Кино и сериалы
Вадим Елистратов

Итоги 2015: Лучшие сериалы года по версии TJ

Сериалы не только не теряют статуса главного неинтерактивного медиа, которое они успешно забрали у кино, но и продолжают набирать обороты. Шеф-редактор TJ совместно с блогерами Женей Маркеловой и Ритой Синютиной подводит телевизионные итоги 2015-го большим субъективным списком лучших телешоу года — тех, без которых прошедший 2015-й нам кажется неполным.

«Больница Никербокер» (The Knick)

В прошлом году первые шаги режиссёра Стивена Содерберга на телевидении удивили всех, а в этом он умудрился играючи переплюнуть самого себя.

Второй сезон The Knick получился более ровным, чем первый. Содерберг последовательно довёл всех своих героев до крайностей, сконструировав лишённый недостатков горький и красивый финал.

Единственное, что вызывает беспокойство — непонятная судьба третьего сезона. Самый умный драматический сериал современности может уйти на покой всего лишь после 19 эпизодов.

«Мистер Робот» (Mr. Robot)

В этом году не было другого сериала, который бы так часто нас обводил вокруг пальца. Раз за разом создатель «Мистера Робота» Сэм Эсмейл, подобно фокуснику, заставлял нас ожидать одного сюжетного поворота, втайне готовя совершенно другой.

То же самое касалось и самой сути шоу. Следуя недвусмысленным культурным отсылкам, мы постоянно пытались поставить на «Роботе» какой-то штамп — «Декстер» про хакеров, «Бойцовский клуб» про хакеров, «Американсий психопат» эпохи IT-корпораций — и все они с треском разбивались об очередной эпизод.

«Мистер Робот» — это тот самый случай, когда результат оказывается чем-то большим, чем просто сумма его слагаемых. Несмотря на стремление Эсмейла постоянно удивлять зрителей и цитировать классику, его сериал никогда не оказывался пустым.

«Фарго» (Fargo)

В этом году создатели «Фарго» предприняли небольшую корректировку стиля. Второй том криминальной антологии больше похож на фильмы Тарантино, чем на одноимённый оригинал братьев Коэнов. Холодные краски и середину нулевых сменили пёстрые семидесятые, подарившие саундтреку немало отличных песен.

Как и прежде, «Фарго» — живое доказательство того, что со временем всё жанровое кино переедет на телевидение и в онлайн-кинотеатры вроде Netflix. Несмотря на 10-часовой хронометраж, второй сезон сериала не уступает по вниманию к деталям и качеству картинки полнометражным фильмам.

У «Фарго» в сущности есть только один недостаток. Вопреки неизменному титру, гласящему, что история основана на реальных событиях, из-за «пижонского» стиля сериал почти никогда не даёт по-настоящему сопереживать главным героям, никогда не даёт забыть зрителю, что он сидит перед экраном и смотрит на вымышленные события. Но красота, как известно, требует жертв.

«Любовники» (The Affair)

Во втором сезоне «Любовники» немного отдалились от своей главной фишки — повествования, в котором события рассказываются сначала со стороны мужчины, а затем — со стороны женщины (или наоборот). В одном из эпизодов авторы и вовсе отказались от придуманного ими гениального приёма в пользу прямой последовательности сцен.

Но изменения не означают, что сериал потерял свою уникальность. Напротив, он окончательно утвердился в статусе самого глубокого, мрачного и точного исследования отношений мужчины и женщины на современном телевидении. Чего стоит только монументальная получасовая сцена, в которой главный герой, писатель, в красках объясняет своему психологу, что любовь к изменам и величие мужчины идут рука об руку.

Второй сезон The Affair по своим главным темам в чём-то перекликается с «Исчезнувшей» Дэвида Финчера. Он напоминает всем нам, что люди, которых мы знаем годами и даже десятилетиями, никогда не раскрываются нам полностью и никогда нам не принадлежат, а отношения — это не состояние покоя, а постоянная погоня за счастьем со страхом одиночества на хвосте.

«Родина» (Homeland)

К тому моменту, когда начало казаться, что Homeland вот-вот выйдет из первого эшелона сериалов, он неожиданно вновь стал актуальным.

Пятый сезон во многом оказался провидческим: его снимали ещё летом, но в момент выхода он не только перекликался со свежими новостными заголовками (Сирия, ИГИЛ, накалившиеся отношения между США и Россией), но и предсказал теракты в Париже (авторы ошиблись только с европейской столицей, поставив на Берлин).

Homeland по-прежнему совмещает в себе лучшие черты «24 часа» и фильмов о Джейсоне Борне, но при этом не забывает развивать свою уникальную особенность — драматически выверенную историю о людях, которые никак не могут расстаться с отравляющей им жизнь работой, потому что делать её больше некому.

«Сорвиголова» (Daredevil)

Создатели «Сорвиголовы» обещали показать нам самые мрачные уголки вселенной Marvel и определённо сдержали своё слово. Первая совместная работа Netflix и студии, подарившей нам Мстителей, получилась далеко не идеальной (несколько эпизодов из сезона можно с чистой совестью выкинуть), однако всё же нашла, чем удивить.

Во-первых, здесь, пожалуй, самая впечатляющая боевая хореография в истории телевидения (снятая одним планом четырёхминутная сцена про то, как Сорвиголова разносит русскую мафию, в одночасье стала знаковой).

Во-вторых, это первый проект Marvel, где злодей — не пустышка, а персонаж, которого можно понять и к которому можно испытывать определённую симпатию. Более того, первый сезон «Сорвиголовы» — не столько история победы героя над злодеем, сколько трагедия злодея. И этот подход выглядит освежающе.

«Джессика Джонс» (Jessica Jones)

Второй совместный проект Marvel и Netflix (всего их будет четыре) стал жертвой неправильных ожиданий. Многие зрители решили, что получат ещё одну «Сорвиголову», но им приготовили далёкий от стандартов супергеройский сериал.

Если «Сорвиголова» — это такой марвеловский «Бэтмен» (в духе Нолана, а не других версий), то «Джессика Джонс» — это их «Девушка с татуировкой дракона», история о сильной женщине с уникальными детективными талантами, которой всю жизнь приходится бороться с мужчинами.

Неудивительно, что «Джессика» почти моментально украла корону главной феминистской супергероини у «Супердевушки», которая развивает примерно те же темы, но делает это менее убедительно.

Как и у «Сорвиголовы», здесь тоже можно выкинуть несколько эпизодов, но последние четыре эпизода окупают почти все недостатки: количество сериалов, которые могли бы сравниться по накалу страстей с «Джессикой», можно пересчитать по пальцам.

Наконец, здесь вновь блестяще сработала схема, придуманная Netflix и Marvel. «Джессика Джонс» — это тоже трагедия злодея (блестящий Дэвид Теннант), самого обаятельного мужчины в мире, без памяти влюбившегося в алкоголичку.

«Кремниевая долина» (Silicon Valley)

Первый сезон Silicon Valley закончился на мажорной ноте, однако проблемы с финансированием стартапа были лишь началом испытаний для главных героев. Второй сезон — живое доказательство того, что строительство большой IT-компании с нуля — всё равно что жонглирование горящими лезвиями верхом на шаре, стоящем на спине у танцующего слона. Слишком много всего может пойти не так.

Несмотря на печальное развитие событий, сериал остался самой остроумной и истерически смешной телевизионной комедией. Более того, его авторы уже сами начинают задавать тренды IT-индустрии. Актёров из «Долины» приглашают на различные конкурсы в качестве членов жюри, а песня группы Alabama Shakes, прозвучавшая в конце одного из эпизодов, уже через несколько месяцев играла на презентации Apple.

«Игра престолов» (Game of Thrones)

Любить «Игру престолов» без малейших признаков пренебрежения в 2015 году — уже моветон. Да и лишившись поддержки книжного первоисточника, авторы сериала несколько сдулись.

Но игнорировать этот сериал по-прежнему нельзя. Только в последнем сезоне у него было несколько эпизодов, по амбициям не уступающих голливудским блокбастерам.

Мёртвая тишина, во время которой Джон Сноу смотрит на вздымающего руки кверху командира Белых ходоков, до сих пор пронзительно звенит у нас в ушах.

«Оставленные» (The Leftovers)

The Leftovers, у которых в этом году вышел второй сезон, по праву можно считать одной из самых интересных телевизионных драм в этом году. Обсуждая новое детище сценариста
Дэймона Линделофа, невозможно избежать сравнения с другим его заметным творением — «Остаться в живых» (Lost).

Как и в случае с выжившими на острове, в истории людей, чьи 140 миллионов родных и близких в один день исчезли неизвестно куда, ждать ответов на самые очевидные вопросы не приходится. Зрителя смело уводят от привычных сюжетных форм и штампов, но на этот раз с самого начала дают понять, что без разгадки главной тайны будет только лучше и интереснее.

Главный герой, экс-шериф Гарви, отчаянно пытается наладить свою жизнь, которая, как и у многих, пошла наперекосяк после «дня-икс». Помимо обычных психологических проблем ему приходится слушать болтовню умершей знакомой, периодически обнаруживать у себя признаки раздвоения личности и даже попадать в потусторонний мир.

Совокупность качественной драмы с внезапными сюрреалистичными притчами, откровениями провидцев и необходимостью иногда спеть в караоке, делает из «Оставленных» поистине уникальную историю.

«Ганнибал» (Hannibal)

В новом сезоне Ганнибал Лектер, чьи чудовищные преступления наконец-то раскрыты, сбегает в Италию. Вместе со своей жертвой-компаньоном Беделией Дю Морье (Джиллиан Андерсон) доктор скрывается под чужими именами, но сохраняет свою любовь к искусству и специфические кулинарные пристрастия. Те, кто остался в живых, пытаются поймать Лектера, руководствуясь разными мотивами.

Третий сезон сохранил все главные козыри предыдущих: утончённость и красоту, которые излучает каждая деталь в кадре; мрачный символизм и жутковатые инсталляции из трупов; природный магнетизм Мадса Миккельсена, и, конечно, химию между Уиллом Грэмом и Ганнибалом Лектером, чьи отношения от серии к серии становятся всё более неоднозначными.

Сезон можно условно поделить на две части: в первых сериях почти ничего не происходит, но с момента появления Красного Дракона темп резко увеличивается, не отпуская зрителя вплоть до грандиозного финала.

«Ходячие мертвецы» (The Walking Dead)

В 2015 году «Мертвецы» сохранили статус самого рейтингового сериала для взрослой аудитории в мире и сделали ещё один шаг на пути превращения в медиа-империю: в конце лета канал AMC запустил второе шоу в этой вселенной, чтобы мы могли смотреть The Walking Dead, пока мы не смотрим The Walking Dead.

Сам локомотив этого зомби-бренда уже нельзя оценивать по каким-либо привычным критериям. Его главные герои давно обрели форму богоподобных бессмертных колоссов, и каждый новый сезон — это всего лишь новая расстановка фигур на доске.

Для одних зрителей — это «Санта-Барбара», которую давно пора бросить, для других — гарантированное удовольствие каждого понедельника осени и весны.

К чести создателей шоу стоит отметить, что в шестом сезоне они пошли на ряд интересных экспериментов. Почти все восемь первых эпизодов с разных точек зрения рассказывали одну эпичную историю, которая за несколько насыщенных дней развернулась вокруг нового пристанища героев.

Было в сезоне и несколько незабываемых моментов: от интернет-споров о судьбе некоторых героев до очередного грандиозного выхода «отчаянной домохозяйки» Кэрол — некогда жертвы побоев мужа, превратившейся в хладнокровного и расчётливого убийцу.

Но лучший момент за всю историю «Ходячих» — это, пожалуй, сцена, когда приснопамятный Карл с облегчением достаёт из духовки мясо. Пока оно готовилось, нападавшие перебили половину его лагеря. Это лучшая характеристика мира, в котором приходится жить главным героям.

«Люди» (Humans)

В недалёком будущем люди изобрели синтов — универсальных помощников с человеческой внешностью, способных выполнять множество задач. «Отец» синтов, доктор Дэвид Элстер, втайне ото всех создал группу андроидов, наделённых настоящим искусственным интеллектом, способных на чувства, эмоции, привязанность. После того, как в правительстве узнают об их существовании, на «особых» синтов объявляют охоту.

Сериал поднимает целый ворох тем. Общество пытается понять, как уживаться с машинами, которые не только постепенно отбирают у людей рабочие места, но и становятся для кого-то лучшим другом, родителем, партнёром. Группа наделённых сознанием синтов пытается найти своё место в мире, который к ним не готов.

Больше всего Humans напоминает расширенный эпизод «Чёрного зеркала» — одного из лучших сериалов современности, тоже снятого каналом Channel 4. Это такая же грустная остросоциальная история о мире, в котором новые технологии поднимают старые проблемы.

«Бруклин 9-9» (Brooklyn Nine-Nine)

Пока «Теория Большого взрыва» продолжает тухнуть на глазах, превращаясь в подобие напомаженной восковой куклы некогда культовой комедии, «Бруклин» по-прежнему остаётся лучшим эфирным ситкомом.

Схема, некогда придуманная для «Офиса», безупречно работает и в полицейском участке. Авторы эпизод за эпизодом продолжают в различных комбинациях сталкивать между собой блестяще придуманных и не менее блестяще сыгранных героев.

Помимо всего прочего, «Бруклин 9-9» — просто очень добрый сериал и гарантированный источник хорошего настроения.

«Эпизоды» (Episodes)

«Эпизоды» вот уже четыре сезона остаются блестящей комедией о внутренней кухне телевидения и лучшим пост-скриптумом для сериала «Друзья» (его делают те же люди, а «в гости» к Мэтту Леблану всё чаще заходят его бывшие коллеги — сначала менеджер «Центральной кофейни» Гантер, а теперь и сам Росс — актёр Дэвид Швиммер в роли самого себя).

«Эпизодам» далеко до баснословных рейтингов «Друзей», но юмор здесь куда тоньше. Это редкий сериал, который одновременно выходит в США и Великобритании, так как одинаково успешно высмеивает жителей обеих стран.

«Наркос» (Narcos)

Очередной знаковый сериал от Netflix — история знаменитого наркобарона Пабло Эскобара. Нечто среднее между «Кланом Сопрано» и «Во все тяжкие», что для многих уже может звучать как хорошая рекомендация.

Конец семидесятых. Стив Мёрфи, агент ФБР, устаёт от безрезультатной борьбы с сумасшедшим наркотрафиком на родине и решает отправиться в «логово дракона» — Колумбию, мирового лидера по производству и экспорту кокаина.

Переехав и поступив на службу при посольстве, Мёрфи попадает в другой мир: коррупция, халатность в полиции и других государственных сферах, чудовищный уровень преступности с одной стороны, и уникальный колорит латинской Америки, красота Колумбии и специфическое мировоззрение её жителей — с другой. А также неуловимый Эскобар. Кажется, чем более тяжкие преступления он совершает, тем легче ему с каждым разом избежать наказания.

Первый сезон состоит из десяти серий, ни одну из которых нельзя считать пустой тратой времени. Погони, перестрелки, подпольная наркоимперия, детективные расследования, остроумные диалоги и жестокие убийства — если магический реализм и можно экранизировать, то именно так, как это сделал режиссёр Жозе Падилья. Особо привлекателен этот сериал ещё и потому, что, несмотря на некоторые художественные преувеличения, воспроизводит реальные события.

Отдельной похвалы заслуживает бразильский актёр Вагнер Моура, исполнивший роль Эскобара и уже номинированный за нее на «Золотой глобус». Полноватый «Паблито» с забавными усиками и нелепой походкой в его исполнении получается то милым семьянином, то сумасшедшим маньяком, то образцовым кандидатом в президенты и народным любимцем.

«Ты — воплощение порока» (You're the worst)

Никому не нужны классические романтические комедии на телевидении (кто помнит о прошлогоднем «От А до Я»?), а об отношениях людей, которые всему остальному предпочитают саморазрушение, смотреть интересно. Об этом свидетельствует успех таких сериалов, как «Катастрофа» (Catastrophe) и «Чокнутая бывшая» (Crazy Ex-Girlfriend). Одним из основоположников этого тренда можно с уверенностью назвать «Ты — воплощение порока» Стивена Фалька.

Но если в первом сезоне это был просто очень смешной сериал, то во втором мы получили сильную трагикомедию об отношениях с человеком в депрессии и о том, что твои представления о будущем и других людях почти всегда будут расходиться с реальностью. Теперь даже строчки из песни в начальной заставке («I’m gonna leave you anyway») звучат зловеще.

Критики от такого поворота в восторге, а вот зрители разделились на два лагеря — не все хотят смеяться сквозь слёзы.

«Несгибаемая Кимми Шмидт» (Unbreakable Kimmy Schmidt)

Кимми Шмидт не удалось закончить школу, она никогда не пользовалась смартфоном и не знает ни реалий современного мира, ни того, как быть взрослой. Всё из-за того, что по воле преподобного Уэйна она и ещё три женщины провели 15 лет в бункере, думая, что случился конец света.

Несмотря на такую мрачную завязку, у Тины Фэй и Роберта Карлока получился один из самых жизнеутверждающих сериалов года. Им удалось создать комедию о том, что даже в ужасных ситуациях нельзя позволить кому-то сломать твой внутренний стержень или поставить клеймо жертвы.

Отдельно стоит отметить выдающуюся актерскую игру Элли Кэмпер (до этого больше всего известной по роли секретарши Эрин в «Офисе») и лучшее использование ярких цветовых решений со времён «Мёртвых до востребования».

«Рик и Морти» (Rick and Morty) и «Гравити Фолз» (Gravity Falls)

Между создателями двух лучших мультсериалов современности не просто так появилось влечение, породившее слухи о возможном кроссовере. Казалось бы, «Рик и Морти» и «Гравити Фолз» — выходцы из разных миров: первый — с канала для взрослых Adult Swim, второй — с детского Disney, и между ними не должно быть ничего общего.

Однако два шоу получились очень похожими друг на друга. В отличие от каких-нибудь «Гриффинов» или «Южного парка», они выстраивают свой юмор не на бесконечных отсылках к массовой культуре, а на ситуациях, которые происходят с самим героями, делая шутки универсальными.

Второй сезон «Рика и Морти» — это не только уморительная комедия про беспрестанно рыгающего профессора и его внука, но и захватывающая научная фантастика. Эпизоды про сигнализацию в корабле Рика, меняющую жизнь целой планеты, и про паразитов, которые внедряются в память героев, — самые восхитительные минуты на телевидении за минувший год.

Тем временем «Гравити Фолз» с его мощным сюжетом, крутящимся вокруг двух близнецов, к своему финалу по количеству фанатских теорий и мистификаций достиг уровня сериалов «За гранью» (Fringe) и «Остаться в живых» (Lost). Не каждый день такое случается с диснеевскими мультиками.

«Южный парк» (South Park)

В этом году «Южный парк» разменял свой девятнадцатый сезон, но долгая жизнь на телевидении никак не сказалась на качестве сериала. Учитывая, что шоу всегда высмеивает актуальные события, его можно продолжать снимать вечно.

В последних десяти сериях Трей Паркер и Мэтт Стоун гениально шутили про толерантность, бодишэйминг, американскую любовь к оружию и эпидемию спонсорского контента, захлестнувшую интернет-журналистику.

В середине последнего сезона герои «Южного парка» устроили публичную казнь персонажа по имени Реальность, символизирующего здравый смысл. Пожалуй, это самое пронзительное и точное высказывание о прошедшем годе.

Если вашего любимого сериала нет в списке, просто посоветуйте его в комментариях. Давайте вместе составим мега-список,
Вадим Елистратов,
TJ

#Статья #сериалы #Ганнибал #Больница_Никербокер #Мистер_Робот #итоги_2015_года #лучшие_сериалы_2015 #Рик_и_Морти