Интернет

Карта утёкших данных «Яндекс.Еды»: клиенты находят себя, ищут заказы из необычных мест и готовят коллективный иск

Масштабный слив привёл не только к недовольству, но и открыл простор для сталкинга: люди ищут «рекордсменов» по тратам и удивляются заказам из Мавзолея.

Вечером 22 марта в телеграм-каналах опубликовали карту с утёкшими данными клиентов «Яндекс.Еды», включая имена, адреса, номера, почты и траты в сервисе за полгода. Спустя несколько часов сайт с картой перестал быть доступен на территории России.

За это время пользователи соцсетей успели найти себя и своих знакомых на «слитой» карте. Многие удивились, что обнаружили среди утёкших данных не только свои полные адреса, но и все места, куда они заказывали еду — например, квартиры друзей или номера отелей.

Обнаружили свои данные на карте пользователи потребовали объяснений от представителей «Яндекса».

В «Яндекс.Еде» рассказали, что утечка произошла ещё 1 марта, а всех клиентов, чьи данные попали в сеть, уведомили по электронной почте. Представитель компании посоветовал проверить папку «Спам» в случае, если письмо не пришло.

Такой ответ не удовлетворил клиентов — они посчитали признание утечки недостаточным ответом на возмущение пользователей и поинтересовались, как «Яндекс» пытался защитить их данные. Ещё 1 марта в компании говорили, что «вместе с правоохранительными органами делают всё, чтобы минимизировать распространение базы».

В соцсетях обсудили, для чего потенциально могут использовать утёкшие данные — для расследований о чиновниках или публичных личностях, преследований активистов, сталкинга или поиска жертв «ворами-домушниками».

Возмущение утечкой дошло до того, что пользователи решили подать коллективный иск против «Яндекса». К моменту написания заметки клиенты «Яндекс.Еды» не предприняли никаких действий, компания не комментировала возможный иск.

В твиттере также принялись искать на карте заказы из необычных мест — например, мавзолея Ленина, храмов, государственных органов, кладбищ или ФСБ. Другие пытались найти пользователя, который потратил в «Яндекс.Еде» больше всех за последние полгода.

Утечка данных также стала поводом для шуток — в твиттере иронизировали, что перестанут пользоваться сервисами доставок, извинялись за потраченные в «Яндекс.Еде» суммы и шутили над поиском бывших.

#соцсети #яндекседа #резонанс #утечки #яндекс