Интернет

«May the 4th Be With You»: как внутренняя шутка фанатов превратилась в официальный День «Звёздных войн»

От «оригинальных» газетных заголовков до главного праздника поклонников франшизы за 30 лет.

Каждый год 4 мая миллионы фанатов «Звёздных войн» отмечают праздник в честь своей любимой франшизы. И, хотя это не связано ни с релизом первого фильма, ни с событиями во вселенной, дата выбрана далеко не случайно. На английском 4 мая («may the fourth») звучит в точности как первая часть одной из самых известных цитат космической оперы: «Да пребудет с тобой сила».

Каламбур появился почти сразу после выхода «Новой надежды», но больше 30 лет оставался скорее внутренним мемом для гиков и «оригинальной» шуткой у маркетологов и журналистов — пока в начале десятых Lucasfilm не превратили 4 мая в официальный праздник. Рассказываем о происхождении «May the 4th» и его трансформации в неотъемлемую часть поп-культурного феномена.

Как появилась шутка про «May the 4th»

Переделанная цитата из «Звёздных войн» считается фанатским творчеством. Каламбур расходился среди первых участников фандома, а точно установить его автора невозможно. Тем не менее, существует несколько примеров, когда «May the 4th» упоминали в СМИ, распространяя шутку за пределы фанатского сообщества.

Лукас Систром, один из авторов официального сайта «Звёздных войн», пишет, что первое упоминание фразы в медиа произошло уже через год после выхода оригинальной картины, в 1978 году. Однако тогда авторы раскрыли шутку «не полностью», вспомнив о цитате из фильма не в мае, а в июле: сразу несколько газет в США вышли с заголовками «Да пребудет с вами четвёртое», напоминая об очередном празднике в честь Дня независимости.

Публике так понравился каламбур, что тем летом в продаже появились значки, плакаты, наклейки и прочие товары с переделанной цитатой — тогда ещё без лицензии. Всем было очевидно, что шутка больше работает в контексте 4 мая, а не июля, но это не помешало вернуться к ней вновь: в 2005 году Lucasfilm рекламировали третий эпизод франшизы, призывая зрителей в кинотеатры в период праздников.

Официальный постер «Мести ситхов», посвящённый Дню независимости США

Другой, ещё более известный пример раннего использования цитаты в медиа произошёл в другой части света. 4 мая 1979 года Маргарет Тэтчер вступила на пост нового премьер-министра Великобритании, а в тот же вечер в газете The London Evening News появилась статья с заголовком «May the Fourth Be With You, Maggie». В это время в Лондоне снимали пятый эпизод «Звёздных войн».

Фрагмент газеты The London Evening News

Несмотря на распространение каламбура, официально владельцы франшизы долгое время не использовали его ни на мероприятиях, ни в промо-кампаниях, хотя мемная цитата разошлась и среди съёмочной группы. В 1982 году, во время съёмок заключительной части оригинальной трилогии, звукорежиссёр Рэнди Том отправил коллегам поздравление с 4 мая, а затем сделал из этого ежегодную традицию.

Как шутка трансформировалась в праздник

В нулевых в жизнь многих людей пришёл современный интернет — фанатам «Звёздных войн» больше не нужно было организованно посещать премьеры или ограничиваться локальными сообществами, чтобы общаться со своими единомышленниками. Сотни тысяч гиков собирались на форумах и обсуждали любимые фильмы и всё, что с ними связано — в том числе шутку про 4 мая.

В то время дата стала уже всеобщим, пусть и неофициальным, праздником в честь «Звёздных войн». Фанаты сами организовывали скромные встречи и коллективные просмотры всех вышедших эпизодов. Тогда же расширился «календарный лор»: цитату «Да пребудет с тобой сила» чаще использовали джедаи, поэтому 4 мая ассоциировали со светлой стороной. В ответ фанаты ситхов выбрали 5 или 6 мая, называя свою дату «revenge of the fifth/sixth» — оба варианта созвучны с «местью ситхов».

Первое масштабное мероприятие, посвящённое празднованию 4 мая, прошло в 2011 году в Канаде, в кинотеатре Toronto Underground Cinema. Пара местных комиков Шон Уорд и Элис Куин организовали неофициальную фан-встречу, где несколько десятков гостей вместе смотрели избранные эпизоды и фанатские пародии, участвовали в конкурсах костюмов и викторинах.

Это было не совсем легально, как на Диком Западе. Если бы мы могли получить какое-то одобрение от Lucasfilm, мы бы это сделали, но тогда мы, будучи обычными людьми, хотели просто организовать что-то весёлое.

Шон Уорд

Посетители Дня «Звёздных войн» в Торонто в 2011 году

Косплееры на Дне «Звёздных войн» в Торонто в 2011 году

В 2012 году Disney приобрела студию Lucasflim вместе со всеми правами на «Звёздные войны». Новые владельцы франшизы не только анонсировали новые эпизоды, но и продолжили активно развивать бренд — для этого они поддержали инициативу фанатов и признали 4 мая Днём «Звёздных войн».

С тех пор празднование «May the 4th» приобрело международные масштабы: каждый год устраивают официальные кинопоказы, праздники в тематических парках и «Диснейлендах», а бренды выпускают лицензированные коллекции сувениров, одежды и прочей официальной продукции. В 2016 году издание The Verge назвало новый формат праздника «маркетинговым безумием».

Джордж Лукас на мероприятии в честь Дня «Звёздных войн»

Тем не менее, поклонники «Звёздных войн» не стали критиковать выбранный студией путь. «Всё началось с фанатов и для фанатов. Изначально в этом не было смысла вытянуть из людей деньги, в отличие от Дня Святого Валентина, к примеру. Когда Disney купила франшизу, для них это был очевидный шанс», — считает Майк Авила, автор подкаста о поп-культуре «Behind the Panel».

Хотя Disney и использует «May the 4th» для рекламы и продажи продукции, в студии согласны, что сам по себе праздник скорее народный. Масштабные мероприятия теперь проходят под лицензией компании, но не забывают и про истоки. Например, в 2018 году организаторы пригласили автора первого Дня «Звёздных войн» в Торонто Шона Уорда как члена жюри в конкурсе косплея.

Как отмечают «May the 4th» фанаты и бренды

Для фанатов «Звёздных войн» 4 мая — это не только повод собраться вместе и пересмотреть все эпизоды франшизы или посетить официальный праздник в «Диснейленде». Например, косплееры из «501-го Легиона» (названного в честь элитного отряда штурмовиков Дарта Вейдера) каждый год посещают детские больницы, развлекая пациентов.

«501-й Легион» в детском госпитале в 2017 году

Многие отмечают памятную дату, не выходя из дома — при помощи постов в соцсетях. По тегам #StarWarsDay и #MayThe4thBeWithYou тысячи любителей фантастики выкладывают рисунки, фанатские ролики и мемы, посвящённые «Звёздным войнам». Часто к ним присоединяются знаменитости, признаваясь в любви к франшизе и поздравляя единомышленников.

Главным амбассадором Дня «Звёздных войн» в соцсетях стал Марк Хэммил, исполнитель роли Люка Скайуокера в классической трилогии. Почти каждый год он устраивает в твиттере флешмоб и каждый день выкладывает старые кадры со съёмок, шутки и мемы по франшизе, вспоминает памятные даты или рассказывает о благотворительных акциях.

4 мая — это также важный день для многих брендов, которые рекламируют свою продукцию, связанную со «Звёздными войнами», или отмечают дату просто так, например, добавляя отсылки для фанатов в собственные сервисы или устраивая специальные акции.

В этом году в празднике поучаствовала Apple, которая выпустила 15-минутный документальный фильм о том, как студия Skywalker Sound создаёт звуковые эффекты для «Звёздных войн» при помощи компьютеров Mac. В США Pepsi восстановила брендированный вендинговый автомат, установленный в 1999 году к выходу «Призрачной угрозы». А владельцы умной колонки Alexa смогут попросить голосового помощника провести тренировку джедая.

Восстановленный автомат Pepsi в Питтсбурге

Disney тоже обычно старается порадовать фанатов новыми релизами 4 мая. В этот день нередко выходят официальные книги, комиксы и игры по вселенной, а для флагманских сериалов или новых фильмов франшизы часто выпускают эксклюзивные трейлеры и материалы. В 2022 году к празднику подготовили полноценный трейлер мини-сериала «Оби-Ван Кеноби»

#звёздныевойны #соцсети #истории