Интернет
Саша Кириллова

Великий Акинатор: почему интернет даже спустя 15 лет не может забыть сайт с джином, угадывающим почти кого угодно

Виртуальный мыслитель из лампы успел побыть и популярным развлечением 2010-х, и героем мемов, и объектом ностальгии, и способом познания себя — вот история его создания.

Много лет назад два друга Арно и Джефф путешествовали по пустыням Востока. Во время одной из прогулок на верблюдах они заметили сияющий объект на вершине дюны. Подойдя ближе, друзья увидели, что это старая масляная лампа. В шутку Джефф сказал другу: «Выбери три желания, потри, и, может быть, появится джинн!». Тот так и сделал, но ничего не произошло. Он повторил — после двух попыток лампа раскалилась, из-за чего Арно уронил её на песок.

Из упавшего сосуда повалил густой дым, в котором постепенно проявилась фигура. «Приветствую. Я великий Акинатор, который говорит на всех языках», — вымолвило существо. — «Вы пробудили меня от сна, длившегося столетиями, я умею отгадывать персонажей с помощью нескольких вопросов. Если я не отвечу, то оставлю вас в покое. Если не ответите вы, то займёте место в лампе».

Путешественники загадали персонажа, затем ещё одного, и ещё, и ещё. Акинатор всех отгадывал, а уйти от него не получалось, он постоянно парил позади и просил с ним играть. Тогда Арно предложил Джеффу забрать джина во Францию и создать сайт, где он сможет отвечать на вопросы без остановки. Так описывается история появления программы «Акинатор», со временем прославившейся на весь мир.

Как появился Акинатор (версия без верблюдов и пустыни)

С этой загадочной, но выдуманной историей у реальности есть кое-что общее. Идею придумал французский компьютерный инженер Арно Мегре, которые в начале нулевых переехал поближе к Шартру и задумал создать личный проект под названием Devinettor. По замыслу Мегре, он планировался как «очень амбициозная игра для весёлого времяпрепровождения».

Арно Мегре, фото Лорана Ребура

Основой для идеи послужила игра 20Q (или «20 вопросов о моей жизни»), по правилам которой требуется угадать персонажа или предмет менее чем за 20 вопросов. Но если в ней вычислить загаданное пытаются живые люди, то в Devinettor этим призван заниматься искусственный интеллект, алгоритм которого Мегре придумывал в свободные от основной работы дни.

В эту игру мы играли во время путешествий или вечером — с семьёй или друзьями. Мне было интересно понять, сможет ли компьютерная программа быть такой же эффективной в угадывании, как человек. Центральной идеей стало то, что игроки сами обогащают базу данных.

Арно Мегре

В начале Мегре заполнил базу 100 персонажами и 100 вопросами, после чего опубликовал проект в интернете. Так игра начала «расширяться сама»: когда пользователь обыгрывал «джина», программа предлагала рассказать о загаданном герое и записывала информацию. Со временем Devinettor начинал угадывать всё больше и больше персонажей.

В 2007 году игра завирусилась через «сарафанное радио» и интернет-форумы, и Мегре придумал ей новое название: джин получил имя Акинатор. Принцип его работы был прост: пользователь задумывал человека (вымышленного или реального) или предмет, а затем отвечал на вопросы, выбирая из пяти вариантов — «Да», «Возможно частично», «Я не знаю», «Скорее нет, не совсем» и «Нет».

Как работает Акинатор и в чём сложность алгоритма, который создатели «джина» не разглашают

Сервис работает на движке Limule, алгоритм которого для него создали специально. Мегре не раскрывает подробности работы программы из-за «коммерческой тайны». По словам разработчика, при создании «Акинатора» он использовал язык С++ и базу данных MySQL.

Мегре сравнивает алгоритм программы с поиском фотоаппарата в интернет-магазине: «Когда вы определяете критерии через расширенный поиск, программа автоматически исключает варианты, которые вы не отметили, и отдаёт приоритет тем, которые вы отметили. В результате вы получаете только те товары, которые хотели бы видеть».

Французский варианта «Акинатора», скриншот TJ

База знаний Акинатора растёт по принципу «снежного кома». Отвечая на вопрос, пользователь помогает определить направление следующих вопросов, а если программа не угадывает персонажа, то записывает информацию, «питаясь ответами игроков», отмечает Мегре. Чтобы база не «захламлялась», её периодически очищают: автоматический механизм удаляет данные, не пользующиеся спросом, а модераторы — «глупости» и повторы.

Механика Акинатора такова: он начинает с более общих вопросов, которые затем сужаются и становятся уточняющими. «Джин» запоминает, как игроки отвечают на тот или иной вопрос при загадывании персонажа, после чего создаёт на него некий реестр. Всего на поиск ответа требуется примерно 20 вопросов. Если программа не узнаёт героя, то либо возобновляет сессию вопросов и ответов, либо просит ввести его имя, фотографию и сохраняет ответы.

Новая сессия предназначена и для того, чтобы убедиться, что пользователь не ошибался в своих предыдущих ответах.

Все вопросы должны предусматривать чёткие ответы, не допускающие субъективности, тем самым приводящие к исключению из базы данных как можно большего числа персонажей. С некоторыми героями у Акинатора могут возникнуть трудности: это касается тех персонажей, интерпретации характеристик которых могут разниться в зависимости от убеждений того или иного человека. К таковым, например, относится Бог, которого игроки нередко загадывают. Сложно «джину» угадать и персонажей, «не имеющих определяющих черт».

Пример вопроса «российской версии» Акинатора, скриншот TJ

Пользователь «Хабра» пытался повторить программу, на которой работает «Акинатор». Он отметил, что для этого она должна отвечать трём требованиям: уметь обучаться на ответах пользователей, прощать (и выпускать из внимания) его ошибки, а также «с умом» выбирать вопросы, которые расширяют информацию о персонаже.

По словам пользователя, сложность составляет второе условие, без которого процесс игры выглядел бы как спуск от корня «дерева» к одному из листов. С ней же применима Байесовская модель, в основе которой лежит описание знаний с помощью распределений случайных величин с последующим преобразованием априорных знаний в апостериорные. Она позволяет играть так, как это делал бы рациональный человек, а не машина.

Как Акинатор стал самым популярным «джином» интернета, покорил Японию и появился в России

По данным Actu.fr, после быстрого успеха «Акинатора» Арно Мегре пытался найти поддержку у веб-гигантов, чтобы разработать бизнес-модель, но в итоге создал компанию вместе с партнёром, который вложил в предприятие свои деньги (его имя не упоминается, но, вероятно, это был Джефф Дело — один из коллег Мегре и герой истории о путешествии на Восток).

В конце 2007 года популярность сервиса стала стремительно расти, на что оказало влияние появление мобильного приложения. Через год Мегре нанял в компанию трёх сотрудников и переехал в новое помещение. Созданная компания получила название Elokence, уже к 2012 году разросшаяся до семи человек и оборота в 2,4 миллиона евро.

Большой удачей стал запуск на смартфонах, в частности айфонах, для которых игру полностью адаптировали. И мы вдруг начали зарабатывать по тысяче евро в день.

Арно Мегре

По данным Google Trends, игра стала популярна в мире в конце 2008 года, а на пик вышла в январе 2010-го. Успех «Акинатора» Мегре объясняет быстрым распространением вестей о нём через «сарафанное радио» и успешностью базы знаний, отражающей то, что люди знают о персонажах.

«Люди сами создают успех игры, наращивая его базу данных в соответствии со своими культурами и обычаями. Например, это сделало нас очень успешными в Японии, где мы опираемся на местных знаменитостей», — говорит Арно Мегре.

Сейчас «Акинатор» доступен на 15 языках, в том числе и русском. В России программа стала популярна чуть позже, чем в Европе — в конце 2011 года. За всё время существования в «джина» сыграли более пяти миллиардов игр. По словам Мегре, многие пользователи пользуются программой годами. «Некоторые люди открыли его для себя в 13 лет, а в 27 вновь вернулись и пристрастились к игре», — отмечает программист.

На «Луркоморье» считают, что русская версия «Акинатора» отличается от всего мира плохой модерацией: тезис подкрепляется аргументом, что в качестве «персонажей» в России можно загадывать неодушевлённые предметы и «джин» их угадает. Этого не происходит в английской версии, где Акинатор замечает, что его пытаются «обмануть».

Джин из английской версии игры отказывается угадывать предмет, скриншот «Луркоморья»

Это не совсем так: в российской версии действительно можно загадать даже стул, но такие же правила действуют, например, и в Японии — программа допускает загадывание животных, еды и бытовой техники.

Интересно, что в той же Японии популярность «Акинатора» способствовала появлению похожих программ, ещё более развлекательного характера. Например, в стране работает сайт Otogator — на нём горилла задаёт вопросы и с помощью ответов пользователей пытается угадать название песни.

Как ответы Акинатора превратили его в мем, а потом стали помогать находить «кинов»

Вместе с популярностью к Акинатору пришла и слава «мемного героя», что стало последствием главного принципа работы программы — базу наполняют пользователи, которые могут туда добавить что угодно. Это стало приводить к появлению казусных отгадок и даже вопросов, которые нередко удивляли игроков.

После 2015 года сервис стали активно обсуждать в твиттере: судя по данным Google Trends, игра тогда переживала новый расцвет. Пользователи отмечали удивительную находчивость Акинатора и считали узнаваемость у него мерилом жизненного успеха. При этом для многих из актуальной игрушки «джин» превратился скорее в инструмент ностальгии.

В декабре 2020 года пользователь @catmaidmika придумал новую игру с «Акинатором»: по её правилам, отвечать на вопросы «джина» требовалось так, словно речь идёт о тебе самом, но с поправкой на твою «вымышленность». Таким образом, по мнению пользователя, можно было выяснить, кто твой «кин» — так называют похожих на тебя по характеру и внешности персонажей книг, фильмов и игр.

В очередной раз игра завирусилась в ноябре 2021 года, из-за чего «Акинатор» вошёл в топы трендов твиттера. Это произошло после того, как популярность набрали твиты пользователей @meowsilly и @rowdiestrogue. У первого «кином» назначили демона, а у второго — мем This men (иллюстрация человека, который якобы появляется во снах).

Некоторые пользователи видоизменили идею либо в сторону сужения (например, пытались найти себя среди аниме-персонажей), либо наоборот в сторону расширения (опускали условие о собственной нереальности). Это приводило как к возмущениям предложениями «Акинатора», так и к забавным результатам.

Многие популярные пользователи тоже играют в «Акинатора», пытаясь найти там настоящих себя, но нередко это приводит к разочарованиям — либо от описания, либо от изображения.

Новый расцвет «Акинатора» вызвал и жалобы пользователей на то, что «джин» уже не тот: у некоторых игроков он стал хуже отгадывать персонажей, что связывали именно с автоматической заполняемостью баз данных.

* * *

За 15 лет существования «Акинатора» интернет и технологии сильно изменились — появились новые программы и нейросети, которые могут постоянно «учиться» и превосходить результаты старого «виртуального джина». При этом сервис французского инженера продолжает удивлять пользователей умениями — спустя столько лет в сети всё ещё пишут: «Ничто в интернете меня не удивляет так, как нарисованный джин, который за два рандомных вопроса угадывает задуманного персонажа».

«Восхищаются» Акинатором и крупные корпорации: свои игры про 20 вопросов есть в голосовых помощниках Google и «Яндекс». Но игроки не забывают про главного «джина», которому рассказывают о современных трендах и героях. 16 февраля 2022 года на главной странице «Акинатора» отображаются шесть последних игр: это «Братишкин», «Крош», «Влад Бумага», «Рамзан Кадыров» и «Даня Милохин».

Редактор TJ попытался заставить «Акинатора» угадать TJ, но всемогущий джин не справился с заданием, но предложил достойные (и логичные, правда, немного устаревшие) альтернативы.

#соцсети #медиа #мемы