Интернет
Анна Павлова

Боты спамили музыкой в сотни плейлистов на Spotify — оказалось, что это рекламная кампания финских электронщиков

Танцевальная музыка попала к детским песням и композициям для похорон без разрешения создателей плейлистов.

С декабря 2021 года в соцсетях начали появляться жалобы от пользователей Spotify — к их совместным плейлистам с друзьями и членами семьи подключались новые неизвестные соавторы, которые добавляли электронную танцевальную музыку группы Pesukone. Пользователи предположили, что этим занимаются боты.

Совместные плейлисты Spotify, в отличие от личных, нельзя сделать закрытыми — это значит, что любой пользователь, наткнувшийся на плейлист, может его редактировать. Этой особенностью сервиса воспользовались создатели ботов.

Самым известным ботом стала «Эшли» — по сообщениям пользователей, она удаляла из плейлистов песни и добавляла свои. «Чистить» сборники приходилось вручную — копировать и пересоздавать, добавляя удалённые композиции и удаляя новые, которые появлялись снова и снова. Это стало локальным мемом: пользователи начали угрожать боту прямо в названиях плейлистов.

Иди на***, Эшли, перестань добавлять песни

Эшли, перестань добавлять песни в мой плейлист

Перестаньте добавлять дерьмовую музыку в мои плейлисты

Эмма, перестань добавлять песни

Большинство ботов, добавляющих песни, носили женские имена: пользователи сообщали об «Эмме», «Элси», «Джули», «Сьюзан» и других. Устав постоянно чистить плейлисты, один пользователь взял дело в свои руки и даже написал скрипт на Python, чтобы только одобренные учетные записи могли добавлять песни.

В издании Gawker поговорили с несколькими «жертвами» ботов. Одна пользовательница рассказала, что электронная музыка появилась в семейном плейлисте, который они с детьми слушали в машине, и в плейлисте для похорон её матери. Пользователь Дрю пожаловался, что ему приходится перепроверять композиции каждый день перед работой: бот начал добавлять песни в плейлист японской акустической поп-музыки, которую Дрю ставил в ресторане.

Музыкант и тиктокер @jw__francis рассказал о проблеме с плейлистами в одном из видео. Получив много ответов от подписчиков, чьи плейлисты также испортили боты, он продолжил расследование: блогер заметил, что подозрительные аккаунты добавляли только песни из малоизвестного аккаунта Pesukone. Этот «глобальный коллектив артистов» включает в себя исполнителей из Нигерии, Финляндии, Южной Африки и других стран.

Несмотря на то, что многие пользователи жаловались, что их музыка звучала плохо и появлялась в рандомных плейлистах независимо от их названия и жанра, рекламная кампания сработала: Pesukone вошли в топ самых популярных артистов Финляндии с более чем 1,5 миллионами слушателей на Spotify в месяц.

Лейбл Badenstock, сотрудничающий с Pesukone, указал журналистам Gawker на пресс-релиз в фейсбуке компании: в нём утверждается, что они не используют ботов, а вставляют песни в чужие плейлисты вручную, не нарушая правил продвижения Spotify. Алгоритмы сервиса, подбирающие рекомендации, основываясь на данных пользователей, действительно можно обмануть таким образом. Представители компании также написали в соцсети, что «даже плохая реклама для артиста лучше, чем вообще никакой рекламы».

Сомнительные способы продвижения лейбла для некоторых артистов стали причиной разорвать контракт. «Вся эта ситуация открыла мне глаза на проблему со стримингом. Я не сомневаюсь, что если мелкие артисты могут искусственно увеличивать количество прослушиваний, то любой артист, даже с крупного лейбла, может. И деньги, выплачиваемые им таким образом, делают ещё сложнее выживание и продвижение на платформе для настоящих амбициозных независимых артистов», — заявила Gawker канадская певица Melotika.

Боты, вторгающиеся в плейлисты и увеличивающие количество прослушиваний исполнителей — не новое явление на Spotify. Как сообщил Rolling Stone, «накрученные» прослушивания обходятся артистам примерно в 300 миллионов долларов в год.

#соцсети #spotify