Рекордный прирост, патриотические каналы и раскрутка Кадырова: как изменился телеграм на фоне боевых действий в Украине
Мессенджер стал главной соцсетью в России после блокировки почти всех зарубежных сервисов — в том числе и для сторонников военной операции.
Иллюстрация The Bell
Вскоре после начала вооружённого конфликта в Украине российские власти заблокировали твиттер, а компанию Meta, владеющую фейсбуком и инстаграмом, признали экстремистской организацией. Для многих россиян главной альтернативой ушедшим соцсетям стал телеграм.
В когда-то «вражеский государству» мессенджер Павла Дурова перебрались не только обычные пользователи, но и сторонники Кремля. Журналисты издания The Bell выпустили расследование о провластных телеграм-каналах, появившихся или активно развивающихся с начала боевых действий.
Активный рост аудитории и сотни новых каналов
- За четыре месяца с начала боевых действий в Украине аудитория телеграма выросла в два раза. По данным Mediascope, в июне сервисом хотя бы раз в день пользовались 40 миллионов человек — это почти треть всего населения России старше 12 лет;
- Ещё в марте телеграм перегнал WhatsApp и стал самым популярным мессенджером в стране. Такой рост объясняется блокировками ряда соцсетей в России. Официальные данные сервис не раскрывает, но в конце июня отчитался о 700 миллионах активных пользователей и отметил попадание в топ-5 самых загружаемых приложений в мире;
- Одной из главных тем для русскоязычных пользователей весной стал конфликт в Украине: уже 25 февраля появилось 35 каналов в поддержку российской армии, а спустя 100 дней таких аккаунтов было больше 500;
- Из 20 самых быстрорастущих телеграм-каналов в разделах «новости и СМИ» и «политика» только один оказался против действий Кремля — остальные 19 напрямую или косвенно одобряли военную операцию и повторяли официальную повестку российских властей. Также 15 из 20 каналов в списке — анонимные;
Топ-20 телеграм-каналов по приросту подписчиков с 25 апреля по 25 мая
- Быстрее всех подписчиков набрал канал «Прямой эфир». Он появился 25 февраля, а к середине июня на него было подписано уже 1,5 миллиона человек. По информации The Bell, сначала в аккаунте публиковали «сухие новости и военные хроники», но вскоре авторы заняли прокремлёвскую позицию, а также неоднократно выкладывали фейки;
- При этом «Прямой эфир» — закрытый канал, на него можно подписаться только после одобрения заявки на вступление администратором. Около половины подписчиков пришли в апреле и мае из-за регулярных (по 1,5 тысячи в месяц) упоминаний в других небольших каналах;
- Как выяснили репортёры, «Прямой эфир» и его канал-близнец «Россия в эфире» ведёт целая команда специалистов. Один из менеджеров канала рассказал, что работает из Чечни, но не ответил, финансирует ли работу аккаунта местная администрация. Установить владельцев и спонсоров журналистам так и не удалось.
Проект по раскрутке личного аккаунта Кадырова
- После начала военных действий в Украине онлайн-активность Рамзана Кадыров переместилась из «вражеского России» инстаграма в телеграм: помимо стандартных отчётов с мероприятий в официальном аккаунте главы Чечни стали появляться не только отчёты о действиях чеченских боевиков, но и личные посты и даже видеозаписи от Кадырова;
- При этом Kadyrov_95 стал самым быстрорастущим каналом среди всех политических (с 60 тысяч до 2,5 миллионов подписчиков за три месяца) и с запасом обогнал почти всех конкурентов. По количеству читателей это сейчас четвёртый русскоязычный аккаунт в мессенджере;
- Во многом такой рост объясняется системой цитирований и пересылок постов. Один из аналитиков аудитории в телеграм, с которым говорили The Bell, отметил, что многие сообщения чеченского политика и правда получают огромное число взаимодействий, но аномалий в соотношении активности и подписчиков он не заметил;
Определить, где такое «переопыление» происходит за деньги, а где является продвижением внутри одной сетки каналов, со стороны практически невозможно. Но в итоге получается такой информационный пузырь объемом в 2-3 миллиона живых людей, которые подписаны на одни и те же каналы.
Инфографика The Bell
- Одним из главных «любителей постов Кадырова» стал телеведущий Владимир Соловьёв. Он сам за время боевых действий набрал большой объём новых подписчиков, и расположился сразу за чеченским лидером по количеству читателей из политических аккаунтов;
Инфографика The Bell
- Журналисты отмечают, что увеличение подписчиков в телеграм-каналах только отчасти можно объяснить блокировкой других соцсетей, потому что рост некоторых аккаунтов был намного активнее, чем у многих других пользователей — даже тех, кто давно активно ведёт канал;
- Вероятно, многие новые анонимные каналы создали специально для раскрутки других аккаунтов. Например, в случае с Кадыровым большая часть репостов приходится всего на 20 каналов, включая его близких соратников, каналы с буквами Z в названии и на аватарке и отдельные каналы, посвящённые военным из Чечни;
- Точно неизвестно, кто занимается раскруткой телеграма Кадырова, но сразу несколько источников The Bell указали на команду Тины Канделаки. Сама она это отрицала ещё в марте, но в том же посте хвалила его канал, а позже неоднократно называла его лучшим в мессенджере. Похвалы от Канделаки заслужил и аккаунт Соловьёва.
Самый популярный канал о ситуации в Украине
- Главным телеграм-каналом о конфликте в Украине стал не «Прямой эфир» и не личные аккаунты Кадырова и Соловьёва, а анонимный канал «СМИ Россия Украина». До начала боевых действий аккаунт был посвящён киноиндустрии и к 24 февраля набрал 2 миллиона подписчиков, но затем резко сменил тематику;
- За три месяца на «СМИ Россия Украина» подписалось ещё 600 тысяч читателей, выведя страницу в топ-3 в России. Первое место занимает канал FUCK — в отличие от ближайших конкурентов, он является развлекательным. Однако, по информации The Bell, его ведёт та же команда, что занимается развитием аккаунта с третьего места;
- Авторы телегерам-канала пишут новости без ссылок на источники, нередко публикуют неподтверждённую и сомнительную информацию и критикуют западных политических лидеров;
- При этом канал выставлен на продажу за 33 миллиона рублей. По словам аналитика соцсетей, окупить такую сумму за счёт рекламы невозможно, но «на политических подрядах заработать её можно за 1-3 месяца, отбив стоимость и снова выставив на продажу»;
- Как утверждает нынешний анонимный владелец аккаунта, ежемесячно он получает с канала 3-5 миллионов рублей. В покупке заинтересованы сразу многие претенденты, включая «крупные медиахолдинги», но называть их владелец отказался. Источник в Russia Today ещё в апреле рассказал The Bell, что компания рассматривала покупку канала, но так и не решилась;
- Журналисты выяснили, что канал принадлежит 21-летнему Георгию Туеву из Уфы — у того есть небольшой личный канал, где он называет себя автором «СМИ Россия Украина» и ряда других успешных проектов. Также Туев не стал отрицать свою причастность к каналу в разговоре с The Bell;
- Туев уточняет, что не только не интересуется темой канала, но даже не формирует его новостную ленту: она наполняется за счёт продажи постов. Сам молодой человек занимается раскруткой каналов для перепродажи, а смену тематики объясняет актуальностью и интересом общества.
Честно сказать, я не согласен с контентом [в канале «СМИ Россия Украина»], и из-за этого у нас с партнёрами уже возникали споры. Я против выражения политической позиции. В общем, мне не нравится эта повестка, но я занимаюсь тем, чем должен, потому что это моя работа.
К тому же я вообще не читаю новости. Я считаю, что это не имеет смысла, потому что как такового добра и зла не существует, оно придумано для извлечения наживы, как писал Теодор Драйзер в книге «Финансист».
24 июня, за несколько часов до материала The Bell, на ютуб-канале Ксении Собчак вышло видео об инструментах пропаганды в телеграме. В ролике рассказывается про чуть менее популярные каналы, которые объединяют в общие крупные сетки для продвижения определённой повестки на большую аудиторию.
Собчак рассказала о разных видах провластных аккаунтов и пообщалась с несколькими авторами и менеджерами подобных проектов.
#расследования #telegram #конфликтвукраине #соцсети