Интернет
Артём Мазанов

На фестивале Sundance показали документальный фильм «Навальный». Первые отзывы критиков

Фильм Дэниела Роэра нацелен больше на западную аудиторию: российский зритель, который следил за историей, вряд ли увидит что-то новое.

В ночь с 25 на 26 января по московскому времени на кинофестивале независимого кино Sundance Film Festival состоялась премьера документального фильма «Навальный», снятого каналом CNN и стримингом HBO Max.

Билет на онлайн-показ фильма стоит 20 долларов, из России его купить нельзя. Пока неизвестно, смогут ли российские зрители в будущем легально посмотреть фильм документалиста Дэниела Роэра.

TJ собрал первые рецензии критиков на эту картину.

Фильм рассказывает историю отравления Навального: от самолёта, где ему стало плохо, до задержания в московском аэропорту

Как пишет Znak.com, картина начинается с вопроса режиссёра Алексею Навальному: «Какое послание вы бы оставили россиянам, если вас убьют или арестуют?» Оппозиционер в ответ смеется: «Давай это не будет фильм на случай моей смерти? Давай это будет триллер, а не скучный поминальный фильм».

В фильме показали сцену, когда соратники Навального рассказали ему об отравлении «Новичком». «Отравить меня „Новичком“ — это всё равно что оставить подпись», — ответил политик. После этого в немецкую клинику приехал журналист Кристо Грозев, который рассказал Навальному и его семье об отравителях.

Сначала команда Навального не доверяет непонятному болгарскому журналисту, но их отношение меняется, когда он демонстрирует им результаты своей работы.

Znak.com

Завершается фильм ответом на вопрос о послании россиянам: «Не сдавайтесь. Если это [отравление] произошло, значит мы сильны. Не сдаваться. Помните, что мы огромная сила, которая находится под гнетом этих плохих чуваков лишь потому, что мы не можем осознать, насколько мы сильны. Все, что нужно для торжества зла, — это бездействие людей».

Серьёзный тон картины перебивают кадры кратких моментов спокойствия: семья кормит ослика и пони, Алексей учится жонглировать и так далее.

Znak.com

Оуэн Глейберман, критик Variety: это обязательный для просмотра фильм об антипутинском борце за свободу, который стал совестью России

По мнению Глейбермана, Навального можно справедливо назвать вступившим в ряды «легендарных российских диссидентов», таких как Александр Солженицын и Андрей Сахаров, а также «крестоносцев» за пределами России, таких как Нельсон Мандела и Лех Валенса.

Глейберман заявил, что пережитое нападение возвысило Навального «до чего-то вроде супергероя свободы».

Отравление, которое чуть не убило Навального, сделало его полумучеником.

Оуэн Глейберман

Навальный предполагал, что его популярность сделает его безопаснее — власти не смогут просто так его убить. «Я сильно ошибался», — заявил он в фильме. Глейберман называет кадры с самолёта страшным эпизодом триллера-саспенса.

Дэниел Фринберг, критик The Hollywood Reporter: тревожный фильм Роэра столь же печален, сколь и тревожен, через 30 лет после распада Советского Союза именно так выглядит демократия в России

Фринберг отметил, что у Роэра не было задачи рассказать всю биографию Навального, сам политик тоже в этом не заинтересован. Во время фильма оппозиционер несколько раз признаётся, что его раздражают вопросы режиссёра.

Для меня это, наверное, главное достоинство фильма. Безудержное поклонение герою, у которого, кажется, нет проблем с привлечением довольно страшных националистов в свою коалицию, не должно быть чьей-либо целью.

Дэниел Фринберг

Фильм заканчивается 10-минутными новостными кадрами, посвящёнными аресту Навального. «На этом моменте зрители могут почувствовать, как режиссёр затаил дыхание в ожидании трагического финала», — пишет Фринберг.

Сергей Горяшко, русская служба «Би-би-си»: это и не триллер, как того хотелось Навальному, но и не скучное кино

Горяшко предупредил, что российский зритель, ожидающий новых подробностей о том, как Навальный расследовал покушение на самого себя и готовил фильм о «дворце Путина», «вероятно, будет разочарован».

Когда Роэр ставит ему в вину походы на националистические «Русские марши», где «люди кидают зиги», он заметно раздражается и объясняет, что строит коалицию и готов общаться «и с этими людьми тоже, они граждане России».

Роэр признается, что делал фильм в основном для западной аудитории, Навальный в интервью с ним говорит по-английски — и очень переживает, что плохо говорит на иностранном языке. Его соратница Мария Певчих успокаивает: «Всё у тебя хорошо с английским. Но глаза злые. Смотри подобрее».

Сергей Горяшко

Карина Орлова, журналист «Эха Москвы» в США: у Владимира Путина нет будущего, и теперь, благодаря фильму Navalny, это знает весь мир

По мнению Орловой, фильм вышел «очень вовремя»: «когда Кремль снова сотрясает воздух ржавой ядерной дубиной перед носом Запада». Она заявила, что благодаря этому фильму, «десятки миллионов людей теперь узнают, кто такой Навальный и за что он пострадал».

Но самое важное, что увидят десятки миллионов людей по всему миру — это настоящую Россию Путина, которая весь фильм видна на заднем плане, и его настоящий режим. Не хохочущую Искандерами «великую державу», не оплот цивилизации, не технологическое государство, а нищую страну, без дорог, с обшарпанными больницами, убогими новостройками в крупнейших городах типа Новосибирска и заправляющую этим всем банду отмороженных гопников с одной извилиной на троих.

Карина Орлова
* * *

Отзывы на фильм можно найти и в соцсетях — в том числе от небольшого числа российских зрителей, которые смогли его посмотреть.

#навальный #кино