Послушать новое: «подводные» пьесы Людовико Эйнауди
Идеальная фоновая музыка от популярнейшего пианиста современности.
Итальянский пианист Людовико Эйнауди — из тех музыкантов, о которых вы наверняка слышали, даже если не знаете по имени. На протяжении своей более чем сорокалетней карьеры Эйнауди не только выпустил с десяток сольных альбомов, но и написал музыку ко множеству фильмов и телешоу. Его работы попадали в саундтреки к оскароносным картинам (из последнего — «Земля кочевников» Хлои Чжоу).
Эйнауди называют популярнейшим классическим пианистом, при этом он далеко не самый техничный или выразительный исполнитель.
Он учился у великих, в том числе у одного из локомотивов музыкального авангарда ХХ века Карлхайнца Штокхаузена. Но знаменит благодаря крайне простой и далёкой от экспериментов музыке. Эйнауди говорит, что черпает вдохновение у Эминема и часто признаётся в любви к року, но в его музыке нет ни грамма этого влияния.
В последние годы композитор всё чаще выпускает сольные работы с пианинными пьесами, достаточно нейтральными и непритязательными, чтобы прийтись по душе самому неискушённому слушателю.
Такую музыку он сочинял далеко не всегда: его работы начала девяностых можно назвать экспериментальным и прогрессивным минимализмом, притом для самых различных инструментов — от арфы до скрипки. Если бы Эйнауди продолжал работать в таком жанре, сейчас его имя стояло бы в одном ряду с именитыми и уважаемыми минималистами вроде Нильса Фрама или Макса Рихтера.
С годами музыка Эйнауди менялась: композитор, судя по его творчеству, приходил к пониманию, что сложнее и экспериментальнее не значит лучше, по крайней мере для него. Сейчас типичная композиция Эйнауди — это, по сути, поп-песня с несложной гармонией, переложенная на пианино и сыгранная без изысков.
Критики ругают его за отсутствие какой-либо мысли вообще, за бедный музыкальный язык и достаточно простую игру (The Guardian как-то поставил его концерту одну звезду из пяти как раз за «бедность музыкальной мысли»). На популярности Эйнауди это никак не сказывается: его альбомы соревнуются в чартах с поп-музыкой, их слушают миллионы поклонников, а на концерты не купить билеты.
Новый альбом музыканта Underwater отличается от предыдущих работ приглушённым пианино — оно звучит словно из-под толщи воды. В этом его релиз похож на альбом 2020 года 12 Songs From Home, одну из лучших работ композитора за последние годы — в первую очередь благодаря тому, что это домашняя запись со всеми сопутствующими особенностями и шероховатостями в звуке, выпущенная в то время, когда весь мир сидел в локдауне.
Тут «несовершенное» оформление оказалось дополнительным способом передачи эмоций, и музыка Эйнауди, как никогда, хорошо резонировала с событиями в окружающем мире: альбом вышел достаточно тревожным и оставлял ощущение незавершённости.
Underwater при схожем подходе к звуку, но уже в студийных условиях, рисует совсем иную композиционную картину — это музыка большой надежды на светлое будущее.
Underwater ощущается как попытка выплыть на поверхность сквозь толщу воды — и это попытка успешная. Альбом в целом минорен, но тут нет тревоги и страха, нет бесконечной тоски — только лёгкая грусть и задумчивость.
Это довольно утилитарная музыка, которая отвечает на запрос к голосовому помощнику «Поставь мне красивую пианинную музыку, чтобы не напрягало». Она может разочаровывать простотой, но сложно найти человека, которого бы она бесила или раздражала.
Возрастная категория 0+