«Рингтоны — часть культурного наследия»: автор твиттера Ringtone Bangers коллекционирует мелодии телефонов из нулевых
Пользователь пытается сохранить в памяти «утерянное искусство» и, помимо архивирования мелодий, общается с их авторами. Последний — композитор Nokia.
Иллюстрация Dazed
Хотя слово «рингтон» почти исчезло из широкого употребления, 20 лет назад трудно было представить успешную модель телефона без запоминающейся мелодии звонка. Этот элемент считался одним из важнейших и в разработке, и при выборе устройств покупателями, особенно до появления полифонических версий популярных треков. В твиттер-аккаунте Ringtone Bangers собирают коллекцию таких мелодий, написанных специально для мобильников нулевых.
Rintone Bangers — проект 20-летнего музыканта и блогера под ником fusoxide. Он завёл аккаунт в августе 2020 года и с тех пор ежедневно выкладывает несколько рингтонов или демо-треков для разных устройств — от телефонов и первых планшетов до игровых консолей и музыкальных инструментов. Все посты сопровождаются краткой информацией, а сами треки также попадают в коллекцию на гугл-диске, где каждый может скачать понравившийся трек.
За полтора года на аккаунт подписалось около 60 тысяч пользователей. Автор поставил цель доказать им, что среди рингтонов встречаются полноценные музыкальные хиты, а люди просто не замечали этого в течение десятилетий. «Конечно, некоторые мелодии созданы лишь для того, чтобы выполнять свою функцию, и вряд ли кто-то будет просто так слушать старые звонки. Я стараюсь выбирать примеры, близкие к той музыке, которую многие слушают в обычной жизни», — поделился автор.
Композиторы не только писали мелодии для конкретных устройств, которые и сами стали частью культуры, но и вдохновлялись музыкой той эпохи. Во многих рингтонах нулевых звучат элементы электронной музыки, R&B или ню-метала. По словам Fusoxide, в некоторых примерах встречаются и отсылки к музыке из видеоигр: «Я уверен, что многие композиторы выросли, играя в автоматы и приставки».
Помимо музыки, в Rintone Bangers иногда выкладывают факты об индустрии, а 7 февраля автор поделился интервью с одним из композиторов, работавших в Nokia. В 2000-х финская компания лидировала на рынке мобильных устройств, регулярно выпуская десятки телефонов — а вместе с ними и эксклюзивные рингтоны. Автор некоторых из них Маркус Кастрен рассказал о своей карьере, процессе создания рингтонов и необычном наследии. TJ приводит перевод интервью с сокращениями, полную версию можно прочитать здесь.
Как ты заинтересовался созданием музыки?
Я вырос в музыкальной семье, мы всегда слушали много разной музыки дома. Меня рано научили играть на фортепьяно, а в 7 лет у нас с друзьями уже была своя группа. В конце 1980-х у нас появился первый компьютер Amiga, и тогда я увлёкся трекингом — созданием музыки при помощи специальных программ-трекеров. Сначала я писал для себя, а позже вышел на демосцену (культура, в которой сочетаются разные виды раннего компьютерного искусства).
Персональный компьютер Amiga 500. Фото Билла Бертрама
После 1990-х я занялся созданием музыки и аудиодизайном уже куда более профессионально, что в итоге и привело меня в Nokia. В то время телефоны поддерживали только четыре тона полифонии, и опыт в четырёхканальном трекинге пришёлся кстати. По иронии судьбы, там я понял, что не хочу иметь стандартную работу «с девяти до пяти», потому что обычно я сочинял ночью.
Как выглядел процесс создания рингтона? Это было что-то вроде «делай, что хочешь» или тебе ставили определённую задачу?
В основном я сам выбирал, что писать. Когда я только пришёл в команду летом 2002 года, я сделал по несколько четырёхканальных рингтонов и монофонических мелодий — последние были устаревшим форматом, но их ещё добавляли во многие устройства. Вскоре появилась многоканальная полифония, и мне поручили писать рингтоны для конкретных моделей — N-Gage и 7600. У нас была команда юристов, которая слушала все мелодии и отклоняла те, которые звучали похоже на существующие треки.
Для N-Gage меня попросили написать несколько «игровых» мелодий. Nokia хотела сделать уведомления и сигналы, связанные с играми, но на ПК и PlayStation тогда не было ничего подобного, поэтому я предложил уйти в сторону «ретро» и сделал серию мелодий в стиле аркадных игр из 1980-х.
Над рингтонами для Nokia 7600 мы работали вместе с дизайнером: я включал наброски музыки, которые написал заранее, а он — несколько существующих треков, после чего мы обменивались идеями о том, что хотим получить. Это модель была «сверхсекретной», ей уделяли особое внимание. Меня попросили написать что-нибудь «модное», и я сделал что-то из хауса, техно, драм-н-бейса и всего, что было популярно в то время.
Ты когда-нибудь слышал свои рингтоны у других людей?
Я очень редко встречал собственные работы в жизни. Одна из причин в том, что эти рингтоны в основном писались для экспериментальных моделей или иностранных рынков. Когда-то у моего босса был коммуникатор, и на звонке стояла одна из моих мелодий — хотя он даже не подозревал, кто написал эту музыку. Я слышал этот звук постоянно.
Как ты относишься к популярности рингтонов, созданных тобой и вашей командой? Особенно когда их слушают сейчас, в наше время.
Конечно, я не ожидал, что у меня будут брать интервью о тех работах спустя 20 лет! Для нас, композиторов, в этом было что-то впечатляющее, но большая часть людей даже тогда не слишком интересовались подобной музыкой. Я давал послушать свои работы знакомым, и они не то чтобы были в восторге.
Возможно, в то время рингтоны считались чем-то обыденным или звучали слишком примитивно. Только недавно, благодаря вашему контенту, я осознал, какое влияние они оказали на людей по всему миру. Это прекрасно, и я очень рад, что эти мелодии оказались не просто звонками, но и продолжают жить до сих пор как культурное наследие.
Ты всё ещё пор занимаешься музыкой?
Нет, с середины 2000-х я ничего не делал, кроме пары джинглов для финской рекламы по ТВ. К сожалению, у меня просто не хватает времени. Думаю, что никогда не поздно начать заново, но для этого предстоит разобраться в технологиях, которые с тех пор сильно развились. Во время работы в Nokia я параллельно продюсировал проекты в жанрах драм-н-бейс и ню-джаз: я разослал демо на лейблы в Финляндии, Великобритании и США и собирался выпустить как минимум три трека, но завершить их так и не удалось.
С 2007 года я работаю в видеостудии в Хельсинки. Хотя физические носители уже не являются основным направлением компании, кое-что из DVD всё ещё пользуется спросом: пакеты цифровых фильмов, услуги для продюсерских компаний и дистрибьюторов. Мы также пробовали заниматься 3D-анимацией и визуальными эффектами, но это не прижилось.
#ретро #телефоны #соцсети