Несколько курсов валют, старые самолёты и аналоги зарубежных приложений: как иранцы живут под санкциями
Основные тезисы из репортажа «Редакции».
Скриншот из репортажа «Редакции»
Несколько десятилетий Иран занимал первое место в мире по количеству введённых против него санкций. Экономика страны находится в изоляции последние 40 лет: международные резервы Центробанка заблокированы, импорт нефти и поставки технологий запрещены, а любые инвестиции в страну грозят западным компаниям вторичными санкциями.
- В Иране действует несколько курсов валют — официальный и рыночный, сообщает «Редакция». Первый установлен для импортёров стратегических продуктов, а второй — это курс в обменниках. Иранцам разрешается покупать не больше $2200 в год, но по факту это правило не соблюдается, а многие операции осуществляются в «серую». Как пишет The Bell, в стране действуют три курса валюты — рыночный, официальный и NIMA. Последний нужен для внешней торговли.
- Международные платёжные системы не работают, а местные банки отключены от SWIFT. В стране есть своя платёжная система Shetab, но её банковские карты не принимаются за границей.
- Взять кредит под проценты нельзя, ростовщичество запрещено по исламу, говорит корреспондент ТАСС Никита Смагин. Но купить машину в рассрочку можно — формально это не считается кредитом. Оформить ипотеку тоже нельзя, но есть программа поддержки молодых семей, по которой можно взять «практически беспроцентный кредит» на квартиру в пригороде Тегерана. В самой столице Ирана квартиры стоят от $1150 до $2400 за м², говорят местные жители.
- Несмотря на санкции, Иран продолжает торговать нефтью: танкер выходит из страны, выключает транспондер в море и переливает нефть на другое судно, а затем оно входит в Китай под видом, например, малазийского, объясняет Смагин.
Ирак или Иран — для нас это мем, а в некоторых иранских экспортных документах часто меняется одна буква. И продаётся «иракская нефть».
- Общественный транспорт здесь развит плохо, поэтому его часто заменяет такси — средний чек поездки в Тегеране в переводе на рубли составляет 50 рублей, говорят местные жители. А литр бензина стоит около 10-15 рублей. На рынке работают сервисы заказа такси, а в тройку самых популярных входит приложение «Максим». Скачать его в привычном магазине приложений нельзя: чтобы воспользоваться сервисом, нужно открыть в браузере агрегатор Sibapp — это аналог App Store — и отыскать в каталоге нужное приложение.
После ужесточения санкций в 2016 году европейский бизнес заставили отказаться от участия в стране. Мы вынуждены были уйти. Сейчас в Иране работает самостоятельное подразделение [«Максим»], которое нам не принадлежит.
Если бы мы не подчинились санкциям, у нас бы начались проблемы. Если вы работаете в Иране, с вами расторгают сотрудничество. Они могли запретить наше приложение и выкинуть его из App Store, например.
- Летают в Иране на старых самолётах Boeing, Airbus, Bombardier. Их средний возраст составляет 25-30 лет. Местные авиакомпании пытались обновить парк в 2015 году, когда США и Иран заключили «ядерную сделку». Но контракты на поставку около 200 лайнеров пришлось заморозить после прихода к власти Дональда Трампа и введения новых санкций.
- Технику и автомобили в Иран поставляют без разрешения правообладателей. Mercedes или Porsche можно завести в страну из ОАЭ на пароме через Ормузский пролив, говорит журналист Алексей Пивоваров. Пошлина на ввоз достигает 100%.
- В иранских магазинах можно найти также и продукцию Dior, Lancome, Guerlain и других зарубежных брендов. По словам местных жителей, при желании «достать можно всё»: то, чего нет в местных магазинах, можно заказать у байеров. Они привозят одежду из Турции, Азербайджана и других стран.
- В Иране недоступны большинство иностранных сервисов, но местные жители обходят блокировки с помощью VPN. В качестве аналога YouTube в стране работает Aparat: авторы могут зарабатывать до $950-1150 в месяц, создавая контент для платформы, говорит глава компании Мохаммад-Джавад Шакури-Могаддам. По его словам, у Aparat более 60 млн пользователей. Aparat также владеет видеоплатформой Filimo, которая стала альтернативой Netflix. Также в Иране есть свой магазин Android-приложений Cafe Bazaar, соцсеть Cloob, маркетплейс DigiKala и другие аналоги зарубежных сервисов, пишет The Bell.
- В 2018 году в Иране отменили бумажные визы, а спустя год перестали ставить штампы при пересечении границы в стране. С ними могут возникнуть проблемы при въезде, например, в США или Израиль.
#санкции #иран