«Во время боёв умудрялся играть в Battlefield 4». История интернета в ЛДНР — частые сбои, проблемы с 4G и кабели из РФ
За восемь лет республики с нуля отстроили связь, но она полагается на ресурсы России.
Очередь за SIM-картами в ДНР у офиса «Феникса», фото EPA-EFE
В мае 2014 года ЛНР и ДНР объявили себя суверенными государствами и провозгласили независимость от Украины. Это привело не только в политическим и военным последствиям, но и сильно изменило работу местных предприятий и инфраструктур. Сложности возникли с интернетом: сначала с территорий «ушли» украинские мобильные операторы, а затем и крупнейшая телекоммуникационная компания «Укртелеком».
В самопровозглашённых республиках появились собственные операторы связи, но их развитие сопровождалось многочисленными трудностями: например, в ЛНР и ДНР исчезли сети 3G, а «Укртелеком» после ухода обнулил ПО.
TJ изучил историю телекоммуникационного рынка ЛДНР и поговорил с жителями Донецка, Луганска и Макеевки.
Захват офисов и почти 200 тысяч человек без интернета — что происходило со связью в ЛНР и ДНР после объявления о независимости
На момент 2014 года работу интернет-провайдеров в Донецкой и Луганской областях — как и по всей Украине — координировал «Укртелеком», а 3G-лицензией владело только его дочернее предприятие «Тримоб». Мобильный интернет стандарта GSM обеспечивали сотовые операторы «Киевстар», «МТС-Украина» и Lifecell.
После провозглашения ЛНР и ДНР на территориях областей сформировали собственные инфраструктуры: министерства связи и телекоммуникационные предприятия (например, связь стала обеспечивать «Почта Донбаса»). В 2015 году перестал работать «Киевстар»: на базе его оборудования образовали первые операторы республик — «Феникс» в Донецке и «Лугаком» в Луганске.
1 марта глава ДНР Александр Захарченко заявил о переходе «под внешнее управление» 40 украинских предприятий, в том числе в обеих республиках национализировали активы магната Рината Ахметова — владельца «Укртелекома». В ответ оператор прекратил обслуживание из-за «захвата офиса вооружёнными лицами и вмешательства в работу сети». В компании заявили, что потеряли техническую возможность «централизованно управлять оборудованием» — без связи и интернета остались почти 200 тысяч человек.
Фото EPA-EFE
Перед уходом «Укртелеком» обнулил программное обеспечение для использовавшегося им оборудования Juniper, Cisco и Huawei. По словам министра связи ДНР Виктора Яценко, дистанционное отключение оборудование началось в Киеве утром 1 марта: на аппаратуре Huawei HW 9312 удалили лицензии, а на Juniper MX 960 — все конфигурации.
К вечеру 1 марта власти республик взяли под контроль сеть оператора и вернули телефонную связь — правда, только между ДНР и ЛНР. Специалисты Минсвязи восстанавливали ПО из резервных копий и с «торрентов». С мобильным интернетом вышло ещё сложнее: сеть «Тримоб» с 3G перестала работать в республиках, в тот же год в ЛНР и ДНР перестал работать сотовый оператор Lifecell.
В ДНР на базе «Укртелекома» появился собственный оператор фиксированной связи «Комтел», в ЛНР его активы передали «Луганету». По данным «Радио Свобода», «республиканские сети» функционировали, но не с очень хорошей скоростью: во время разговоров по Skype или Viber связь прерывалась, а иногда абонентам выдавалось сообщение, что микрофон выключен «из соображений безопасности».
Жители Донецка, с которыми поговорил TJ, сообщили, что домашний интернет после 2014 года работал нормально, а в ДНР пользовались не только «Комтелом», но и другими операторами. Например, в Харцызске есть ТРК «Лига» и Terra Line, а в Донецке — Matrix и «Дон Апекс». Житель Макеевки, с 2012 года пользующийся услугами провайдера «Спутник», рассказал, что интернет в городе всегда был «более менее стабильным».
В 2014 году перебои были из-за обстрелов, но их старались оперативно исправить, и каких-то катастрофических проблем не помню. Даже во время относительно интенсивных боевых умудрялся играть в Battlefield 4, который помогал представить, что за окном ничего особенного не происходит [...].
В 2015 году удавалось дежурить из дома и следить за тем сработает ли на каком-нибудь объекте пожарная сигнализация [...]. И лично для меня домашний интернет особо никогда не становился хуже.
Месяцы без связи в ЛНР и строительство кабелей из России — как в республиках восстанавливали домашний интернет
Житель Донецка Игорь рассказал TJ, что все провайдеры в городе «работают плюс-минус одинаково, видимо, легенды про единственный кабель с Ростова не такие уж и легенды». Помощь власти ДНР и ЛНР получили у российских провайдеров: к 2019 году местные компании полностью переключили магистральный трафик на Россию.
Магистрально волоконно-оптический кабель (ВОЛС) соединял Россию и Луганскую область и до 2014 года. Его в районе Ростовской области установила компания Golden Telecom, впоследствии поглощённая «Вымпелтелекомом», где волокна арендовал международный оператор с российскими корнями RETN. Теперь же кабель связан Россию и ЛНР, его пропускная способность составила 200 Гбит/с.
В 2014 году интернета, связи и света не было несколько месяцев. Потом появились альтернативы от ЛНР, и все люди стали ими пользоваться, потому что они работали лучше. Но интернет работает с частыми сбоями и очень плохо. Иногда невозможно даже фильм посмотреть.
Магистральных каналов между Донецкой областью и Россией не существовало, но к 2019 году в республике построили три волоконно-оптических кабеля, доходящих до Аксая из Ростовской области. Их суммарная пропускная способность составляет 230 Гбит/c. Обилие магистральных каналов позволило сформировать оптическое кольцо между Ростовом-на-Дону, Донецком и Луганском.
Фото РИА «Новости»
Житель Донецка Игорь сообщил TJ, что сейчас может назвать домашний интернет стабильным, но «выше 100 мб в ДНР разгоняться ещё не научились». По его словам, иногда связь работает плохо, но сбои происходят из-за погоды.
Крупных сбоев — чтобы прям долго сидели без домашнего интернета не помню — может, пару лет назад дня три не было в Харцызске, но только на ТРК «Лига», у других провайдеров всё работало. После урагана что-то сгорало там у «Лиги», и они ждали оборудование из России.
По словам жителя Макеевки, в его городе связь никогда не становилась хуже, а интернет работал стабильно, если не вспоминать аварии, не связанные с военными действиями. Собеседник TJ рассказал, что платит за тариф на 60 Мбит/сек 250 рублей, скорость соответствует заявленной, хотя временами случаются «просадки».
Появление ДНР никак не сказалось на лично моём опыте пользования интернетом. Его стабильность и относительная надёжность в столь неоднозначное время всегда помогали с попытками игнорировать происходящее за окном. Да, может сейчас это и прозвучало пафосно, но без эскапизма в интернете в целом было бы сложно поддерживать своё ментальное состояние в относительной стабильности.
Магистральными сетям в республике занимается «Углетелеком», ранее специализировавшаяся на обслуживании шахт. Власти республики не разглашают, с кем с российской стороны осуществляется стык. По данным украинского издания «Лига.нет», трафик из ЛНР и ДНР через посредников в Ростовской области идёт на сети Ростелекома и RETN.
Сложности с 4G, сбои и такси с Wi-Fi — как в ДНР и ЛНР настраивали мобильный интернет
Что касается 3G, на момент 2014 года лицензию имел только «Тримоб», а остальные украинские операторы получили её только через год, но ДНР и ЛНР это уже не коснулось. Через три года эти же компании получили лицензию на стандарт LTE, относящийся к 4G.
Сети «Феникса» (ДНР) и «Лугакома» (ЛНР) сначала работали только на стандарте GSM, из-за чего скорость не превышала 384 Кбит/с. В конце 2017 года «Феникс» запустил первые фрагменты 3G-сетей, а затем и 4G: для их строительства использовали дополнение к оборудованию «Киевстара», оставшееся от Lifecell и «Тримоба».
К 2019 году скорость передачи «Феникса» стала достигать 140 Мбит/с. По данным CNews, сеть 4G работает на ядре полностью российского производства, а технологию CSFB, обеспечивающую автоматическое переключение из LTE-сети в сеть GSM, в компании реализовали своими силами. Неизвестно, на оборудовании какого производителя построена сеть 4G, но министр ДНР Яценко рассказывал, что он скупал б/у оборудование «со всего мира».
Фото «Феникса»
Жители ДНР недовольны качеством услуг «Феникса»: на плохую скорость и сбои они регулярно жалуются в соцсетях. Особенно число недовольств выросло во второй половине 2021 года. Причины ухудшения до конца непонятны: жители считают, что это следствие монополизма компании, а руководство «Феникса» ссылается на рост числа абонентов.
«Проехал от центра Макеевки до АС Советская. Раньше всю эту дорогу ловил 4G без сбоев. Сейчас кое-где смог сообщения в „ВК“ прочесть. Даже в центре Макеевки уже нет 4G. Все хаяли Яценко, но при нём „Феникс“ и интернет работал, сейчас же полное дно», — пишет пользователь в группе «Донецк» во «ВКонтакте».
Скриншот со скоростью «Феникса» от пользователя «ВКонтакте» из Донецка
Игорь из Донецка в разговоре с TJ подтверждает жалобы. «Интернет от „Феникса“ — это ад. Последнее время казалось, что хуже некуда, особенно после отдыха в России, но „Феникс“ пробил новое дно и около двух месяцев до Нового года интернет был в статусе «ешки» с редкими изменениями в сторону 4G. После НГ интернет немного наладили», — рассказывает житель. При этом, по его словам, за последние четыре года связь в регионе стала лучше.
Качество [интернета] по сравнению с 2017-2018 годами точно улучшилось, сбои случаются, в хорошем качестве — 1080р, например — в автобусе можно что-то посмотреть. Правда, недолго, потому что какие-то «ямы» в покрытии сети «Феникса» — это его фишка. За 5 Гб в месяц плачу 150 рублей. Для России это копейки, но за интернет «Феникса» морально больше отдавать тяжело.
В ЛНР ситуация с мобильным интернетом получилась сложнее: к 2019 году «Лугаком» продолжил работать только в стандарте GSM, из-за чего, как писал CNews, найти работающий мобильный интернет было практически невозможно. В магазинах города корреспонденту издания сообщали, что мобильным интернетом можно пользоваться только с «Интертелекома», но нужны отдельные аппараты — стандарта CDMA. Им удалось воспользоваться, проехав на такси с Wi-Fi: в машине стоял роутер Verizon, подключённый к CDMA-сети «Интертелекома».
Фото «Лугакома»
С 2019 года в ЛНР начали тестировать сети 3G, а в течение 2020 и 2021 годов постепенно к ним подключали разные населённые пункты. В конце декабря в Краснодоне запустили первую в республике сеть 4G, но на работу оператора в сети часто жалуются. Жители Луганска, с которым поговорил TJ, назвали мобильный интернет от «Лугакома» «очень калечным», но подтвердили появление 4G: «Есть, но очень плохой, можно сказать, что его и нет», — отметила луганчанка Мария.
Что касается остальных мобильных операторов, то в Луганске и Донецке немного работает Vodafone («МТС-Украина»): в интернет через него выйти практически невозможно, позвонить — редко, потому что внутри республик нет вышек компании. Оператор прекратил работу в ДНР и ЛНР в начале 2018 года: компания отключила коммутатор на этих территориях, управление сетью осуществляется с «материковой» части.
Внутри ДНР вышек Vodafone нет, ловим связь с «материка». Им пользуются пенсионеры, перевозчики с Украины (которые возят этих пенсионеров за пенсией) и те, кто как-то связан с Украиной. У 99,99% населения ДНР есть «Феникс», и у всех это основная связь.
По словам жителей Луганска и Донецка, операторы из России не работают в ЛНР, а в ДНР мобильный интернет имеет невысокое качество: «Связь от российских операторов здесь в роуминге. Работает «ешка» от „Билайна“, „Мегафона“ и „МТС“».
У ДНР и ЛНР сохранились свои IP-адреса в RU-зоне, но Украина пытается их отозвать
Власти Украины периодически пытаются лишить ДНР и ЛНР интернета в рамках «урегулирования ситуации». Летом 2021 года президент Владимир Зеленский поручал кабинету министров «отработать вопрос об отзыве сетевых ресурсов, выделенных в пользование операторам телекоммуникации» в ДНР и ЛНР.
Речь шла об отзыве IP-адресов, которые выделены в пользование операторам (провайдерам) телекоммуникаций для работы в республиках. Их европейский координатор адресов RIPE NCC выдал ещё в июле 2015 года. Интернет-регистратор «Центр Интернет-Поддержки ДНР» находился в Донецке, а в регистрации указывается, что адреса используются в зоне RU — Российская Федерация.
Экс-министр связи ДНР Виктор Яценко заявлял, что Украина пыталась отозвать IP-адреса несколько раз. Он отмечал, что часть адресов ЛДНР зарегистрирована, «как имеющая отношение к Украине», но сам регистратор — RIPE — к ней отношения не имеет. «Есть позиция ООН, что в регионах с нестабильностью, в том числе регионах, где идёт Гражданская война, доступ к телекоммуникациям и средствам связи должен оставаться в любой ситуации. Руководствуясь этим RIPE не стала отзывать адрес», — говорил Яценко.
После признания Россией ЛНР и ДНР в феврале 2022 года США ввели против республик санкции, которые предполагают почти полное экономическое эмбарго. При этом Белый дом разрешил некоторые виды деятельности: среди исключений — предоставление телекоммуникационных и интернет-услуг в ДНР и ЛНР. Гражданам этих регионов разрешили обмениваться сообщения в мессенджерах, соцсетях, через электронную почту и браузеры.
#интернет #технологии #днрилнр #украина