Слабоумие и отвага: история и феномен «Чудаков» – экстремалов эпохи телевидения, предвосхитивших пранки и трэш-стримы
Путь зависимых от адреналина: увлечение скейтбордингом сменилось экстримом, толкавшим «Чудаков» всё безрассуднее испытывать свои тела.
Кадр из полнометражного фильма «Чудаки»
«Чудаки» ниспровергали общественные вкусы, раздавая пощёчины и себе, и другим. Их смело называли дегенератами, которые шли на любые самоистязания – и всё ради эффектного кадра. «Чудаки» из скейтеров быстро превратились в икону MTV, а телевизионный успех закрепили серией фильмов. Благодаря молодым экстремалам, не ведавшим о рамках приличия, юмор на грани фола стал главным контентом нулевых. Они несли низменное и телесное в массы, а также открывали дорогу трэш-стримам.
Юмор «Чудаков» – предельно тактильный и вызывающий, подключал целый спектр чувств: от физиологического отвращения до банального стыда. Однако стыд и этические соображения всегда были чужды мазохистам: они признавали только выбитые зубы, сотрясения мозга и извергающиеся рвотные массы.
Уже более 20 лет «Чудаки» злят быков, прыгают к акулам, бьют друг друга по гениталиям и истязают тела электрошокерами. Удивительно, что исполнители до сих пор стоят на ногах, а трюки обходятся без летальных исходов. Даже возраст и одряхление тел не пугает трюкачей: недавно они вернулись на большие экраны в четвёртый раз, с фильмом «Чудаки навсегда», вышедшим в кинотеатрах мира в феврале 2022 года.
Шарики за ролики: из скейтеров в отряд самоубийц
Актёр и провокатор быков Джонни Ноксвилл, эксгибиционист Крис Понтиус, выпускник колледжа клоунов Стив-О, скейтер-лилипут Джейсон Акуньи (Ви-Мэн), а также Бэм Марджера, Райан Данн и Дэйв Ингланд – команда «Чудаков» проросла из семян американской скейт-культуры. Состав безбашенных скейтбордистов и трюкачей собрался вокруг журнала Big Brother, основанного в 1992 году Стивом Рокко и изданного скандальным порномагнатом Ларри Флинтом.
Скейтерский журнал, полный грязи и эпатажа, активно противопоставлял себя таким изданиям как Thrasher или TransWorld. Мейнстримным изданиям был чужд дикий анархизм новоиспечённого Big Brothers. Вместо полезных статей для начинающих скейтеров в духе «как сделать олли», журнал эпатировал читателей материалами о том, «как убить себя» – туда же прилагались фотографии со Стивом-О, прыгающим с моста в воду и абсолютно голым Крисом Понтиусом.
Сканы журнала Big Brother. Интервью со Стивом-О
Сканы журнала Big Brother. Интервью с Крисом Понтиусом.
Дикий контент привлёк необходимые творческие таланты, поиском которых занимался Джефф Тремэйн – редактор журнала, а впоследствии режиссёр всех фильмов о «Чудаках». Отчаянные аутсайдеры, противопоставлявшие себя безопасной и скромной скейт-культуре, объединились в результате турне Big Brother.
Совсем скоро журнал под редакцией Тремэйна стал выпускать безбашенные видео с опасными трюками, в которых принимали участие Стив-О и Джонни Ноксвилл. Первому были по душе фокусы с самосожжением, второй любил испытывать средства самообороны – именно в Big Brother Ноксвилл протестировал пуленепробиваемый жилет пистолетом 38-ого калибра. У Ноксвилла, изначально строившего актёрскую карьеру, отсутствовали скейтерские задатки. Чтобы перещеголять парней из команды, он выбирал самые возмутительные выходки.
Big Brother привлек всех неудачников скейтбординга. Стив-О, например, в то время жил в Нью-Мексико. Я и Джейсон [«Ви-Мэн»] были скейтбордистами из Калифорнии.
Вскоре Тремэйн заметил Бэма Марджера и Райана Данна – двух чудиков из Пенсильвании, которые снимали видео под названием CKY (Camp Kill Yourself) – их не стесняли падения и травмы, полученные во время катания на доске. Тяга к экстремальным трюкам идеально подходила для будущих «Чудаков».
Также Тремэйн с детства дружил с режиссёром Спайком Джонзом – к 1999-ому году постановщик успел отличиться клипами к Daft Punk, Beastie Boys, а также реализовался как режиссёр полного метра, снявший «Быть Джоном Малковичем». Обратившись к Джонзу, редактор журнала увидел потенциал в этих сумасбродных видео и предложил постановщику стать соавтором. Экстремальные видео действительно претендовали на полноценное телевизионное шоу – они привлекали, в первую очередь, не скейтерскими трюками, а дегенеративными выходками.
Будущие «Чудаки» быстро достигли договорённости с MTV и получили свои 30 минут в еженедельном эфире. Уже второй эпизод, вышедший в октябре 2000-ого года, заработал рекордные рейтинги и приятно удивил руководство MTV. Телеканал предоставил команде Тремэйна творческий контроль, а президент MTV Ван Тоффлер утверждал, что «Чудаки» были кучкой болванов, терпимо относящихся к боли и глупостям.
Впрочем, им все эти мазохистские трюки оказались в радость – «Чудаки» умели не только изобретательно терзать собственные тела, но и открыто смеяться сами над собой. Cамоирония превращала бестолковых неадекватов в милых и довольно симпатичных героев. Назревала эра «Чудаков».
Панки MTV: заразительный эффект идиотизма
Метод «Чудаков» был прост как никогда: достичь вершины в творческом идиотизме, вызволить из зоны комфорта как себя, так и зрителей, привыкших к целомудренным ТВ-передачам. Они несли на кабельное телевидение шок и трепет, не зная никаких компромиссов – их трюки не располагали сценарием, а действия команды состояли из полнейшей импровизации. В рамках проекта безбашенных парней объединял уже не столько скейтбординг, сколько терпимость к боли и показной цинизм.
Совершить глупый поступок, заведомо зная, что это плохая идея – и есть главный творческий подвиг «Чудаков», реализованный со слабоумием, отвагой и самоотдачей.
Если Марджера до чёртиков боялся змей, то в реалити-шоу его обязательно запирали с ними. Если Ноксвиллу так приглянулись средства самообороны, то он приветствовал и удар электрошокером. Стив-О уверенно глотал золотую рыбку, а затем пытался стошнить её обратно в аквариум. Данн летал в кусты с велосипеда, а Ингланд не упускал возможности испражниться в магазине сантехники.
«Чудаки» измывались над хорошим вкусом, предлагая креативные решения: как в очередной раз испытать тело и какую-нибудь вещицу из собственного арсенала. «Мы просто инстинктивно делаем то, что находим забавным», – говорил в интервью Тремэйн.
Команда «Чудаков» в сборе. Фото The Sun
Они работали в режиме DIY, сочиняя трюки на ходу. Хотя, конечно, некоторые из них требовали тщательной подготовки и мер безопасности – чего стоит перевёрнутый на тросах биотуалет, полный фекалий, летящих в лицо Стиву-О. «Чудаки» стали первыми героями реалити-шоу, которые обрели славу и фанатов, откровенно валяя дурака – уже спустя четыре месяца после первого выпуска Ноксвилл попал на обложку Rolling Stone.
Руководство MTV поняло главное: нужно уйти в сторону и позволить ребятам делать то, что им вздумается – именно это обеспечило шоу баснословные рейтинги и интерес молодёжи. Временами интерес далеко не самый здоровый – «Чудаков» неоднократно обвиняли в том, что они создавали культуру подражателей, чьи выходки заканчивались смертельными исходами. Просто кто-то невнимательно читал дисклеймер о «трюках, выполненных профессионалами» и избегал предостережений авторов.
Несмотря на безрассудство и мазохизм, на съёмочной площадке «Чудаков» всегда присутствовали инструкторы по технике безопасности – это отличало их от недотёп-подражателей.
Чарли Грэшем – координатор трюков для «Чудаков», делился в интервью Vice о характере своей работы. Он стремился обезопасить и смягчить трюки, прокручивая наихудший сценарий исхода – потом Грэшем планировал и делал всё, чтобы избежать трагедии. Времяпрепровождение с «Чудаками» (от восьмидесяти до девяноста процентов времени) он называл весельем. За исключением эпизодов с животными – особенно с непредсказуемыми быками на родео.
Но недовольство «Чудаками» также не знало меры. Сенатор Джозеф Либерман из Коннектикута даже требовал запретить реалити-шоу, узнав об инциденте с подростком, который вдохновился «Чудаками» и поджег себя. MTV традиционно отбивались заверениями: шоу выходит в эфир с взрослым рейтингом TV-MA и настаивают на том, чтобы никто даже и не пытался пойти по стопам Стива-О, Ноксвилла и остальной безумной братии.
Лидер Джонни Ноксвилл и коллега Стива-О. Фото: Alamy
Их выходки транслировались по MTV с 2000 по 2002 год, завершившись на третьем сезоне. Но не от дефицита идей – теперь «Чудаки» метили в большой кинематограф. Когда управляющий MTV Films обратился к Тремэйну с предложением поставить полный метр, «Чудаки» усилили накал безумия и нарастили масштабы – на их безрассудство выделили 5 миллионов долларов, а поддержку нашли у Paramount.
По сути, я дал деньги кучке идиотов, обременённых достаточным невежеством, чтобы двигать одну плохую идею за другой, с единственной целью – рассмешить зрителей.
Полнометражный фильм, который критики называли то тратой целлулоидной плёнки, то головокружительным идиотизмом, оправдал ожидания MTV Films и Paramount. «Чудаки» пошли во все тяжкие: они пересекали по верёвке яму с аллигаторами, прицепив к трусам приманку, вставляли игрушечную машинку в задницу, катались на гольфкарах, врезаясь в керамические препятствия и вдыхали васаби через нос.
Не имея никаких кинематографических амбиций, «Чудаки» тем не менее вполне встраиваются в жанровые конвенции кинокомедии – так называемого «слэпстика», в котором довлеет визуальный юмор. Это популярный жанр в эпоху немого кино, где эффект от падений, драк и нелепых артикуляций человеческого тела смешил зрителей – «Чудаки» делают ровно то же самое, но напрочь забывая о рамках приличия. Их «слэпстик» зашёл дальше всех.
Но «Чудаки» стали также тонкими мастерами пранков – у них имелись сдержанные, социально ориентированные шутки, которые разыгрывались с ничего не подозревающими людьми. Марджера тащил живого аллигатора на кухню к родителям, Ноксвилл и Спайк Джонз переодевались в стариков и катались на мотороллерах перед гуляющими людьми, а Понтиус раздевался в японском магазине почти догола и устраивал вечеринку.
Кто-нибудь из команды мог запросто переодеться в гориллу и забежать в отель, а также превратить магазин в боксёрский ринг. Реакция случайных людей, зафиксированная ручной камерой, становилась важной частью перформанса – эти шутки являлись самой безобидной стороной их дурачеств.
Прошедший с героями целых два десятилетия, Тремэйн утверждал, что трюкачи никогда не делали это из-за денег – иначе бы «Чудаки» не сходили с экранов и продолжали штурмовать всё новыми эскападами. Да и сложно из раза в раз повторять трюки, учитывая как часто Стиву-О приходилось видеть рентгеновские снимки своей головы – фокусы не обходились без сотрясений мозга, а для Ноксвилла – переломов рёбер и даже пениса.
Я люблю мультики. Некоторые идеи я беру прямо из мультфильмов. Особенно из «Тома и Джерри», потому что это всего лишь два существа, которые ведут забавную войну с вещами, которые есть у них в доме. «Чудаки» в своей основе, верно?
Их хватило на три полнометражных фильма – масштаб и изощрённость материала увеличивалась из раза в раз. К каждой ленте прилагался кинематографичный опенинг, а третий фильм, снятый в 2010-ом году и вовсе вышел в модном тогда формате 3D. Хулиганы также реализовывались за пределами своего проекта: Ноксвилл часто появлялся на больших экранах, снявшись в «Придурках из Хаззарда», «Людях в чёрном 2» и «Несносном деде». Стив-О написал мемуары, а Понтиус и Марджера запустили свои шоу – например, «Выйти замуж за идиота» и «Дикари».
Тупиковая страница в истории «Чудаков» открылась со смертью Райана Данна в 2011 году. Участник команды, будучи за рулём в нетрезвом виде, попал в смертельную аварию. Инцидент на долгие годы парализовал команду «Чудаков», а режиссёр Тремэйн писал, что Данн «был огромной частью нашей семьи, которая без него навсегда изменилась». Ситуация сработала эффектом домино: Данн был лучшим другом Бэма Марджеры – эта потеря сильно ударила по участнику «Чудаков», который ушёл в запой, потерял контроль над собой и впал в суицидальную депрессию.
Бэм Марджера (слева) и Райан Данн (справа)
У «Чудаков» есть безобидные трюки, но большая часть – травмоопасны, жестоки и глумливы. Многие из номеров заслуживают либо увлекательного пересказа, либо пересмотра.
Пранки, трэш-стримы и частные сумасбродства: «Чудаки» делают безумие нормой YouTube
Эпоха интернета и мгновенных видео улыбнулась «Чудакам». То, что безбашенные скейтеры делали для кабельного ТВ и экранов кинотеатров, теперь можно делать всем и для всех. YouTube, Instagram, а теперь и TikTok демократизировали безумный контент, ради которого условный Ноксвилл и Понтиус ломали кости и показывали пенисы. Во многом именно это спровоцировало спад популярности «Чудаков» в 2010-е.
Когда ребята шли на опасные авантюры, они воплощали в себе маргинальную и анархистскую сторону поп-культуры – сегодня же любой парень со смартфоном и популярным аккаунтом может продвигать не менее абсурдный контент.
Такие реалити-шоу, как «Фактор страха» и «Голые и напуганные» не обошлись без влияния «Чудаков», придумавших экстремальный формат вещания. Они также повлияли на распространение пранков, снятых скрытыми видеокамерами: «Непрактичные шутники» и «Подстава» многим обязаны парням Джонни Ноксвилла. Дух гонзо и хулиганизм передался таким звёздам интернета, как PrankvsPrank – обоюдные розыгрыши парочки напоминают то, чем занимался Марджера, когда шутил над членами своей семьи.
Саша Барон Коэн – исполнитель роли Бората, во многом последовал по тому же юмористическому пути, что и «Чудаки». Он разыгрывал известных личностей в своих сатирических шоу («Кто есть Америка?»), обескураживая и выставляя гостей на посмешище. В 2010-е на YouTube стали набирать популярность различные хоррор-розыгрыши. Определённый интерес появился к скандальной субкультуре трэш-стримингов: люди за деньги соглашались выполнять самые бездумные желания пользователей – некоторые из них, разумеется, шли в разрез с безопасностью для здоровья и даже жизни.
Если вы вирусная звезда в современную эпоху, вы должны отказаться от своей религии и просто молиться «Чудакам». Они теперь ваши боги.
Неадекватное поведение блогеров, выполнение травматичных квестов ради потехи и просмотров – трэш-стриминги следует считать закономерным явлением пользовательского вещания в сети. Избиения, обливания зелёнкой и даже секс в прямом эфире – результат трансгрессивной тяги людей, пытающихся сравниться, а местами и перещеголять достижения Стива-О, Ингланда или любого другого участника «Чудаков».
Кучка беззастенчивых каскадеров не только вдохновила неизвестных людей на сумасбродства – они будто бы предчувствовали дух интернет-культуры, который будет сложен из беспорядка, глупого юмора и эпатажа. Круглосуточный обмен видео теперь создаётся не за счёт крупных студий – люди, подобно «Чудакам», руководят ими сами, в кустарной технике DIY. Эти авторы становятся влиятельными персонами в соцсетях, минуя круги истеблишмента.
«Чудаки» навсегда?
В 2022-ом году, когда грубый юмор «Чудаков» превратился в моветон, тела участников стали более хрупкими, а у Ноксвилла появилась седина, хулиганы вернулись в строй. Мужчины с высоким порогом боли готовы повторить всё, за что их полюбила молодая аудитория MTV. Несмотря на то, что многие ребяческие трюки, как утверждал Ноксвилл, он перестал считать забавными.
Кадр из фильма «Чудаки навсегда»
К новым дурачествам «Чудаки» привлекли звёзд. Например, в четвёртом фильме зритель может увидеть Machine Gun Kelly и Эрика Андре (в разное время в шоу появлялись такие звёзды, как Тони Хоук, Шонн Уильям Скотт и Джон Уотерс). Смогут ли «Чудаки» развеселить аудиторию низменным и бестолковым юмором в условиях, когда комедийная культура активно трансформируется и вырабатывает новую этическую позицию к смешному? Это пока открытый вопрос. С другой же стороны, люди не откажутся от увлекательного зрелища: от ударов по гениталиям, экстремального спорта и Ноксвилла, участвующего в корриде.
«Чудаки» прошли длинный путь, заставив говорить о себе двояко: как о безбашенных хулиганах, сломавших границы нормальности, а также как об исследователях крайностей человеческого тела. Они, подобно Марине Абрамович в перформансе «Ритм 0», шли на добровольный эксперимент над собой. Если Абрамович оставалась в рамках современного искусства, позволяя применять на себе колюще-режущие предметы (её тело истязали случайные люди на протяжении 6 часов), то «Чудаки» принесли эти радикальные эксперименты в массы. Теперь торжество идиотии и безрассудства разворачивается на просторах интернет-страниц.
У Чудаков была своя культурная особенность, но мы заглохли на какое-то время. Но у ТikTok есть потенциал для развития физической комедии [слэпстика], а у YouTube – для продуманных розыгрышей. Это никогда и никуда не уходит.
#культура #кино #тв #сша #лонгриды #лигаавторов