Макс Карр

Жизнь в непризнанной республике: это во многом треш

Когда Россия с помощью пророссийских СБУ и Гиркина-Стрелкова (агента ФСБ), а также военных, которых "их там нет" устроила территорию ЛНДР, она решала свои интересы. Отжала у Украины промышленный регион, ослабила страну экономически, создала зону дестабилизации. Собственно, основные цели - это сохранение контроля хотя бы над частью Украины и не дать стране начать нормально развиваться. Для Путина и его власти было смерти подобно показать, что Майдан может закончиться для людей чем-то хорошим.

Майдан напрямую угрожал путинской власти: тот больше всего на свете боится за неё. Он настолько ненавидит оппозиционеров, что гоняется даже за одиночными пикетчиками, сажает в тюрьму школьников за взрыв здания ФСБ в компьютерной игре и страдает прочим маразмом типичного параноика, отравленного страхом. Собственно, поэтому кровь из носа нужна была какая-то дестабилизация. Отжатие Крыма на это не тянуло: Крым во многом для Украины был дотационным районом. И в целом эта потеря оказалась болезненной, но не особо смертельной.

Оставался риск, что Украина заживёт хорошо и без Крыма. А хорошо живущая Украина - прямая реклама Майдана. Опасно.

Поэтому Россия под руководством Путина пыталась устроить "народные республики" в Одессе, Херсоне, Николаеве, Харькове, в Днепропетровске, который сейчас Днепр. Получилось в Донецке и в Луганске, где нашлись пророссийские силовики и население на тот момент был ещё достаточно лояльно к России настроено.

Однако существование таких республик - это не вопрос защиты народа, который там живёт. Безопаснее всего народу живётся в стране, которая признаёт международные суды и прочее, соблюдает хотя бы в большинстве случаев закон и является признанной. Непризнанные республики - это отдельная и, увы, довольно мрачная история.

Я не жил в ЛНДР, но я жил в ПМР до 2002 года, плюс потом бывал наездами. И во многом такие республики друг на друга похожи. Поэтому я могу описать некоторый треш.

Непризнание республики делает её отличным местом для преступников, которые скрываются

Россия довольно активно работает с разными наёмниками, криминальными элементами и прочими нечистоплотными личностями, которым можно поручить грязную работу. И когда эти "милые люди" где-то засветятся, если они важны (обладают ценными навыками, ещё по какой-то причине), их отправляют отсидеться в одну из таких непризнанных республик.

Я это знаю из первых рук, потому что у моего отца был около 20 лет активно бизнес в ПМР. Он немало знает о мэрах Бендер: Зеновиче, Посудневском и Когане. И о "Шерифе", который известен одноимённым футбольным клубом... Но ещё это и крупная компания в "Тирасполе", а по совместительству - легализованная мафиозная структура.

Собственно, "уважаемые люди" обращались и к моему отцу с просьбой предоставить дом для отсидки "нужного человека", который всего лишь "неаккуратно убил человека и наследил" в Донецке. Было это в начале 2000-х, Донецк тогда ещё не был частью никакого ДНР, поэтому отмазать, когда "грязно и есть следы" бывало сложнее. Надо было "пересидеть". Мой отец как-то отмазался, но был на взводе на эту тему. Отказывать "важным людям" оказалось неловко и вообще.

Если что, мне совершенно не нравился ни бизнес отца, ни методы его ведения, ни все эти контакты. Я не одобряю и не поддерживаю, просто рассказываю.

Так вот: непризнанная республика очень быстро становится местом сосредоточения преступников, наёмников и прочих. Республика непризнанная, обмена данными между правоохранительными системами зачастую нет, выдавать преступников никто не будет, международным системам эта страна никаким не подчиняется. То есть в правоохранительном пространстве это получается такой провал, очень удобный для много чего.

Отмывание денег

Естественно, и это тоже. Серых схем очень много. По сути, весь крупный бизнес отстёгивает "верхушке", которая держит республику. И понятно, что львиная доля доходов идёт просто им в карман. На социалку и прочее тратятся минимально, лишь бы держалось. Я не знаю, может, в ЛНДР круто развивали социалку, но в Приднестровье всё было именно что на минимальном уровне. В рядовых поликлиниках ничего не было. Уровень квалификации врачей оказывался такой, что мне ЭКГ, сделанное ещё на советском оборудовании (но сделанное правильно) заведующая городской больницей Бендер кардиологического отделения в 99 году не смогла правильно прочитать.

Пришлось ехать в Кишинёв. Нет, я не издеваюсь. Выяснилось, что диагноза "порок сердца" у меня нет. И на кардиограмме его тоже не было. Просто заведующая не умеет читать стандартное ЭКГ.

Вот такой вот уровень медицины и уровень образования в непризнанной республике. И это неудивительно, так как перспектив - 0,0%, все разъезжаются.

Наркотрафик

Я даже не знаю, здесь надо что-то пояснять как-то отдельно или нет? Это зона "вне закона" со всеми вытекающими. И жить там буквально с каждым годом становится всё страшнее и страшнее, прямо как в невесёлой сказке.

Торговля людьми

Это ещё одна "весёлая история" из жизни моего отца. Он сидел как-то с партнёрами по бизнесу в местной городской бане. Там есть сауна, а есть такое - общее пространство, зал, где все сидят в одежде, можно заказать себе что-то поесть, выпить. Не совсем бар, но что-то типа около.

И там нередко встречались предприниматели что-то обсуждать. И заказывали себе "девочек". Некоторым было по 14. Если что, я узнал об этом после своего совершеннолетия, уже когда уехал. Собственно, родители рассказали.

Всё в руках руководства ПМР и их силовиков

Выборов никаких нет. Причём нет настолько, что даже видимую альтернативу для зачем-то создаваемой видимости выборов ищут с огромным трудом. Многие не соглашаются даже на роль альтернативы, которая всё равно проиграет, так как боятся.

Я учился в теоретическом лицее, и нам как-то решили отменить льготный проезд. Ученики 7 класса решили устроить импровизированный митинг, сорвав какой-то урок и нарисовав плакаты. В тот же (!) день к директору лицея пришли силовики. Спрашивали, кто организатор. Директор не сдала, в итоге весь класс записали как неблагонадёжных. Так что где-то там в списках я значусь как неблагонадёжный с 12 лет. Я не шучу.

По сути, контролируется всё. Все школы, предприятия, любой бизнес под прицелом, даже если это небольшое ООО. И как можно догадаться, если ты не понравился кому-то из "вышестоящих", то всё. Повезёт, если дадут уехать.

У девушек свои проблемы. Некоторым опаснее понравится, как можно догадаться.

По сути, в непризнанных республиках власть на местах находится у наёмников и мафии, причём она даже не старается заботиться о мнении народа или о чём-то ещё. Скандал здесь, если на тебя наедут, устроить негде. В 2010-х годах одна девушка (профессиональный фотограф) хотела устроить фотовыставку в кафе у своих знакомых с фотографиями ЛГБТ из ПМР. Об этом узнали сотрудники службы безопасности, пришли к девушке и побеседовали. Они сказали, что ЛГБТ в ПМР нет. Вообще нет. Их не существует. Фотографа так запугали, что никакой выставки не состоялось, и она уехала.

Вот здесь описана эта история, если вы думаете, что я лгу. Как видите, это даже не парад. Это просто гребаная фотовыставка. Но нет: вы будете жить так, как они хотят. Можно уехать, но отпускают не всех и не всегда.

В ПМР глушат мобильную связь из любых других регионов

В ПМР стоит своя система глушения связи, так что позвонить, например, из Украину в ПМР по мобильной связи нельзя. И из Молдовы несколько лет назад тоже не получалось, возможно, сейчас в этом плане что-то изменилось. У ПМР своя система мобильной связи, единственный оператор и монопольно высокие цены. Причём мобильные телефоны тоже можно покупать только у них. И тоже по монопольно высоким ценам. Выбор простой: хочешь - покупай, не хочешь - не покупай и оставайся без мобильной связи.

Похищение людей

Глушение мобильной связи и серая зона с точки зрения правоохранительных органов делает ПМР и любые другие непризнанные республики очень "хорошим" местом для похищения и удержания людей, если надо - в рабстве. Также через такие зоны идёт активный поток торговли органами.

Сексуальное рабство

У меня так родственница из ПМР чуть не попала. Очень большой поток торговли людьми тоже организуется в непризнанных республиках. Плюс если есть богатый клиент с "особыми" пожеланиями, вроде как уже упомянутой 14-летней девочки, то это тоже могут найти. Детская проституция (даже не подростковая, а именно детская) тоже развивается, к сожалению, но более тайно.

Я слышал о разном треше, включая возможность за деньги для особо богатых клиентов поучаствовать в организованном групповом изнасиловании (именно изнасиловании с ловлей жертв по улицам) и много ещё чего, но это уже не из проверенных источников. И надеюсь, что это просто слухи. Хотя в целом здесь всем заправляет группа лиц, которая знает, что останется совершенно безнаказанной. Да, это много где так, но в таких местах это приобретает гротескные формы. У первого мэра Бендер было 7 классов образования. Мэром ему это быть вообще не мешало.

Экономическая стагнация и отсутствие перспектив

Ну и ещё: такая территория не обладает инвестиционной привлекательностью, за исключением криминальной. Здесь развитие происходит довольно слабо и всё зависит от благосклонности государства, благодаря которому подобные непризнанные республики вообще существуют. То есть благодаря России. Тешить себя иллюзией какой-то "Независимости" не стоит: у подобных "народных республик" нет ни достаточно развитой собственной экономики, ни управленческого аппарата, чтобы не развалиться без помощи, поддержки, а иногда и денежных прямых вливаний от РФ.

Аттестаты и дипломы непризнанных республик не признаются. Стажировка на предприятиях, как правило, тоже. С засчитыванием трудового опыта при переезде будут проблемы. Никакого обмена опытом, никакого участия в международных программах. Даже с гуманитарной помощью много проблем.

Опять же, я описываю ситуацию такой, какой я её помню. За последние 20 лет многое могло поменяться. Надеюсь, к лучшему. Но то, что я помню - треш. И для ЛНДР я лично хотел бы прихода официальных властей и установления официального государственного порядка. Потому что это помогает девушкам перестать бояться слишком понравиться боевикам. Потому что это помогает не попадать в подвалы на пытки, если возник какой-то конфликт. Потому что беспредела для тех же рядовых жителей становится меньше.

Законность официального государства - это всегда лучше этого пиздеца. И поэтому когда я слышу о том, что Россия хотела защитить жителей ЛНДР, поддерживая территорию непризнанной республики, мне становится очень цинично.

Потому что это поддержание режима "территории вне закона" со всей этой прелестью и препятствование установление режима государства с его юрисдикцией, полицией, судами, системой правосудия и так далее. Потому что Россия в первую очередь защищала свои интересы и своих наёмников. И именно благодаря России перестрелки, смерти жителей и много другого треша продолжались годами, включая изнасилование, пытки и убийства мирных жителей боевиками типа Гиви, Моторолы, Безлера и прочих "Героев Новороссии".

То есть по сути Россия отчаянно, не щадя жизни тех же мирных жителей, защищала население ЛНДР от статуса жителей территории с признанными гражданскими правами, с официальной и нормально работающей системой судов, с полицией, на которую можно пожаловаться хоть в международный суд и т. д. И благодаря России "защищённые" жители ЛНДР оставались в полной власти Гиви и Моторолы. Но я понимаю, что голоса "самых благодарных" жителей ЛНДР мы не услышим, так как, к сожалению, многие из них просто не дожили до настоящего дня.

Для всех, кто любит ПМР

Да, я не хотел очернить Бендеры, Тирасполь или в целом ПМР. Я понимаю, что у многих там могла быть спокойная жизнь, у всех разные круги общения, разный опыт, разные уровень информированности. Я просто решил рассказать о территории "вне закона" и сделал акцент в первую очередь на изнанке такой территории.