Первое — в студии банально больше сотрудников и прочих рабочих ресурсов. Второе — её включили в производственный комитет «Атаки титанов». Это значит, что все успехи аниме напрямую скажутся на доходах MAPPA. Правда, учитывая, насколько высокую планку качества поставила Wit Studio, новой команде «Атаки титанов» пришлось крайне постараться, чтобы не только не просесть, но и превзойти предшественников.
Премьера четвёртого сезона «Атаки титанов» состоялась в декабре 2020 года. Новыми режиссёрами выступили Дзюн Сисидо («Волчица и пряности») и Юитиро Хаяси (Garo: Divine Flame), главным сценаристом — Хироси Сэко (работал над некоторыми эпизодами предыдущих сезонов), ведущим аниматором — Томохиро Киси («Тетрадь дружбы Нацумэ»).
Именно со старта финального сезона серверы Crunchyroll, на котором его показывали, начали падать или как минимум существенно тормозить регулярно — при выходе каждой новой серии. Что уже красноречиво говорит о популярности шоу.
«Атака титанов: Финал» во многом отличается от предыдущих сезонов на концептуальном уровне. Даже открывающая заставка начала напоминать скорее западные сериалы, а сама музыка получилась достаточно авангардной. Анимация, которая и раньше считалась одной из лучших, вышла на новый уровень качества. Правда, некоторых смутило использование 3D-графики в сражениях титанов.
Только вот подзаголовок «Финал» оказался не самым правдивым. Четвёртый сезон тоже разделили на две части. В первую вошли 16 серий, во вторую — 12.
Также ходят слухи, что вторая часть «Финала» не полностью завершит историю и закончится на 131 главе. Оставшиеся события покажут в полнометражном аниме. Но никакого подтверждения этой информации пока нет.
«Атака титанов» выходит на Crunchyroll и Wakanim, а с премьерой второй части последнего сезона аниме начали показывать и на «Кинопоиске», причём есть вариант в русском дубляже.
Реакция общественности на историю войны людей и титанов
Японское издание Mainichi Shimbun в одном из своих материалов назвало «Атаку титанов» «хитом, который бывает раз в десятилетие». Эти слова не столь далеки от истины, а проявляются они как в цифровых показателях, так и в отзывах критиков.
Продажи манги, которые сами по себе были высокими и к 2014 году составили 30 миллионов копий, резко подскочили после премьеры аниме. Всего за полгода (в период между апрелем и ноябрём 2014-го) «Атака титанов» достигла отметки в 45 миллионов проданных копий. Манге даже удалось в 2014 году обогнать по продажам One Piece, чего до этого не получилась ни у кого пять лет подряд.
Фамилию Эрена Йегера можно перевести как «охотник» — теме охотников и жертв в «Атаке титанов» уделяется много времени
Показатели продолжают расти и сегодня, пускай точные данные и неизвестны. В среднем на каждый томик приходится по три миллиона продаж. Причём одной Японией успехи не ограничиваются. В США первый том «Атаки титанов» оставался одним из самых продаваемых 81 неделю подряд. В России мангу также активно скупают. Последний 17 том российского издания (оно отличается книгами, в которых два тома объединены в один) вышел осенью 2021 года.
Аниме «Атака титанов» на физических носителях также продаётся весьма успешно. Количество проданных Blu-ray дисков исчисляется сотнями тысяч. Каждый сезон аниме сразу попадает в топы просмотров на стриминговых сервисах.
И мангу, и аниме всевозможные критики приняли достаточно тепло. Так, редактор и писатель Джейсон Томпсон, известный энциклопедией Manga: The Complete Guide, увидел в образах титанов логичное развитие идеи биологических мехов из «Евангелиона». И пускай он отметил некоторое «удобство» отдельных моментов для развития сюжета, в целом история ему понравилась.
Как и во многой другой манге, силы героя растут без лишних объяснений, что приводит к «удобным» сюжетным поворотам, но автор бомбардирует крутыми шокирующими моментами без остановки, а центральная идея постапокалиптического мира, в котором человечество вынуждено укрываться за стенами от пожирающих людей каннибалов, слишком хороша, чтобы её пропустить.
Японский критик Томофуса Курэ положительно оценил обилие намёков и сюжетных поворотов в манге, сравнив чтение с игрой между читателем и автором. Заодно он увидел в титанах метафору страха современной молодёжи перед другими людьми и окружающим миром. Такая трактовка частично перекликается с детством Исаямы.
Каждое поколение молодых людей ощущает общество вокруг себя как «стену». Нынешняя молодёжь не особо страшится, но в то же время и не тоскует по «миру за стеной».
Главным объектом критики манги стали художественные навыки Исаямы, которые считали недостаточно хорошими, если сравнивать с коллегами. Мангака и сам признался, что, по его мнению, рисунок «Атаки титанов» не дотягивает до стандартов индустрии. Только вот некоторые видят в небрежном подходе свой шарм. Среди таких оказалась и писательница Мао Ямаваки.
Автор отлично держится в стремлении не делать «очередную предсказуемую историю». Это можно заметить даже по изображению титанов, в чьих телах в основном чувствуется слабость, а на лицах застыли улыбки.
Но хватает в адрес «Атаки титанов» и более резких высказываний. Одним из недовольных мангой оказался создатель сверхпопулярной японской серии «Мобильный воин Гандам» Ёсиюки Томино. Главную работу Исаямы он назвал «грубой, гротескной и сравнимой с порнографией», а в идее сюжета искренности не увидел.
Пускай Исаяма говорит, что плохо рисует, он всё равно старается изо всех сил, чтобы нарисовать вещи, которые ненавидит, и продолжить историю. Это из-за того, что работает в первую очередь ради становления популярным автором, а не создателем манги.
Впрочем, столь едкое заявление не помешало «Атаке титанов» получить несколько десятков наград на самых разных премиях. Среди них — победа на 27 премии Харви за лучшее американское издание зарубежного материала. Также Исаяма удостоился литературной премии имени Номы, которой отмечают авторов, сумевших что-то «переизобрести» в своих публикациях.
У аниме наград и того больше. Анимационную «Атаки титанов» регулярно награждают за лучший сюжет, анимацию, саундтрек и озвучку отдельных персонажей, причём и критики, и зрители. Четвёртый сезон так вообще позволил ей попасть в «Книгу рекордов Гиннесса» как самое востребованное аниме в мире.
В наш век ужасающих антиутопических реалий тяжело найти антиутопическое шоу, которое покажет что-то новое, — но тут на помощь спешит «Атака титанов». <…> Сценаристы умело держат интригу, а мир и сюжет настолько насыщены слоями, что если погрузишься, оторваться уже невозможно.
Сам Исаяма, кстати, тоже в восторге от аниме-адаптации.
Если своей манге я дам 100 очков, то аниме — 200 миллионов. Вот насколько я им доволен.
Манга «Атака титанов» тоже попала в «Книгу рекордов Гиннесса» как самый большой комикс в истории. Причём «большой» тут используется в буквальном значении: Kodansha в 2021 году напечатало специальное издание манги в формате книг размером 100 на 70 сантиметров и весом почти по 14 килограмм. Оно получило ироничное название «Колоссальное издание».
Критика идей и финала «Атаки титанов»
Будучи крайне жестокой историей о голых антропоморфных гигантах, пожирающих и разрывающих людей на куски, «Атака титанов» регулярно оказывалась в центре запретов и подвергалась цензуре. Так, в 2015 году правительство Китая запретило «Атаку титанов» в любом виде на территории КНР. Под раздачу попали и другие популярные серии, включая «Тетрадь смерти» и «Токийского гуля».
А вот в Малайзии мангу просто зацензурили — причём в крайне уморительной манере. Из-за неё жуткие титаны получили лосины, чтобы прикрыть наготу. Смотрится абсурдно и по-своему комично.
Вопросы цензуры и запретов в контексте аниме встречаются регулярно, тут уже никого не удивишь. Но дискурс вокруг «Атаки титанов» принял более ожесточённые формы, когда зашёл на территорию политики.
В 2013 году всплыл пост Исаямы за 2010 год, в котором он рассказал, что дизайн персонажа Дота Пиксиса основан на японском генерале Акияме Ёсифуру. Последний вошёл в историю благодаря жестокости во время японско-китайской войны. К примеру, он принимал участие в Люйшуньской резне.
Дот Пиксис
Когда жители Азии узнали об этом, то начали активно оставлять гневные комментарии и обвинять Исаяму в верности идеям японского национализма. Некоторые даже угрожали автору физической расправой, ведь из-за «некомпетентности японской полиции» их якобы всё равно не поймают.
Тут стоит отметить, что фигура Ёсифуру неоднозначна, а его военные преступления не доказаны. Из-за этого споры со временем начались уже между людьми, которые поначалу объединились против Хадзимэ.
Акияма Ёсифуру
Мангака сам любит подразнить фанатов. Говоря о концовке в одном из интервью, он признался, что хочет «причинить боль читателям». А в своих постах в блоге и соцсетях он регулярно давал ложную инфу, говоря о смерти любимых персонажей или «каноничных» парах.
Такая любовь к лёгкому троллингу воплотилась в фейковых превью будущих глав в конце каждого тома манги. В них Исаяма изображал героев «Атаки титанов» обычными школьниками, но подавал всё так, будто следующий том расскажет именно о них.
Ближе к финалу манги споры разгорелись с новой силой и охватили людей по всему миру. Всё дело в тематике и образах, на которых Исаяма решил сконцентрироваться в последних арках «Атаки титанов».
Внимание! Далее следуют спойлеры к последним нескольким десяткам глав «Атаки титанов». На всякий случай мы их скрыли. <a href="#6">Нажмите сюда</a>, если хотите сразу попасть в следующий раздел.
Когда Эрен с товарищами всё-таки добирается до злополучного подвала своего дома, выясняется, что человечество на самом деле не погибло. Людей внутри стен просто вынудили так думать, ведь все жители Парадиза на самом деле потомки жителей древней Элдийской империи. Когда-то она правила миром, ведь только элдийцы умели превращаться в титанов, но в ходе великой войны их изгнали на остров.
Сделали это жители государства Марлия, которое элдийцы когда-то поработили. Марлийцы сумели захватить себе некоторых ключевых титанов, с помощью которых усилили свои войска. Порабощённых элдийцев жители Марлии ненавидят и считают людьми третьего сорта, а о населении острова отзываются не иначе как о «демонах Парадиза». Однако из-за силы титанов некоторых элдийцев марлийцы держат у себя на территории в специальных гетто, контролируя каждое их действие.
Конфликт Марлии и Элдии — это скорее метафора идеологической распрей и ненависти между людьми, чем прямая историческая отсылка. Однако некоторые элементы истории (гетто, использование людей, которых «не жалко», в качестве военной мощи) навели читателей и зрителей на параллели с нацистской Германией и политикой Третьего Рейха в отношении евреев. Предыдущие обвинения Исаямы в национализме лишь ухудшили положение дел.
Крупные западные медиа начали публиковать материалы, акцентирующие внимание на провокационных политических идеях «Атаки титанов». Развлекательный сайт Polygon выпустил текст о «фашистском подтексте» манги, который якобы затрагивает восхваление Холокоста и антисемитизма. А в образах титанов (в особенности — в больших носах монстров) и элдийцев в целом журналист Том Спилмен увидел гротескное изображение евреев.
Выверенная эстетика и темп повествования не помогают, когда ты начинаешь замечать идеи, кипящие под поверхностью. Работа Исаямы полна антикорейских настроений, национализма, подтекста о превосходстве Японии, параллелей к антисемитским теориям заговора и отсылкам к нацистской Германии.
В ответ на статью Collider опубликовал свой контрматериал, в котором постарался развеять тезисы Спилмена. Журналист Дэйв Трамбор отметил, что будь «Атака титанов» пропагандой, она бы доносила свои идеи более прямолинейно. Вместо этого сюжет полон противоречий и скрытых смыслов, а однозначных «плохишей» определить в нём невозможно.
Будь «Атака титанов» на самом деле профашистской и антисемистской, все было бы в разы очевиднее: титаны так и остались бы бездумными пожирателями людей, а наши герои объединились бы с фашистами, чтобы «истребить» монстров; чем ненавистнее идеология, тем прямолинейнее риторика. Вместо этого мы получаем шокирующее осознание, что герои, за которых мы так волновались всё это время, были обмануты своими семьями, правительством и армией, причём даже не обязательно осознанно.
Политическое издание The New Republic выпустило ещё более провокационную статью под названием «Почему «Атака титанов» — любимая манга альтрайтов». Журналист Шаан Амин увидел в манге идеи «белого превосходства»: по его версии уже элдийцы отражают идеи национализма, а марлийцы — это аллегория угнетаемой еврейской расы. В ход пошли даже аргументы, что опенинг первого сезона спет на немецком (что неправда, ведь на немецком в нём всего несколько строчек).
Сам Амин в своём тексте заявляет, что «люди склонны просеивать истории, чтобы найти в них сообщения, которые хотят увидеть». Неоднозначное восприятие концепции элдийцев и марлийцев уже говорит о том, что в этом конфликте не может быть однозначной точки зрения. Их вражда иллюстрирует столкновение идеологий и ценностей, воспитанных на основе кровавой истории, а также попытки вырваться из цикла войн.
Поэтому заявлять, что «Атака титанов» копирует и использует в своих целях ультраправые идеологии не стоит. Манга скорее выступает в роли призмы, через которую можно рассмотреть не самые приятные главы истории человечества — но без конкретного вывода или утверждения авторской идеологии. К тому же многие сюжетные арки отличаются мощным антимилитаристским посылом.
Возможно, Исаяма сумел бы сгладить гнев общественности, подведи он достойный итог в финале «Атаки титанов». Только концовка манги — её самое проблемное место. Она рушит многие сюжетные линии, полна неожиданных решений из ниоткуда, а также противоречит антивоенным мотивам всей истории.
В особенности критике подвергли действия Эрена Йегера. Ближе к концу истории он из протагониста превращается в неоднозначного героя и чуть ли не злодея, который доставляет всем только проблемы. На самом деле у него благая цель — защитить жителей острова Парадиз. И ради этого он готов на крайние меры.
Его действия выливаются в уничтожение 80% всего населения планеты и отдалению от всех близких людей. Причём по итогу оказалась, что попытки Эрена навсегда прекратить войны из-за титанов ни к чему не привели. Последняя глава показала, что вооружённые конфликты никуда не исчезли. И даже силы титанов, от которой удалось избавиться главным героям, всё-таки могут вернуться.
Все жестокие поступки Эрена оказались бессмысленными. Страдает и его мотивация. Он хочет защитить друзей, но при этом запускает процессы, в ходе которых они запросто могут умереть, а сам Йегер никак не думает этому помешать. В финальном диалоге и вовсе оказывается, что чуть ли не единственным его желанием было, чтобы Микаса его любила.
Помимо этого нераскрытой осталась сюжетная линия с прародительницей титанов Имир и мифологией гигантских монстров в принципе. А некоторые вопросы, которые терзали читателей годами, получили максимально безвкусные ответы, напрямую не относящиеся к сюжету. Даже пафосная финальная битва, которая должна была стать кульминацией всей трагической истории «Атаки титанов», в итоге получилась слишком поспешной и абсурдной. Будто Исаяма доделывал мангу второпях.
При создании Леви Аккермана Исаяма вдохновлялся Роршахом из «Хранителей» — отсюда характер капитана и платок на шее
Из этого недовольства и пошло желание фанатов, чтобы в аниме создатели изменили концовку. Уже есть теории про альтернативные вселенные в мире «Атаки титанов», которые и помогли бы создать почву для нового финала в духе последнего фильма «Евангелиона». Но пока аниме ещё идёт, предсказать хоть что-то невозможно.
Игры, фильмы и спин-офф про школу — прочие адаптации «Атаки титанов»
За годы существование «Атака титанов» разрослась в огромную медиафраншизу, которая проявляется в самых разных медиумах. Есть среди них как максимально соответствующие мрачному духу первоисточника, так и неожиданные варианты.
Несколько спин-оффов «Атаки титанов» напрямую относятся к событиям оригинала и расширяют его вселенную. К примеру, в их числе серия романов «Атака титанов: До падения» Рё Судзукадзэ. Её события развиваются за 70 лет до старта сюжета работы Исаямы.
Из книг можно помимо прочего узнать о создателе устройства пространственного маневрирования, которым активно пользуются герои «Атаки титанов». «До падения» состоит из трёх романов, которые впоследствии Судзукадзэ вместе с художником Сатоси Сики адаптировали в мангу из 17 томов.
Другой спин-офф «Атака титанов: Потерянные девушки» концентрируется на прошлом двух героинь истории — Микасы Аккерман и Энни Леонхарт. Изначальный роман Хироси Сэко адаптировали в двухтомную мангу и трёхсерийное OVA-аниме. Также по нему есть визуальная новелла от Nitroplus.
«Атака титанов: Выбор без сожалений» рассказывает о прошлом одного из любимых фанатами персонажа серии — Леви Аккермана. Сюжет раскрывает больше о его жизни преступника до попадания в Разведкорпус. «Выбор без сожалений» существует в форме визуальной новеллы от Nitroplus, манги Хикару Суруги и двухсерийного OVA-аниме. Жанром спин-оффа значит сёдзё, то есть он в первую очередь ориентирован на молодых девушек.
Роман в двух томах Harsh Mistress of the City рассказывает самостоятельную историю во вселенной «Атаки титанов». Её главные герои Рита и Матиас пытаются выжить после прорыва стены Мария. Издание Anime News Network назвало роман «самым доступным для чтения из всей франшизы».
Не все спин-оффы старались быть серьёзными и дополнить канон интересными фактами — некоторые авторы просто развлекались с персонажами серии. Так появилась комедийная манга Attack on Titan: Junior High от Саки Накагавы, в которой герои манги просто учатся в школе и попадают в разные глупые ситуации. При этом титаны есть и в этой вселенной, но используются в основном как комедийные элемент.
Пародийная манга оказалась достаточно популярной, чтобы продержаться 12 томов и даже получить сиквел про старшую школу. Правда, последнего хватило всего на один том. Junior High адаптировали и в полноценный сезон аниме на 12 серий. Удовольствие, скажем откровенно, не для всех.
У «Атаки титанов» есть ещё одно пародийное ответвление, которое прямо так и называется — «Пародия на титанов» от художнику Хоунори. Оно выполнено в формате четырёхпанельной манги (ёнкомы) и рассказывает о совсем уж глупых вещах вроде бритья бороды или весёлых попоек. С героем «Атаки титанов», само собой. В манге всего два тома.
Пример истории из «Пародии на титанов»
Любопытно, что над спин-оффами «Атаки титанов» работали не только японские авторы, что для манги редкость. «Атака титанов» стала феноменом в США, многие комиксисты и сценаристы решили попробовать создать про мир гигантов-людоедов что-то своё. Так появился рассказ Garrison Girl от писательницы Рэйчел Аарон.
Более примечательный пример взгляда Запада на «Атаку титанов» — кроссовер с Marvel под названием «Атака Мстителей». В нём супергерои уровня Человека-паука и Железного человека сражаются с титанами из работы Исаямы. Последний лично принимал участие в создании кроссовера, консультируя авторов из Marvel Comics.
А кульминацией восторгов Запада от «Атаки титанов» стал выпуск комикса Attack on Titan Anthology. Он содержит 12 независимых историй, каждая из которых написана каким-то своим автором комиксов. Различие стилей и подходов к миру титанов делает антологию очень неординарной и свежей для фанатов «Атаки титанов» и новичков, только желающих приобщиться к серии.
Пример рисунка в одной из историй Attack on Titan Anthology
По «Атаке титанов» также вышло на удивление много игр. Только вот в основном они предназначены для смартфонов или портативных консолей. Лишь две части экшена Attack on Titan можно купить в Steam. Параллельно фанаты серии активно создают свои любительские видеоигры. Некоторые получают вполне хорошие отзывы.
«Атаку титанов» адаптировали и в дилогию фильмов с живыми актёрами. Первая часть называется «Атака титанов: Жестокий мир», вторая — «Атака титанов: Конец света». Оба фильмы раскритиковали за вольности в адаптации, плохие спецэффекты и неубедительную актёрскую игру.
Поэтому от полнометражек сначала перешли к мини-сериалу на три эпизода Attack on Titan: Counter Rockets, рассказывающего об исследованиях Ханджи Зои, а потом и вовсе отказались от продолжения проекта.
А в России фильм «Атака титанов: Жестокий мир» вообще запретили. Вернее, ссылку на него. Так решил суд Петербурга, который посчитал, что просмотр кино может нанести вред психическому здоровью. Отдельно отметили «гнетущее настроение бессилия и безнадежности» экранизации.
В 2017 году появились слухи о голливудской экранизации «Атаки титанов». Производством должна заняться Warner Bros., а режиссёром назначили Андреса Мускетти («Мама», «Оно»). Студии даже удалось договориться с издательством Kodansha, но с тех пор никакой информации о кино не поступало.
Ещё по «Атаке титанов» вышла пара гайдбуков («Снаружи» и «Внутри», названия отсылают к миру главных героев, разделённому стенами) и аудиодрама. А лицензионный и не очень мерч по серии продолжает оставаться в топах продаж всевозможных торговых площадок.
Влияние «Атаки титанов» на поп-культуру
«Атака титанов» оказалась громким феноменом, который прочно вошёл в поп-культуру, пока и не думая исчезать. А в качестве рекламной кампании героев манги и аниме, кажется, вообще без особого разбора использовали. Например, Эрен и товарищи засветились в рекламе лимитированной версии лапши.
Титаны появились и в рекламе автомобилей Subaru. Якобы последние настолько качественные, что смогут спасти вас от гнева гигантов.
С помощью «Атаки титанов» рекламировали и батончики Snickers. В ролике Колоссальный титан превратился в гигантскую женщину, потому что «ты не ты, когда голодный». А Эрен помогает ему вернуться в прежнюю форму.
Через главную работу Хадзимэ Исаямы рекламировали огромное количество товаров — от энергетических напитков до бритв. Каждый ролик получился максимально несерьёзным. А учитывая, куда в итоге зашёл сюжет манги и аниме, сейчас просмотр промо вызывает противоречивые чувства.
На «Атаку титанов» оставляли отсылки авторы других популярных шоу, включая «Симпсонов» и «Удивительный мир Гамбола». А в комедийных аниме титанов в той или иной степени начали цитировать практически на регулярной основе.
Из примечательных отсылок можно выделить постер фильма «Хоббит: Битва пяти воинств». Своей композицией он напоминает промо фильма по «Атаке титанов».
Одна из коллекций модного бренда кимоно Yoshikimono была посвящена популярным комиксам и аниме. И сразу несколько моделей украсили кадрами из «Атаки титанов».
Учитывая, что остров Парадиз Исаяма создавал с оглядкой на родной город, последний стал популярный туристическим местом у фанатов «Атаки титанов». В 2018 году мангака даже получил звание туристического амбассадора Хита. В городе также открыли официальный музей «Атаки титанов».
Одна из свежих коллабораций у «Атаки титанов» оказалась довольно неожиданной. Тематический скин, клинки и особый баннер появились в шутере Call of Duty: Vanguard. Также в игру могут добавить скин Бронированного титана.
«Атака титанов» безумно популярна и в социальных сетях. На одном ютубе суммарное число просмотров видео, связанных с титанами, исчисляется сотнями миллионов. В ход идут и пародии, и фанатские адаптации пока не экранизированных глав, и анализы сюжета.
Мемы про «Атаку титанов»
Само собой, в случае столь успешного и народного хита, как «Атака титанов», не обошлось без мемов. Примечательно, что их настроение менялось с выходом сезоном, как бы символизируя эволюцию тематики аниме и манги.
Первый опенинг сериала стал объектом для многочисленных пародий. Фанаты переделывали его практически под всё на свете, включая обычные посты с 4chan.
В Японии после премьеры аниме популярным оказался тренд с воссозданием кадров борьбы людей с титанами в обычной жизни, причём только подручными средствами. В ходе него получилась крайне комичные кадры, на которых японцы «пожирали» друг друга. В тренде поучаствовал и сам Исаяма.
Ещё одним мемом стало слово «tatakae» («сражайся»), которое регулярно и крайне эмоционально произносит Эрен. Оно стало кетч-фразой главного героя, а фанаты начали использовать его по поводу и без.
Со стартом четвёртого сезона сам Эрен превратился в мем. Вероятно, тут дело в изменениях в его образе, которые запали в душу зрителям. Само имя Эрена произносится в аниме настолько пафосно, что его начали кричать без лишних стеснений — иногда прямо в кинотеатрах или других публичных местах.
Другой популярный мем по «Атаке титанов» связан с диалогом Эрвина и Эрена, во время которого прозвучала фраза «sorry, that was a strange thing to ask». Её начали использовать для обозначения самых абсурдных и странных вопросов.
Финал манги подарил фанатам ещё один мем — Эрена-голубя. Птицы в «Атаке титанов» служат символом безграничной свободы, к которой так стремился всю свою жизнь главный герой. И в концовке это воплотилось, пожалуй, чересчур буквально.
Отдельной категорией пародий на «Атаку титанов» стали комедийные ролики, снятые в VR. И в них обычно творится абсолютное безумие.
Последняя серия четвёртого сезона выйдет 28 марта. Вполне вероятно, за оставшееся время аниме ещё даст нам поводы для шуток и обсуждений.
#аниме #манга #сериалы #лонгриды #лигаавторов