Интернет

Out of context всё подряд: как фанатские аккаунты с картинками «вне контекста» превратились в феномен соцсетей

За несколько лет «вырывание из контекста» превратилось из оригинальной шутки в обязательную часть любого фандома, понравилось звёздам и даже привлекло внимание крупных студий.

Кадр из шоу «Лучший пекарь Британии»: «Мне нравится, как ты поджарил свои орешки»

Фандомы — одна из основ современного интернета. Пользователи с общими интересами подписываются друг на друга, делятся любимым контентом и вступают в тематические сообщества. Обычно такие «кружки по интересам» сильно отличаются, а иногда даже враждуют между собой. Но почти у всех есть общая черта — ироничные твиттер-аккаунты out of context, где публикуют кадры, фрагменты и цитаты «вне контекста» от оригинального произведения.

Подобные аккаунты начали появляться ещё в начале десятых и быстро стали универсальным способом превратить в шутку что угодно. За несколько лет свои out of context-аккаунты появились, кажется, у любой франшизы, громкого инфоповода или культурного явления — от ситкома вроде «Офиса», где найти шутку не составляет проблемы, до коронавируса или афганской войны.

В середине июня журналисты издания Variety поговорили с админами таких аккаунтов об их аудитории, особенностях производства контента и отношении авторов первоисточников. Пересказываем основные тезисы разговора, а заодно вспоминаем историю феномена и собираем примеры из соцсетей.

История страниц «без контекста»

Если верить сайту KnowYourMeme, самым ранним аккаунтом «вне контекста» является Tumblr-блог под названием Out Of Context Science. Начиная с декабря 2010 года, там выкладывали цитаты из научных работ, вырванные из целого текста и звучащие из-за этого странно и абсурдно.

В твиттере одним из первых подобных аккаунтов стал NYT Minus Context, где собирали даже не полноценные цитаты, а случайные сочетания слов, которые встречались в статьях газеты The New York Times. Он появился в ноябре 2013 года и продолжал работу почти пять лет. С весны 2018 года новых сообщений в аккаунте не появлялось, но на него всё ещё подписано 166 тысяч читателей.

В середине десятых начали распространяться аккаунты уже не с текстовыми цитатами и фразами без контекста, но и со скриншотами из фильмов и шоу. Vulture пишет, что в 2016 году появилось две заметные страницы в твиттере, посвящённые реалити-шоу «Лучший пекарь Британии» и работам журналиста-документалиста Луи Теру.

С тех пор популярность подобных аккаунтов резко выросла, и в последующие годы появились сотни и тысячи аккаунтов, весь контент которых строился на случайных (хотя чаще намеренно отобранных) скриншотах, картинках, сценах и прочем визуальном контенте из разнообразных источников.

Многообразие аккаунтов

Самые популярные и распространённые страницы «без контекста» посвящены фильмам, мультфильмам, сериалам и различным телешоу. Во-первых, вокруг них обычно собирается огромная армия фанатов, объединяющаяся в соцсетях. Во-вторых, создавать такой контент не сложно, можно просто вовремя делать скриншоты в процессе просмотра. Даже подписывать скриншоты не нужно — они ведь «без контекста».

Практически не отстают другие виды контента, дружелюбные к скриншотам: игры, аниме, комиксы или франшизы, объединяющие в себе сразу несколько произведений. Например, в аккаунтах про покемонов или Человека-паука не ограничиваются игрой или комиксом соответственно, там встречаются как экранизации, так и мерч, реклама и вообще что угодно, связанное с главной темой страницы.

Очевидно, чем популярнее фандом, тем больше контента «без контекста» он может сгенерировать, а сами шутки расходятся шире, потому что их понимает больше людей. С другой стороны, чем уникальнее первоисточник, тем более личным контент будет для автора и его читателей. Если контекст вселенной Marvel сейчас знают почти все, то локальный конфликт в американской хип-хоп тусовке или «внутреннюю шутку» велосипедистов поймут меньше людей.

Из-за этого аккаунты out of contex, посвящённые исполнителям, музыкальным жанрам, разным видам спорта или отдельным знаменитым артистам, атлетам и прочим звёздам могут набирать меньше подписчиков, но объединяют самых преданных фанатов, а заодно оправдывают название «без контекста».

Некоторые авторы, наоборот, отходят от разделения на фандомы и стараются объединить людей, высмеивая национальные стереотипы разных стран или вообще собирая фейлы, нелепые поступки или абсурдные переписки не только без контекста, но и без привязки к какой-то общей теме.

Некоторые аккаунты ограничиваются одной темой, но сосредотачиваются не на сериалах или фильмах, а на более абстрактных вещах — ностальгии, войне в Афганистане или старых восточноевропейских мультфильмах. Одни таким образом пытаются заинтересовать как можно больше людей, не ограничивая круг читателей каким-либо фандомом, другие иронично обращаются к редким фанатам экзотики.

Разумеется, перечисленные аккаунты — только малая часть всех сообществ «без контекста». Одному только «Офису» в твиттере посвящено не менее десятка активных страниц, а самостоятельные аккаунты появляются и на других платформах — Tumblr, Reddit, «ВКонтакте», даже на TJ есть подсайт no context, где читатели собирают абсурдные комментарии.

https://tjournal.ru/post/641510

Как ведут крупные аккаунты

Кейси — 24-летняя фанатка ситкома «Парки и зоны отдыха» и администратор аккаунта out of context parks & rec, посвящённого сериалу. Девушка создала страницу около пяти лет назад, но первые годы проект не был так популярен. Успех пришёл вскоре после начала пандемии, когда неожиданно разошлись несколько твитов, связанных с болезнями и гигиеной.

Тогда Кейси поняла, что самые успешные посты «без контекста» — те, которые лучше всего попадают в контекст, но не первоисточника, а мировой. В том же году девушка подтвердила эту мысль — одним из самых популярных периодов существования аккаунта стали президентские выборы в США 2020 года, когда автор выкладывала картинки с отсылками к политической ситуации в стране.

«Эти кадры оказались так актуальны для зрителей, хотя сериал выходил пять, шесть, семь лет назад», — поделилась Кейси. И дело не только в попадании в главную тему дня — пандемию или выборы. Несколько владельцев аккаунтов рассказали, что их аудитория выросла в 2020 году: люди перестали выходить из дома и стали убивать время в соцсетях, часто находя выражение эмоций в кадрах из любимых сериалов.

Этот тренд даёт сериалам новую жизнь вне привычных телетрансляций или стримингов. А фанатам он дарит новые мемы и уникальный способ общения внутри сообщества.

Бриттани Николс

Авторы аккаунтов отмечают, что их читают не только фанаты шоу, видевшие их по несколько раз. К сообществу постоянно присоединяются новые зрители. Некоторые подписываются, вообще не зная о первоисточнике, а через какое-то время начинают смотреть сериал, чтобы понять контекст некоторых шуток.

«Это помогает познакомить с сериалом совершенно новую аудиторию — люди втягиваются, увидев скриншоты в соцсетях», — говорит владелица no context-аккаунта по «Наследникам» по имени Голез. Она также поделилась, как ведёт страницу: новые серии девушка смотрит по три раза — один для себя, ещё два раза, чтобы найти удачные кадры и сделать скриншоты.

Многим авторам также приходится строго организовывать файловую систему со скриншотами — разбивать их на множество папок, постоянно следить, что и куда попадает, и проставлять к картинкам теги и ключевые слова, чтобы не тратить много времени на поиск уже сохранённых кадров.

При этом работают авторы обычно бесплатно, несмотря на довольно большое количество подписчиков — вряд ли те оценят появление в ленте случайных промо-постов, а контекстная реклама на страницах «без контекста» выглядит как минимум абсурдно. Вместо этого аккаунты безвозмездно продвигают сами фильмы и сериалы, которым посвящают контент.

Студии и стриминговые сервисы это понимают, поэтому не мешают фанатам набирать подписчиков на защищённом авторским правом контенте. «Если бы для создателей эти страницы не были полезны, они бы их давно закрыли», — считает одна из сценаристок сериала «Начальная школа Эббот». Но студии не только не борются с фанатскими аккаунтами, но и создают собственные.

Один из самых заметных примеров out of context-аккаунта от авторов сериала посвящён сериалу «Сексуальное просвещение». Его ведут сами представители Netflix, заранее выбирая актуальные кадры из новых серий, а иногда там даже появляются эксклюзивные анонсы, которые обычно выкладывают только в официальных аккаунтах шоу или студии.

Хотя аккаунт от Netflix почти не выделяется на фоне фанатских проектов, а на страницу подписано больше 400 тысяч зрителей, не все отзываются об идее студии положительно. Часть пользователей расстраивается, что «корпорации присваивают себе классные вещи из интернета, после чего те сразу перестают быть классными».

Я против того, чтобы Netflix использовал этот тренд. Есть некоторые вещи, которые были придуманы в соцсетях и должны оставаться исключительно в руках онлайн-сообщества.

Бриттани Николс

Непосредственные авторы шоу — сценаристы, шоураннеры, актёры, для кого зрительское признание часто важнее прибыли, тоже поддерживают фанатов, но не пытаются повлиять на их творчество. «Мы пишем не для того, чтобы из этого получился хороший скриншот, но когда это происходит, всем нравится», — поделилась сценаристка Бриттани Николс.

Более того, некоторые создатели сериалов и сами становятся подписчиками аккаунтов «без контекста». Например, на фанатскую страницу по «Лучше звоните Солу» подписаны не только официальные страницы этого сериала и «Во все тяжкие», но и лично шоураннер Питер Гулд. А Кен Джонг, исполнитель роли Ченга в ситкоме «Сообщество», стал одним из первых читателей out of context community и помогал с продвижением. Теперь на аккаунт подписано несколько актёров и сценаристов.

Мы делаем это ради развлечения, поэтому просто не верится, что это зашло так далеко и даже достигло руководства Netflix. Авторы увидели, как все эти фанатские аккаунты подогревают интерес к их контенту, и даже стали делать свои страницы «без контекста» — потому что это работает.

Франческа Персик

#сериалы #кино #соцсети #мемы