Интернет

Стартаперы купили домен «вязание.com», чтобы сделать интернет-магазин. За это их «отменили» фанаты хобби

Бизнесмены хотели раскрутить и перепродать сайт, будучи уверенными в успехе. За такую самоуверенность пришлось извиняться перед огромным сообществом любителей вязания.

Иллюстрация Knitting

Людей всегда объединяли общие увлечения, а с появлением интернета группы по интересам выросли в разы и стали куда влиятельнее. Пользователи вне подобных сообществ часто не представляют, что происходит внутри, и могут недооценить, например, любителей вязания. Так произошло с бизнесменами из США, чью историю в середине марта рассказало издание Daily Beast.

* * *

Майкл Джекнесс и Дейв Брайант занимаются электронной коммерцией уже более пяти лет. Друзья основывают интернет-магазины, набирают аудиторию, после чего готовые успешные проекты часто продают крупным игрокам. Из-за выбранной модели предприниматели уделяют больше внимания вовлечению покупателей, а не изучению их потребностей и трендов конкретного рынка.

Майкл Джекнесс и Дейв Брайант. Скриншот с ютуб-канала предпринимателей

Партнёры нашли эффективный способ быстро найти аудиторию с нуля: купить свободный домен, в названии которого сразу описывается продукт. Например, ранее они продавали раскраски для взрослых на сайте ColorIt.com («Раскрась это»), а также беговые дорожки и компрессы со льдом на одноимённых сайтах — Treadmills.com и IceWraps.com. Такие ссылки без дополнительных вложений предлагаются первыми в выдаче, когда пользователи ищут нужный им товар.

Джекнесс и Брайант решили так же поступить и со своим новым проектом о вязании. В феврале они приобрели домен Knitting.com за 80 тысяч долларов, который планировали превратить в большой сайт с инструкциями, статьями и роликами о популярном хобби. По их задумке, посетителям бы предлагалось купить все необходимые инструменты и материалы напрямую через Amazon.

В анонсе партнёры написали, что в течение года хотят превратить пустующий домен в «многомиллионный бизнес». Ни Джекнесс, ни Брайант не увлекаются вязанием, поэтому выбрали самое оптимальное с точки зрения бизнеса хобби. До этого они рассматривали рыболовство и железнодорожные модели, но отказались из-за большой конкуренции в первом случае и слишком маленькой аудитории во втором.

Однако предприниматели не учли, что вязание не просто популярно в соцсетях — вокруг него сформировалось одно из самых многочисленных и влиятельных онлайн-сообществ среди всех хобби на Западе. О движении пишут в СМИ, появляются новые тематические журналы и сайты, а в 2019 году «вязательные инфлюенсеры» запустили обсуждение проблемы расизма внутри индустрии. В этот раз сообщество бросило свои силы против самоуверенных бизнесменов.

Желаю вам столько же удачи, сколько было у людей, которые купили книгу по «Дюне» и увидели в этом «прекрасную» возможность для заработка, которую больше никто не заметил.

В конце февраля идею одновременно раскритиковали в популярном твиттер-треде и в сабреддите о вязании — за последний месяц три самых залайканных поста в разделе посвящены стартаперам. Их обвинили в отсутствии знаний и о продукте, на котором те хотели заработать, и об аудитории. Критика перешла и в блог проекта, где одни называли авторов сексистами за попытку «захватить» преимущественно «женскую» сферу, а другие задавали неудобные вопросы.

Любителей вязания интересовало, например, каким образом создатели сайта собирались делать контент, в котором не разбираются. А если это будут чужие статьи, то получат ли их авторы отчисления за использование их в рекламных целях. Многие также удивились, что предприниматели собираются продавать товары Amazon или крупных поставщиков — многие вязальщицы в последнее время предпочитают работать с небольшими экологичными брендами.

Мы стремимся построить экологически ответственное сообщество, а они будто закатали в асфальт землю возле нашего небольшого фермерства и планируют открыть здесь Walmart.

Нэнси Мюррелл

Один из участников сообщества даже завёл аккаунт «Knitting.com» в твиттере, чтобы аналогичным способом занять свободный никнейм до бизнесменов. В аккаунте теперь публично критикуют авторов идеи и постят мемы о ситуации.

С кем, по их мнению, они связались / С кем они связались на самом деле

После массовой критики в соцсетях и на сайте проекта Джекнесс и Брайант пересмотрели своё заявление. Они удалили оригинальный анонс и подкаст о новой бизнес-модели, а в интервью нескольким медиа рассказали, что их не так поняли. По словам предпринимателей, они хотели привлечь в сообщество новых людей — те всё равно покупают инструменты в больших магазинах.

Партнёры также извинились за слова о «разрушении индустрии» — они якобы были направлены на больших игроков, а не локальные бренды. Ответили и на вопрос о контенте будущего сайта — всем авторам пообещали «справедливую компенсацию», а заодно поддержку «невероятного творческого сообщества». Брайант отдельно упомянул, что вязанием увлекается его шестилетняя дочь.

Надеюсь, со временем люди поймут, что мы делаем что-то хорошее для сообщества, и по-другому начнут воспринимать наш проект.

Майкл Джекнесс

В сообществе далеко не все оценили новые стандарты авторов Knitting.com и сохранили мнение о лицемерных бизнесменах. «Они могут сделать наш товар дешевле, но я сомневаюсь, что они смогут заменить то, чем мы занимаемся. Они вряд ли вообще понимают, чем мы тут занимаемся», — считает владелица онлайн-платформы для независимых производителей пряжи Нэнси Мюррелл.

#истории #бизнес #соцсети